Приготовления к посвящению Калачакры
11-07-2014, 05:57 | Напечатать
Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 10 июля 2014 года – Сегодня рано утром Его Святейшество Далай-лама отправился в павильон для проведения учений и в течение четырех часов выполнял церемонии самопосвящения. После обеда под палящими лучами полуденного солнца в месте проведения учений собралось примерно 144 тысячи человек, желающих принять участие в предварительных церемониях посвящения Калачакры. Его Святейшество подошел к краю сцены, пристально посмотрел в толпу, улыбнулся и помахал рукой, а собравшиеся ответили ему радостными криками и словами приветствия. В павильоне он поздоровался с ламами и почетными гостями, среди которых были Ганден Три Ринпоче, Сакья Дюнгсей Ринпоче, Дрикунг Чецанг Ринпоче и сикьонг Лобсанг Сенге.
Его Святейшество Далай-лама приветствует людей перед
началом приготовлений к посвящению Калачакры. Фото:
Манэль Бауэр.После чтения строф, восхваляющих Будду, «Сутры сердца» и строф из сочинения Нагарджуны «Коренные строфы о срединности», Его Святейшество сказал:
«Мы проведем посвящение Калачакры с опорой на песочную мандалу, и сегодня мы выполним предварительные церемонии. В мире множество религий. Все они учат любви, состраданию, терпимости, советуют своим последователям не поддаваться гневу и прощать обиды. Поскольку алчность приносит много бед, все религии также проповедуют умение довольствоваться малым и самодисциплину. Иногда мне кажется, что христианские практикующие намного больше трудятся на благо других. Христианские монахи и монахини также, как правило, ведут простую, скромную жизнь».
Его Святейшество еще раз подчеркнул, что все религиозные традиции несут похожие послания любви, сострадания, терпимости и самодисциплины, но различаются в своих философских воззрениях. В большинстве религий говорится о существовании бога-творца, и в этом есть свое значение. Когда люди верят в бога-творца, они видят во всем выражение его воли и стараются жить в соответствии с ней. Некоторые религиозные традиции проповедуют идею о прошлых и будущих жизнях, а христиане, например, верят, что душа после смерти отправляется в рай или ад. Однако буддисты не признают существования подобной души. Буддизм, опирающийся на традицию монастыря-университета Наланда, построен на логических обоснованиях. Сегодня, когда уровень образования в мире вырос, многих всерьез привлекает традиция Наланды, с ее упором на логическое обоснование и знания.
Его Святейшество сказал собравшимся, что поскольку в определенный момент церемонии ученикам должны раздать веточки травы куша и защитный шнурок, чтобы избежать возможной суматохи, можно начать раздачу ритуальных предметов пораньше.
«Мы собрались на буддийские учения, – заметил Его Святейшество, – в стране, в которую буддизм пришел из Тибета много веков назад и с тех пор процветает здесь. Многие из вас приехали из разных уголков Ладака и Гималайского региона, около 5 тысяч человек, преодолев немало трудностей, приехали из-за границы, из Китая и других буддийских стран. Я бы хотел поблагодарить организаторов за их усердный труд, без которого наша встреча не стала бы возможной.
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшим-
ся в восьмой день учений Калачакры. Фото: Мануэль
Бауэр.Какой бы религиозной традиции мы не следовали, каковы бы ни были различия в наших языках и обычаях, мы все хотим прожить счастливую жизнь. В буддизме мы говорим о том, что уму присуща природа ясного света. Все живые существа обладают умом, наделенным ясностью и осознаванием. Практика Калачакры учит, как проявить ум ясного света внутри себя».
Его Святейшество сказал, что каждому, кто приехал на эту встречу, необходимо доброе, теплое сердце и менее эгоистичное отношение к другим. Он добавил, что никто не хочет страданий, поэтому лучшее, что можно сделать, это стараться помогать людям или, по крайней мере, хотя бы не причинять им вреда.
«За три дня предварительных учений вы многое услышали, но самое важное – оставаться хорошим человеком и быть добрым по отношению к другим».
Его Святейшество объяснил, что он совершил ритуальное подношение торма, чтобы защитить процесс посвящения от нежелательных помех. Духов, которые могут вмешаться, попросили удовольствоваться подношением и не мешать посвящению. Его Святейшество также мысленно создал защитную ваджрную ограду.
«В течение последних трех дней учений не было необходимости считать меня вашим ламой или духовным учителем, но при посвящении Калачакры вам нужно иметь твердую веру в меня. Я мысленно преобразовал себя в Калачакру, поэтому мы готовимся вступить в отношения учителя и учеников.
Что касается духа Долгьяла, или Шугдена, я и сам раньше поклонялся ему, но когда провел исследование и нашел свидетельства тому, что во времена Пятого Далай-ламы Шугдена считали вредоносным духом, наносящим урон Дхарме и живым существам, я прекратил свои практики. Больше всего Долгьялу поклоняются последователи школ сакья и гепуг. Считается, что если вы последователь школы гелуг и посмели хранить у себя тексты или изображения школы ньингма, Долгьял вас накажет. В те времена, когда я сам ему поклонялся, я не мог учиться или практиковать учения других традиций. Прекратив поклонение Долгьялу, я обрел религиозную свободу.
Вид на место проведения учений Калачакры, где собра-
лись более 140 тысяч человек. Фото: Мануэль Бауэр.Если среди вас есть те, кто поклоняется Долгьялу, для вас будет лучше покинуть это место во время посвящения, поскольку ваши практики нарушат отношения ученика и учителя. Хотите ли вы продолжать свои практики, решать вам самим».
Его Святейшество объяснил, что и Пятый, и Тринадцатый Далай-ламы накладывали ограничения на практику поклонения Долгьялу, потому что они расшатывали духовные узы между учителем и учеником. Он заметил, что необыкновенно важно придерживаться несектантского подхода. Христианство, индуизм, иудаизм и ислам, к примеру, на протяжении долгого времени служат благу своих приверженцев, поэтому мы должны относиться к этим религиям с уважением. Замечательно, что они приносят пользу. Его Святейшество подчеркнул, что люди должны искренне исповедовать свою исконную веру. Межрелигиозная гармония и взаимоуважение бесконечно важны. Что касается тибетской буддийской традиции, независимо от того, принадлежим ли мы школе ньингма, сакья, кагью, гелуг или бон, нам следует уважать друг друга.
Его Святейшество обратил внимание на то, что последователи традиции бон изначально выполняли другие практики, но постепенно начали изучение классических буддийских текстов, таких как сочинение Чандракирти «Вступление на срединный путь». Он добавил, что с учетом сильного влияния Наланды на все тибетские буддийские традиции, совершенно неприемлемо сосредотачиваться на незначительных различиях между ними. Доверие и дружба – это то, что нам нужно сегодня.
Его Святейшество рассказал, что среди вопросов, заданных ученику Чже Цонкапы Кхедрубу-чже, был один от учителя сакья, передавшего ему учения традиции «Путь и плод». Вопрос касался того, может ли дзогчен считаться подлинным учением. Кхедруб-чже ответил, что практика дзогчена подходит людям с высоким уровнем постижения Дхармы, и если относиться к ней с пренебрежением, то это может стать причиной падения в ад. Его Святейшество добавил, что люди иногда критикуют дзогчен из-за дурных поступков, совершенных его последователями.
«Экуменизм, несектантство очень важны, и все великие тибетские учителя придерживались этих подходов, – сказал Его Святейшество. – Я нередко встречаю жителей западных стран, сильно привязанных к той или иной традиции, заявляющих, например, что они последователи исключительно школы гелуг или кагью. Ламы должны учить своих последователей не занимать подобную позицию, а вместо этого взращивать взаимоуважение между нашими религиозными традициями».
Волонтеры раздают траву куша в восьмой день учений
Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр.Что касается традиции Калачакры, Его Святейшество подчеркнул, что она была главной практикой Седьмого Далай-ламы, Калсанга Гьяцо; он отвечал за подготовку монахов из монастыря Намгьял и составил большое количество сочинений и наставлений. Его Святейшество пояснил термин «колесница тайной мантры», или ваджраяна, который означает, что практика проводится скорее тайно, нежели для широкой публики; мантра относится к защите ума, в данном случае от цепляния за то, какими вещи представляются.
Начав предварительные церемонии, Его Святейшество первым делом даровал обеты мирян, а затем, вслед за ним, собравшиеся прочли строфы о принятии прибежища и зарождении бодхичитты, бескорыстного желания освободить от страданий всех живых существ. В заключение он даровал обеты бодхисаттв. Его Святейшество упомянул, что обращение за прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе – это то, что отличает наши практики от небуддийских традиций, а зарождение бодхичитты делает нашу практику практикой махаяны. Проведя внутренне посвящение и посоветовав ученикам обратить внимание на сегодняшние сны, Его Святейшество объявил, что предварительные церемонии завершены. Он на машине вернулся в свою резиденцию, и вскоре потоки людей, покидавших Шивацель, постепенно иссякли.
Посвящение Калачакры продолжится завтра.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама приветствует людей перед
началом приготовлений к посвящению Калачакры. Фото:
Манэль Бауэр.
«Мы проведем посвящение Калачакры с опорой на песочную мандалу, и сегодня мы выполним предварительные церемонии. В мире множество религий. Все они учат любви, состраданию, терпимости, советуют своим последователям не поддаваться гневу и прощать обиды. Поскольку алчность приносит много бед, все религии также проповедуют умение довольствоваться малым и самодисциплину. Иногда мне кажется, что христианские практикующие намного больше трудятся на благо других. Христианские монахи и монахини также, как правило, ведут простую, скромную жизнь».
Его Святейшество еще раз подчеркнул, что все религиозные традиции несут похожие послания любви, сострадания, терпимости и самодисциплины, но различаются в своих философских воззрениях. В большинстве религий говорится о существовании бога-творца, и в этом есть свое значение. Когда люди верят в бога-творца, они видят во всем выражение его воли и стараются жить в соответствии с ней. Некоторые религиозные традиции проповедуют идею о прошлых и будущих жизнях, а христиане, например, верят, что душа после смерти отправляется в рай или ад. Однако буддисты не признают существования подобной души. Буддизм, опирающийся на традицию монастыря-университета Наланда, построен на логических обоснованиях. Сегодня, когда уровень образования в мире вырос, многих всерьез привлекает традиция Наланды, с ее упором на логическое обоснование и знания.
Его Святейшество сказал собравшимся, что поскольку в определенный момент церемонии ученикам должны раздать веточки травы куша и защитный шнурок, чтобы избежать возможной суматохи, можно начать раздачу ритуальных предметов пораньше.
«Мы собрались на буддийские учения, – заметил Его Святейшество, – в стране, в которую буддизм пришел из Тибета много веков назад и с тех пор процветает здесь. Многие из вас приехали из разных уголков Ладака и Гималайского региона, около 5 тысяч человек, преодолев немало трудностей, приехали из-за границы, из Китая и других буддийских стран. Я бы хотел поблагодарить организаторов за их усердный труд, без которого наша встреча не стала бы возможной.
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшим-
ся в восьмой день учений Калачакры. Фото: Мануэль
Бауэр.
Его Святейшество сказал, что каждому, кто приехал на эту встречу, необходимо доброе, теплое сердце и менее эгоистичное отношение к другим. Он добавил, что никто не хочет страданий, поэтому лучшее, что можно сделать, это стараться помогать людям или, по крайней мере, хотя бы не причинять им вреда.
«За три дня предварительных учений вы многое услышали, но самое важное – оставаться хорошим человеком и быть добрым по отношению к другим».
Его Святейшество объяснил, что он совершил ритуальное подношение торма, чтобы защитить процесс посвящения от нежелательных помех. Духов, которые могут вмешаться, попросили удовольствоваться подношением и не мешать посвящению. Его Святейшество также мысленно создал защитную ваджрную ограду.
«В течение последних трех дней учений не было необходимости считать меня вашим ламой или духовным учителем, но при посвящении Калачакры вам нужно иметь твердую веру в меня. Я мысленно преобразовал себя в Калачакру, поэтому мы готовимся вступить в отношения учителя и учеников.
Что касается духа Долгьяла, или Шугдена, я и сам раньше поклонялся ему, но когда провел исследование и нашел свидетельства тому, что во времена Пятого Далай-ламы Шугдена считали вредоносным духом, наносящим урон Дхарме и живым существам, я прекратил свои практики. Больше всего Долгьялу поклоняются последователи школ сакья и гепуг. Считается, что если вы последователь школы гелуг и посмели хранить у себя тексты или изображения школы ньингма, Долгьял вас накажет. В те времена, когда я сам ему поклонялся, я не мог учиться или практиковать учения других традиций. Прекратив поклонение Долгьялу, я обрел религиозную свободу.
Вид на место проведения учений Калачакры, где собра-
лись более 140 тысяч человек. Фото: Мануэль Бауэр.
Его Святейшество объяснил, что и Пятый, и Тринадцатый Далай-ламы накладывали ограничения на практику поклонения Долгьялу, потому что они расшатывали духовные узы между учителем и учеником. Он заметил, что необыкновенно важно придерживаться несектантского подхода. Христианство, индуизм, иудаизм и ислам, к примеру, на протяжении долгого времени служат благу своих приверженцев, поэтому мы должны относиться к этим религиям с уважением. Замечательно, что они приносят пользу. Его Святейшество подчеркнул, что люди должны искренне исповедовать свою исконную веру. Межрелигиозная гармония и взаимоуважение бесконечно важны. Что касается тибетской буддийской традиции, независимо от того, принадлежим ли мы школе ньингма, сакья, кагью, гелуг или бон, нам следует уважать друг друга.
Его Святейшество обратил внимание на то, что последователи традиции бон изначально выполняли другие практики, но постепенно начали изучение классических буддийских текстов, таких как сочинение Чандракирти «Вступление на срединный путь». Он добавил, что с учетом сильного влияния Наланды на все тибетские буддийские традиции, совершенно неприемлемо сосредотачиваться на незначительных различиях между ними. Доверие и дружба – это то, что нам нужно сегодня.
Его Святейшество рассказал, что среди вопросов, заданных ученику Чже Цонкапы Кхедрубу-чже, был один от учителя сакья, передавшего ему учения традиции «Путь и плод». Вопрос касался того, может ли дзогчен считаться подлинным учением. Кхедруб-чже ответил, что практика дзогчена подходит людям с высоким уровнем постижения Дхармы, и если относиться к ней с пренебрежением, то это может стать причиной падения в ад. Его Святейшество добавил, что люди иногда критикуют дзогчен из-за дурных поступков, совершенных его последователями.
«Экуменизм, несектантство очень важны, и все великие тибетские учителя придерживались этих подходов, – сказал Его Святейшество. – Я нередко встречаю жителей западных стран, сильно привязанных к той или иной традиции, заявляющих, например, что они последователи исключительно школы гелуг или кагью. Ламы должны учить своих последователей не занимать подобную позицию, а вместо этого взращивать взаимоуважение между нашими религиозными традициями».
Волонтеры раздают траву куша в восьмой день учений
Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр.
Начав предварительные церемонии, Его Святейшество первым делом даровал обеты мирян, а затем, вслед за ним, собравшиеся прочли строфы о принятии прибежища и зарождении бодхичитты, бескорыстного желания освободить от страданий всех живых существ. В заключение он даровал обеты бодхисаттв. Его Святейшество упомянул, что обращение за прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе – это то, что отличает наши практики от небуддийских традиций, а зарождение бодхичитты делает нашу практику практикой махаяны. Проведя внутренне посвящение и посоветовав ученикам обратить внимание на сегодняшние сны, Его Святейшество объявил, что предварительные церемонии завершены. Он на машине вернулся в свою резиденцию, и вскоре потоки людей, покидавших Шивацель, постепенно иссякли.
Посвящение Калачакры продолжится завтра.
Перевод: Ольга Селезнева