В монастыре Ганден Джангце возобновились учения Далай-ламы по ламриму, начатые в 2012 году

24-12-2014, 11:32  |  Напечатать

Мундгод, штат Карнатака, Индия, 23 декабря 2014 года – Более 25 тысяч человек, включая больше двух тысяч иностранцев из 43 стран мира, сегодня утром с нетерпением ожидали Его Святейшество Далай-ламу в монастыре Ганден Джангце. Он спустился из своих комнат, прошел по веранде, отвечая на приветствия сторонников и махая рукой старым друзьям, а затем вошел в храм через главный вход.

В монастыре Ганден Джангце возобновились учения Далай-ламы по ламриму, начатые в 2012 году
Его Святейшество Далай-лама приветствует монахов в
зале в первый день учений в монастыре Ганден Джангце.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В храме его встречали воодушевленными улыбками монахи, монахини и миряне. У трона Его Святейшество ждали Ганден Три Ринпоче, Шарпа и Джангце Чойдже, а также Линг Ринпоче, по просьбе которого Далай-лама два года назад начал даровать учения по 18 коренным текстам и комментариям традиции ламрим.

В начале сессии прочитали «Сутру сердца» на тибетском языке, затем приветственные строфы из Абхисамая-аламкары (Украшения ясного постижени) и Муламадхьямака-карики (Коренных строф о срединности), после чего пропели молитвы линии преемственности ламрим.

«Сегодня мы собрались здесь, в просторном монастыре Ганден Джангце, – начал Его Святейшество, – для проведения учений по трактату Жамара Пандиты по этапам пути к Пробуждению. Это сочениние – комментарий к ламриму «Простой путь» Панчена Лобсанга Чокьи Гьялцена. Передачу по нему я получил от одного ламы из Амдо. Я также дам комментарии по учениям Пабонки Ринпоче «Освобождение на вашей ладони», которые мне передал Кьябдже Триджанг Ринпоче. Если нам не удастся завершить учения на этот раз, продолжим в следующем году».

Его Святейшество заметил, что многие монахини и монахи приехали на учения из трех основных монастырей – Ганден, Сера и Дрепунг, а также из Ташилунпо и Намдролинга. Он добавил, что на протяжении шестисот лет эти монастыри оказывали сильнейшее влияние на Тибет и Монголию. Изучая классические буддийские тексты о бодхичитте и понимании пустоты, монахи этих монастырей служили Дхарме. Он порекомендовал при изучении классических сочинений отталкиваться от учения по этапам пути к пробуждению.

Его Святейшество сравнил широкий охват индийских классических произведений и более узкую направленность многих текстов, написанных в Тибете. В прошлом веке тибетцы были вынуждены отправиться в изгнание, столкнулись со множеством трудностей и рассеялись по всему свету. Но благодаря этому они стали смотреть на мир шире, чего никогда не произошло бы, останься они в Тибете. Его Святейшество процитировал замечание Харибхадры о двух видах учеников: одними движет вера, а другими – разум. В общем и целом, буддийское учение предназначено для людей с острым умом.

Его Святейшество сказал, что обычно начинает учения с краткого введения в буддизм, и хотя многие из присутствующих наверное уже слышали это введение раньше, он все же скажет несколько слов для тех, кто приехал из стран, в которых традиционно не исповедовали буддизм. Он напомнил о совете Будды анализировать, проверять и исследовать учение, подобно тому, как золотых дел мастер проверяет при покупке качество золота. Нагарджуна и другие великие учителя следовали этому совету и различали учения Будды с прямым смыслом, которые нужно понимать буквально, и учения со скрытым смыслом, нуждающиеся в толковании.

В монастыре Ганден Джангце возобновились учения Далай-ламы по ламриму, начатые в 2012 году
Его Святейшество Далай-лама друет учения по 18 корен-
ным текстам и комментариям традиции ламрим в монас-
тыре Ганден Джангце. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество заметил, что из семи миллиардов людей, живущих сегодня на Земле, по крайней мере один миллиард открыто называют себя неверующими. Среди шести миллиардов верующих, многие не очень искренни и следуют своей вере поверхностно и напоказ. Его Святейшество сказал, что его восхитил поступок Папы римского Франциска, отправившего в отставку немецкого епископа, который проповедовал умение довольствоваться малым и простоту образа жизни, а сам утопал в роскоши. Он добавил, что Три Ринпоче и тибетские настоятели тоже должны проявлять подобную строгость.

Его Святейшество разделил все духовные традиции на две основные группы: религии, которые проповедуют идею бога-творца (теистические), и религии, объясняющие все с точки зрения закона причинно-следственных связей и кармы (нетеистические). Суть закона причинно-следственной связи заключается в том, что происходящее с нами – результат наших собственных действий, совершенных в прошлом. В Индии живут буддисты, которые следуют примеру доктора Амбедкара и не признают слова «карма», поскольку его использовали брахманы, чтобы оправдать существование кастовой системы. Его Святейшество продолжил, сказав, что хотя в джайнизме нет идеи бога-творца, в нем признается существование бесконечного «я». Буддисты, с другой стороны, отрицают всякое независимое «я». Согласно подходу школы мадхьямака, «я» не является независимым, это обозначение, наложенное на основу потока ума.

Внутри буддизма палийская традиция в основном сосредоточена на текстах и практиках винаи. Санскритский канон, включающий в себя тантру, распространился в Китае, Корее, Японии и Вьетнаме. В 8-м веке Шантаракшита и Падмасамбхава принесли его в Тибет. Именно Шантаракшита вдохновил тибетцев на перевод буддийской литературы на их родной язык, и Его Святейшество сказал, что его очень трогают размышления о том, как 73-летний индийский наставник учил тибетский язык. Плоды этих трудов даровали каждому тибетцу возможность постигать учения Будды на родном языке. Санскрит сегодня стал уделом только ученых, а пали не передает всей глубины буддийской мысли. Из современных языков только тибетский наиболее полно способен выразить буддийские философские идеи, поэтому его сохранение крайне важно.

Его Святейшество сказал, что некоторые исследователи сомневаются, что учения махаяны и тантры были дарованы самим Буддой, и таким образом, подвергают сомнению чистоту тибетской буддийской традиции. Однако Чже Цонкапа пишет в «Большом руководстве к этапам пути к Пробуждению», что Четыре благородных истины признаются всеми школами буддизма, в то время, как все учения Будды опираются на Две истины. А чтобы понять Две истины, вам нужно полагаться на учения школы мадхьямака.

В монастыре Ганден Джангце возобновились учения Далай-ламы по ламриму, начатые в 2012 году
Некоторые из слушателей в первый день учений Его Свя-
тейшества Далай-ламы в монастыре Ганден Джангце.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Обратясь к трактату Жамара пандиты по этапам пути к Пробуждению, Его Святейшество упомянул, что во дворце Тринадцатого Далай-ламы в Норбулинке была фотография Жамара Ринпоче. Он также подчеркнул, что перед началом учений мы должны обратить внимание на свою мотивацию. Не следует слушать учения, ожидая награды или желая похвалиться потом, как много учений мы прослушали. Его Святейшество добавил, что принятие прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе делает нас буддистами. Взращивание бодхичитты делает нас последователями махаяны. Размышления о «я», выполняющем эти действия, ведет нас к пониманию того, что «я» не существует так, как нам это кажется.

Трактат Жамара пандиты начинается с шести предварительных практик: установление мотивации, подношение и так далее, которые Его Святейшество прочел перед тем, как обратиться к сочинению Пабонки Ринпоче «Освобождение на вашей ладони».

В перерыве на обед всем участникам учений предложили бесплатную вегетарианскую еду. Возвратясь в зал после перерыва, Его Святейшество сказал: «Если вы думаете только о собственном благе, вам достаточно стремиться только к освобождению, но если вы хотите помочь другим, вам нужно обрести пробуждение с опорой на бодхичитту. Мысли о собственном благополучии создают препятствия для обретения бодхичитты, без которой, какие бы тантрические практики мы не выполняли, мы не достигнем цели. Более того, нам необходимо понимание взаимозависимого возникновения. В трактате “Восхваление взаимозависимого возникновения” Чже Ринпоче восхищается этой доктриной не просто всем сердцем, но буквально всем своим существом».

Его Святейшество упомянул, что известный тибетский учитель Мипам, живший в конце 19-го – начале 20-го века, несколько критично высказывался о том, как Чже Ринпоче выражал эту идею. Ему очень метко возражал Миньяк Кунсанг Сонам, ученик Палтрула Ринпоче, как рассказывал Его Святейшеству Куну лама Ринпоче.

В монастыре Ганден Джангце возобновились учения Далай-ламы по ламриму, начатые в 2012 году
Некоторые из более чем 25 тысяч слушателей в первый
день учений Его Святейшества Далай-ламы в монастыре
Ганден Джангце. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество подчеркнул, что мало просто заучить текст: мы должны понять, какой смысл скрывается за словами и, опираясь на обретенное понимание, противостоять ложным взглядам на «я». Он добавил, что некоторые полагают, что эти наставления должны быть претворены в практику, тогда как пять классических текстов – лишь источник для интеллектуального осмысления. Что касается порядка обучения, Его Святейшество упомянул практические наставления, когда учитель дает ученику небольшую часть учения, и только когда тот освоит ее на практике, приступает к наставлениям по следующей части. Он привел в пример Миларепу, который покидал пещеру отшельника лишь за тем, чтобы обратиться к своему учителю за разъяснениями. Получив их, он возвращался в уединение. В своем сочинении Пабонка Ринпоче упоминает, что хотел бы поделиться с учениками практическими рассуждениями.

Именно в традиции Наланды начали выделять три вида чистоты – чистота наставлений учителя, чистота ума ученика и чистота содержания Дхармы; традиция Викрамашилы описывает величие автора, величие учения и то, как нужно его слушать. В «Освобождении на вашей ладони» подробно рассказывается о жизни Атиши и его переезде в Тибет.

Завершив чтение жизнеописания Атиши, Его Святейшество сказал: «Вот таким был Атиша. Нам всем следует стремиться стать такими, как он – умными, образованными, добрыми и нравственными».

Его Святейшество упомянул, что Тринадцатый Далай-лама очень благоволил Пабонке Ринпоче на раннем этапе его жизни, когда тот придерживался несектантского подхода, получал учения традиции нингма, такие посвящения, как посвящение Хаягривы, и проводил длительные затворничества. Однако после того, как Пабонка Ринпчое стал поклоняться Шугдену и стал откровенным сектантом, Тринадцатый Далай-лама решительно от него отдалился.

Перед завершением сессии Его Святейшество сказал, что два важных сочинения – «Ступени созерцания » Камалашилы и «Светоч на пути к пробуждению» Атиши были написаны по просьбе тибетских царей. Он также сравнил подходы Чже Цонкапы в «Трех основах пути» и Атиши в «Светоче на пути к пробуждению». Первый опирается на четыре способа отвращения ума от притягательных сторон круговорота бытия, тогда как во втором описаны люди с тремя типами духовных способностей.

Затем храм наполнили гулкие голоса учеников, читающих молитву традиции ламрим, которая и завершила сегодняшнюю сессию. Учения возобновятся завтра утром.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 4 015  |  Тэги: Индия Мундгод учения ламрим
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

2024.11.22-2024.11.25
22–25 НОЯБРЯ 09:00; 14:00 (мск) – Троицкий хурул (Рипа). Практика гневной дакини Трома Нагмо с Ламой Пема Ранриг. Очно в Калмыкии.

Открыта регистрация на ежегодный осенний семинар с Чокьи Ньимой Ринпоче
Открыта регистрация для онлайн-участия в ежегодном осеннем семинаре с Чокьи Ньимой Ринпоче, который пройдет с 24 ноября по 8 декабря. Семинар этого года будет проводиться в только что торжественно ...

Основные разделы сайта