В монастыре Ганден Джангце прошел пятый день учений Далай-ламы по ламриму
28-12-2014, 09:05 | Напечатать
Мундгод, штат Карнатака, Индия, 27 декабря 2014 года – Тысячи монахинь, монахов и мирян заместились в нижнем этаже и главных помещениях храма, на его верандах и под большим навесом во дворе, приготовившись слушать Его Святейшество Далай-ламу. Сегодня утром он приехал из монастыря Ганден Шарце немного раньше назначенного.
Его Святейшество Далай-лама воздает знаки почтения
статуе Будды в начале пятого дня учений. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество продолжил учения по сочинению Шамара Пандиты об этапах пути к Пробуждению, и дойдя до упоминания о четырехчастной Сангхе, пояснил, что она состоит из полностью посвященных монахов и монахинь, а также практикующих в миру мужчин и женщин. Поскольку Будда даровал полное посвящение монахам и монахиням, четырехчастная Сангха должна включать в себя и бхикшуни. Однако, когда практики винаи или монастырской дисциплины пришли в Тибет, источником их была традиция муласарвастивада и только монахи могли получать полное посвящение. Так случилось, потому что из Индии не пригласили ни одну бхикшуни традиции муласарвастивада. Посвящение бхикшуни в соответствии с традицией дхармагупта существует в Китае и Вьетнаме. Его Святейшество сказал, что прилагает немало усилий для созыва международной встречи, чтобы обсудить и принять решение по вопросу посвящения бхикшуни, составляющих неотъемлемую часть четырехчастной Сангхи.
Коснувшись темы веры, Его Святейшество рассказал, как встретил однажды странников на дороге в округе Лахул и Спити. Он спросил, буддисты ли они, и те ответили утвердительно. Он спросил, что по их мнению, главное в буддизме, и люди ответили: «Принятие прибежища». Он спросил: «Прибежище в чем?», но ответа не последовало. Его Святейшество спросил, что такое Будда, но они снова не смогли ответить. Тогда он заметил, что может быть Будда и Брахма это одно и то же, и странники согласились. Поэтому, сказал Его Святейшество, если вы принимаете прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, очень важно, чтобы ваша вера опиралась на понимание и логическое обоснование. Мало принять прибежище просто потому, что так делали ваши прадеды. Если бы этого было достаточно, не было бы нужды в изучении более чем трехсот томов собрания Кангьюра и Тенгьюра.
«Если вы не знаете, что такое пробуждение, – продолжил Его Святейшество, – как вы сможете зародить бодхичитту? Бодхисаттвы стремятся к пробуждению, опираясь на мудрость, и заботятся о живых существах с опорой на бодхичитту.
Некоторые из многих тысяч монахов и монахинь слушают
наставления Его Святейшества Далай-ламы в пятый день
учений. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Для тренировки ума необходимо исследовать тонкое непостоянство и страдания четырех характеристик каждой из Четырех благородных истин. Я анализирую эти 16 характеристик каждый день. Я также размышляю о бодхичитте и, выполняя аналитическую медитацию, уделяю внимание 37 факторам пробуждения».
Его Святейшество рассказал о разнообразных подходах разных традиций ламрима. Сочинение, написанное Геше Шаравой, а также «Драгоценное украшение освобождения» Чже Гампопы начинаются с описания природы Будды. В других традициях дальновидно придерживаются идеи, что начинать нужно с концепции обмена себя на других.
После изложения размышлений о ценности человеческого рождения и необходимости наполнить свою жизнь смыслом в текстах уделяется внимание непостоянству и смерти, которые происходят на более грубом уровне. Нагарджуна подчеркивал, что непостоянство и бессамостность играют важнейшую роль в тренировке ума, поэтому размышления о смерти не должны нагонять на нас уныние.
Затронув тему смерти, Его Святейшество рассказал о явлении под названием «тукдам», которое, согласно объяснениям буддистов, происходит, когда тонкое сознание остается в физическом теле после наступления клинической смерти. Его Святейшество упомянул, что недавно видел фотографию монгола, который оставался в посмертной медитации 25 дней. Он добавил, что еще в середине 20-го века ученые не верили, что ум может существовать независимо от мозга. Сегодня многие ученые признают такую возможность. Получены научные данные, свидетельствующие о том, что мысли изменяют нейронные цепи в мозге, хотя в недавнем прошлом это считалось абсолютно невозможным. Он повторил, что древняя индийская литература – бесценный источник знаний об уме, и эти знания могут буквально преобразовать мир в 21-м веке. Однако, эти изменения должны опираться на логическое обоснование и образование, а не на слепую веру.
Продолжив тему смерти, Его Святейшество обратил внимание на то, что несмотря на свои прославленные деяния, строители Великой китайской стены и Тадж-Махала умерли, когда пришло их время. С буддийской точки зрения намного важнее тонкий ум, который сохраняется после смерти. Он является хранителем наших кармических отпечатков.
Его Святейшество Далай-лама дарует наставления в пя-
тый день учений. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Размышления о смерти заставляют нас задуматься о том, что по-настоящему значимо в жизни. Будда говорил, что жизнь в миру полна недостатков. Сначала, будучи ребенком, вы учитесь, потом ищете работу, женитесь, заводите детей и вам кажется, что их или слишком много, или слишком мало. Детей нужно вырастить и дать им образование. Затем вы беспокоитесь о том, какую работу они найдут и так далее. Вот такой нескончаемый перечень тревог и забот. Если, с другой стороны, вы начинаете практиковать Дхарму, появляется надежда на обретение освобождения. Будда на личном примере показал, что ради обретения освобождения необходимо усердно трудиться.
Размышляя о смерти, необходимо делать упор на трех основных положениях: смерть неизбежна; мы не знаем, когда она наступит; в момент смерти нам смогут помочь только духовные переживания и опыт. Отсюда следуют девять обоснований: смерть определенно наступит; нашу жизнь нельзя продлить; пока мы живы, у нас очень мало времени для духовной практики. Мы не знаем времени нашей смерти, поскольку продолжительность жизни в нашем мире нельзя определить с точностью; причин смерти множество, а причин жизни очень мало; человеческое тело очень хрупкое. Когда наступит смерть, нам не помогут друзья, не поможет богатство и даже наше тело будет бесполезно. Однако, вопреки всему вышеперечисленному, даже находясь на грани собственной смерти или видя, как умирает другой, мы отказываемся понять, что это произойдет и с нами. Но мы тоже умрем.
Его Святейшество сравнил отношение к смерти с нашим отношением к последствиям глобального изменения климата. Погодные условия становятся все более экстремальными, тают ледники, поднимается уровень моря, угрожая затопить крупные города. А люди продолжают воевать и конфликтовать. Если бы мы относились друг к другу более дружественно и стремились к сотрудничеству, возможно, некоторые беды можно было бы предотвратить.
Читая первую книгу Шамара Пандиты, а затем «Освобождение на вашей ладони» Пабонки Ринпоче, Его Святейшество описал сцену смерти в своей постели. «Представьте, одеяло промокло от пота, вокруг родственники, беспомощные и чрезвычайно встревоженные. Когда вы на самом деле умерли, никто не может дать гарантии, где вы родитесь в следующий раз; вас окружает полная неопределенность. После смерти ваше тело унесут из дома и похоронят».
Его Святейшество упомянул, что по мнению Чже Цонкапы, идеи бодхичитты и состояния сознания Будды необходимо объяснять людям как можно раньше, чтобы у них появилось представление о пути в целом. Он считал, что разрыв между началом духовной практики и зарождением бодхичитты означает упущенные возможности, поскольку бодхичитта и есть самая суть духовного пути.
Его Святейшество Далай-лама читает молитвы в завер-
шение пятого дня учений. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)«Для того, чтобы практиковать Дхарму, не нужно обустраивать в своем доме комнатку и сидеть там в позе лотоса. Необходимо постоянно наблюдать за своим умом, где бы вы ни находились. Подобная осознанность бесконечно важна, ведь обладая ей, вы всегда будете знать, что нужно и чего не нужно делать. Дхарма не означает, что нужно переезжать в новые места, это постоянное наблюдение за своим умом, где бы вы ни находились».
Тем, чьи умы постоянно отвлекаются, большую пользу принесет привычка анализировать. Анализ побуждает наш ум остановиться на определенном объете, который его заинтересовал. Это помогает сосредотачивать разбросанный ум. Многие люди находят однонаправленную медитацию очень сложной, поскольку ум приходится ограничивать без видимой причины. Им очень поможет анализ.
«Мы должны быть дальновидными с самого начала. Как я говорил раньше, сострадание направлено на помощь всем живым существам, а мудрость устремляет нас к обретению сознания Будды. Если вы чувствуете себя несвободно, это может привести к стрессу и депрессии. В таком случае лучше отдохнуть и расслабиться. Дхарма помогает справиться с беспокоящими эмоциями. Из всех восьми мирских забот сложнее всего отказаться от желания иметь хорошую репутацию. Вы хотите, чтобы вас считали хорошим медитирующим и практикующим. Это одно из следствий неосознанного отношения к смерти».
Завтра местные тибетцы поднесут Его Святейшеству пуджу долгой жизни. Он продолжит учения по произведениям Пандиты Шамара и Пабонки Ринпоче, хотя, как ожидается, не успеет прочесть их до конца. Учения по ним, как уже было обещано, завершатся в следующем году.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама воздает знаки почтения
статуе Будды в начале пятого дня учений. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
Коснувшись темы веры, Его Святейшество рассказал, как встретил однажды странников на дороге в округе Лахул и Спити. Он спросил, буддисты ли они, и те ответили утвердительно. Он спросил, что по их мнению, главное в буддизме, и люди ответили: «Принятие прибежища». Он спросил: «Прибежище в чем?», но ответа не последовало. Его Святейшество спросил, что такое Будда, но они снова не смогли ответить. Тогда он заметил, что может быть Будда и Брахма это одно и то же, и странники согласились. Поэтому, сказал Его Святейшество, если вы принимаете прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, очень важно, чтобы ваша вера опиралась на понимание и логическое обоснование. Мало принять прибежище просто потому, что так делали ваши прадеды. Если бы этого было достаточно, не было бы нужды в изучении более чем трехсот томов собрания Кангьюра и Тенгьюра.
«Если вы не знаете, что такое пробуждение, – продолжил Его Святейшество, – как вы сможете зародить бодхичитту? Бодхисаттвы стремятся к пробуждению, опираясь на мудрость, и заботятся о живых существах с опорой на бодхичитту.
Некоторые из многих тысяч монахов и монахинь слушают
наставления Его Святейшества Далай-ламы в пятый день
учений. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество рассказал о разнообразных подходах разных традиций ламрима. Сочинение, написанное Геше Шаравой, а также «Драгоценное украшение освобождения» Чже Гампопы начинаются с описания природы Будды. В других традициях дальновидно придерживаются идеи, что начинать нужно с концепции обмена себя на других.
После изложения размышлений о ценности человеческого рождения и необходимости наполнить свою жизнь смыслом в текстах уделяется внимание непостоянству и смерти, которые происходят на более грубом уровне. Нагарджуна подчеркивал, что непостоянство и бессамостность играют важнейшую роль в тренировке ума, поэтому размышления о смерти не должны нагонять на нас уныние.
Затронув тему смерти, Его Святейшество рассказал о явлении под названием «тукдам», которое, согласно объяснениям буддистов, происходит, когда тонкое сознание остается в физическом теле после наступления клинической смерти. Его Святейшество упомянул, что недавно видел фотографию монгола, который оставался в посмертной медитации 25 дней. Он добавил, что еще в середине 20-го века ученые не верили, что ум может существовать независимо от мозга. Сегодня многие ученые признают такую возможность. Получены научные данные, свидетельствующие о том, что мысли изменяют нейронные цепи в мозге, хотя в недавнем прошлом это считалось абсолютно невозможным. Он повторил, что древняя индийская литература – бесценный источник знаний об уме, и эти знания могут буквально преобразовать мир в 21-м веке. Однако, эти изменения должны опираться на логическое обоснование и образование, а не на слепую веру.
Продолжив тему смерти, Его Святейшество обратил внимание на то, что несмотря на свои прославленные деяния, строители Великой китайской стены и Тадж-Махала умерли, когда пришло их время. С буддийской точки зрения намного важнее тонкий ум, который сохраняется после смерти. Он является хранителем наших кармических отпечатков.
Его Святейшество Далай-лама дарует наставления в пя-
тый день учений. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Размышляя о смерти, необходимо делать упор на трех основных положениях: смерть неизбежна; мы не знаем, когда она наступит; в момент смерти нам смогут помочь только духовные переживания и опыт. Отсюда следуют девять обоснований: смерть определенно наступит; нашу жизнь нельзя продлить; пока мы живы, у нас очень мало времени для духовной практики. Мы не знаем времени нашей смерти, поскольку продолжительность жизни в нашем мире нельзя определить с точностью; причин смерти множество, а причин жизни очень мало; человеческое тело очень хрупкое. Когда наступит смерть, нам не помогут друзья, не поможет богатство и даже наше тело будет бесполезно. Однако, вопреки всему вышеперечисленному, даже находясь на грани собственной смерти или видя, как умирает другой, мы отказываемся понять, что это произойдет и с нами. Но мы тоже умрем.
Его Святейшество сравнил отношение к смерти с нашим отношением к последствиям глобального изменения климата. Погодные условия становятся все более экстремальными, тают ледники, поднимается уровень моря, угрожая затопить крупные города. А люди продолжают воевать и конфликтовать. Если бы мы относились друг к другу более дружественно и стремились к сотрудничеству, возможно, некоторые беды можно было бы предотвратить.
Читая первую книгу Шамара Пандиты, а затем «Освобождение на вашей ладони» Пабонки Ринпоче, Его Святейшество описал сцену смерти в своей постели. «Представьте, одеяло промокло от пота, вокруг родственники, беспомощные и чрезвычайно встревоженные. Когда вы на самом деле умерли, никто не может дать гарантии, где вы родитесь в следующий раз; вас окружает полная неопределенность. После смерти ваше тело унесут из дома и похоронят».
Его Святейшество упомянул, что по мнению Чже Цонкапы, идеи бодхичитты и состояния сознания Будды необходимо объяснять людям как можно раньше, чтобы у них появилось представление о пути в целом. Он считал, что разрыв между началом духовной практики и зарождением бодхичитты означает упущенные возможности, поскольку бодхичитта и есть самая суть духовного пути.
Его Святейшество Далай-лама читает молитвы в завер-
шение пятого дня учений. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
Тем, чьи умы постоянно отвлекаются, большую пользу принесет привычка анализировать. Анализ побуждает наш ум остановиться на определенном объете, который его заинтересовал. Это помогает сосредотачивать разбросанный ум. Многие люди находят однонаправленную медитацию очень сложной, поскольку ум приходится ограничивать без видимой причины. Им очень поможет анализ.
«Мы должны быть дальновидными с самого начала. Как я говорил раньше, сострадание направлено на помощь всем живым существам, а мудрость устремляет нас к обретению сознания Будды. Если вы чувствуете себя несвободно, это может привести к стрессу и депрессии. В таком случае лучше отдохнуть и расслабиться. Дхарма помогает справиться с беспокоящими эмоциями. Из всех восьми мирских забот сложнее всего отказаться от желания иметь хорошую репутацию. Вы хотите, чтобы вас считали хорошим медитирующим и практикующим. Это одно из следствий неосознанного отношения к смерти».
Завтра местные тибетцы поднесут Его Святейшеству пуджу долгой жизни. Он продолжит учения по произведениям Пандиты Шамара и Пабонки Ринпоче, хотя, как ожидается, не успеет прочесть их до конца. Учения по ним, как уже было обещано, завершатся в следующем году.
Перевод: Ольга Селезнева