Первый день учений Далай-ламы в австралийском городке Леура
6-06-2015, 13:09 | Напечатать
Леура, штат Новый Южный Уэльс, 5 июня 2015 года – Сегодня утром, когда Его Святейшество Далай-лама вошел в пустой зал для проведения учений, на часах еще не было восьми. Он поклонился священным изображениям и сел перед маленьким павильоном с мандалой, спиной к залу. Его Святейшество начал подготовительные церемонии для посвящения Ваджрабхайравы. Примерно полчаса спустя зал начали заполнять люди, которые тихо рассаживались по своим местам. Монахи и монахини разместились в первых рядах. Как только ритуалы были завершены, Его Святейшество, сделав небольшой перерыв, вернулся в зал и поприветствовал своих учеников:
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуалы
перед тем, как даровать посвящение Ваджрабхайравы.
Фото: Расти Стюарт.«Братья и сестры, я счастлив снова быть здесь. Со многими из вас, австралийцами и новозеландцами, я знаком уже много лет, поэтому нынешние учения очень походят на встречу стародавних друзей, а также дарят возможность завязать новую дружбу. Мы все братья и сестры, наделенные равными возможностями для обретения счастливой жизни. Но главный источник счастья не в материальных ценностях, а в наших внутренних достоинствах. В каждом из нас есть природа Будды и потенциал преодолеть страдания. Верим ли мы в бога-творца или следуем по стопам Будды, наши религии дарят нам уверенность и внутреннюю силу.
Наше будущее зависит от остального человечества. Мы люди, и каждый из нас должен внести свою лепту в то, чтобы сделать человечество здоровым и счастливым. Поскольку все основные религиозные традиции проповедуют любовь, сострадание и прощение, каждая из них способна помочь человеку обрести внутренний покой и мир. Между нашими верами немало философских расхождений, но это всего лишь различные пути, ведущие к одной и той же цели. Поэтому очень печально, когда религия становится поводом для раздоров и насилия.
В моей жизни есть три главных обязательства: как человек я стараюсь сделать других людей более счастливыми; как буддийский монах способствую межрелигиозной гармонии и как тибетец пекусь о сохранении родной культуры. В 2011 году я полностью сложил с себя все политические полномочия, но меня очень беспокоит сохранение тибетской буддийской культуры и хрупкой природы Тибета».
Его Святейшество сказал, что в конце прошлого визита в Австралию два года назад, он заметил, что следующие тантрические учения могут быть интересны монахам, монахиням, а также мирянам, искренне интересующимся буддизмом. Перед началом учений он хотел бы рассказать, как буддийская Дхарма появилась в Тибете. Это произошло в два этапа. Сначала, еще до Атиши и переводчика Ринчена Зангпо, появилась традиция ньингма. Во время второго этапа распространились традиции сакья, кагью, гелуг и джонанг. Общая структура пути совпадала во всех этих традициях, все они опирались на логику и обоснование. Однако тантрические учения каждой традиции подходят только определенным ученикам, и поэтому разнятся. Например, каналы, энергии и субстанции по-разному объясняются в Гухьясамадже-тантре и Калачакра-тантре.
В зале во время первого дня учений Его Святейшества Далай-ламы
в Леуре. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ).«Я не устаю повторять, что тибетский буддизм наследует чистую линию традиции монастыря-университета Наланда, потому что некоторые продолжают называют нашу традицию “ламаизмом”, как будто ее придумали ламы. Но на самом деле основателем школы ньингма стал Шантаракшита, один из величайших ученых-философов Наланды, о чем свидетельствуют его сочинения по логике и философии, и Падмасамбхава, среди восьми гуру которого были великие наставники Наланды, например, Нагарджуна. Учения школы кагью восходят в основном к Наропе, выдающемуся ученому-философу Наланды, а учения сакьи – к Вирвапе, который жил в университете-монастыре Наланда под именем Дхармапала. Его постижение было столь глубоко, что дакини Хеваджры собирались в его келье, чтобы обсудить учение. Монах, ответственный за дисциплину, услыхав однажды доносящиеся из кельи Дхармапалы женские голоса, изгнал его из монастыря, и тот стал йогином Вирвапой. Атиша, к которому восходят учения традиции кадам, был учителем монастыря-университета Викрамашила, который следовал традициям Наланды. Поэтому с полным основанием можно говорить, что тибетский буддизм наследует традицию Наланды, в которой колоссальная роль отводится логике и обоснованию».
Обратившись к необходимости убедиться в достоинствах учения и учителя, Его Святейшество привел слова Сакья-пандиты, который обращал внимание на то, что покупая драгоценности и другие вещи, люди очень тщательно осматривают приобретаемый товар. Они проводят самые разные проверки. Но когда речь заходит о Дхарме, люди считают само собой разумеющимся, что учение и учитель истинные. Однако крайне необходимо проверять и их. Чже Цонкапа в «Этапах на пути к пробуждению» объяснял, что лама, человек, который должен усмирить других, прежде всего должен обуздать себя самого. Он обязан совершенствоваться в Трех высших тренировках.
Его Святейшество заметил: «Сегодня последователи Будды должны быть буддистами 21-го века, которые знают, чему учит буддизм. Огромную пользу здесь принесет чтение и изучение классических сочинений учителей Наланды, в которых они опровергали доводы своих оппонентов, утверждали собственные позиции и отвечали на критику. Буддийская практика по сути призвана преобразовывать наши эмоции с опорой на человеческие умственные способности.
Последние 40 лет я без устали призываю монахов, даже из тех монастырей, где основу практику составляют ритуалы и церемонии, учиться. С той же просьбой я обращаюсь и к монахиням, и на сегодняшний день уже согласованы требования для присвоения степени геше-ма. Более того, и миряне начали учиться».
Его Святейшество Далай-лама дает наставления в первый день
учений в Леуре. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ).Хотя основные учения, которые дарует Его Святейшество, будут касаться высшей йоги-тантры, в качестве предварительных учений он даст объяснения «Трех аспектов пути» Чже Цонкапы, потому что там раскрывается тема бодхичитты и мудрость понимания пустоты, без знания которых мы не можем начинать тантрических практик. Пока мы не одолеем неведение, опираясь на понимание того, что вещи возникают зависимо, что они не наделены истинным существованием, а существуют только лишь как обозначения, мы не сможем обрести прекращение [страданий] или освобождение.
Его Святейшество добавил, что именно понимание того, что «я» это всего лишь обозначение, и что ум и тело, на которые оно наложено, также пусты (лишены самобытия), больше всего подрывает разрушительные эмоции. Бодхичитта усиливает это понимание, поскольку она противостоит нашей чрезмерной сосредоточенности на себе. Его Святейшество пояснил, что в «Трех аспектах пути» говорится о том, что постижение пустоты устраняет неведение и препятствия для знания. Бодхичитта, опирающаяся на сострадание, это желание активно действовать ради освобождения других от страданий. Однако, без осознания наших собственных страданий, мы не сможем помочь другим. Поэтому в первую очередь нужно развивать решимость освободиться самому.
После обеда Его Святейшество прочел сочиненное им восхваление 17 пандитам славной Наланды. Он обратил внимание на то, что ученые-философы и опытные практикующие Древней Индии владели серьезными знаниями об устройстве ума, утерянные в современной Индии, однако в буддизме эти традиции сохранились в целости и сохранности. Он упомянул, что раньше принято было возносить хвалу Шести украшениям мира и Двоим Высшим, в круг которых не включали таких учителей как Шантидева и Вимуктисена, поэтому Его Святейшество решил написать молитву, в которой воздавалось бы должное заслугам и других великих учителей. Одним из последних известных наставников Наланды был Атиша, автор сочинения «Светоч на пути к пробуждению». Оно оказало огромное влияние на все тибетские буддийские традиции, в каждой из которой есть описания этапов пути.
В заключение Его Святейшество заметил, что в прошлом некоторые утверждали, что не только махаяна, но и тантраяна не являются истинными учениями Будды. Однако несколько выдающихся индийских учителей защищали буддийское происхождение обеих колесниц.
Когда Его Святейшество приступил к проведению предварительной части посвящения Ваджрабхайравы, он объявил, что сам впервые получил это посвящение от Тагдрага Ринпоче, а затем несколько раз, при подходящем случае, его даровал ему Линг Ринпоче. Во время сегодняшнего посвящения раздавать участникам различные церемониальные атрибуты поручили монахиням. Посвящение продолжится завтра.
Перевод: Ольги Селезнева
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуалы
перед тем, как даровать посвящение Ваджрабхайравы.
Фото: Расти Стюарт.
Наше будущее зависит от остального человечества. Мы люди, и каждый из нас должен внести свою лепту в то, чтобы сделать человечество здоровым и счастливым. Поскольку все основные религиозные традиции проповедуют любовь, сострадание и прощение, каждая из них способна помочь человеку обрести внутренний покой и мир. Между нашими верами немало философских расхождений, но это всего лишь различные пути, ведущие к одной и той же цели. Поэтому очень печально, когда религия становится поводом для раздоров и насилия.
В моей жизни есть три главных обязательства: как человек я стараюсь сделать других людей более счастливыми; как буддийский монах способствую межрелигиозной гармонии и как тибетец пекусь о сохранении родной культуры. В 2011 году я полностью сложил с себя все политические полномочия, но меня очень беспокоит сохранение тибетской буддийской культуры и хрупкой природы Тибета».
Его Святейшество сказал, что в конце прошлого визита в Австралию два года назад, он заметил, что следующие тантрические учения могут быть интересны монахам, монахиням, а также мирянам, искренне интересующимся буддизмом. Перед началом учений он хотел бы рассказать, как буддийская Дхарма появилась в Тибете. Это произошло в два этапа. Сначала, еще до Атиши и переводчика Ринчена Зангпо, появилась традиция ньингма. Во время второго этапа распространились традиции сакья, кагью, гелуг и джонанг. Общая структура пути совпадала во всех этих традициях, все они опирались на логику и обоснование. Однако тантрические учения каждой традиции подходят только определенным ученикам, и поэтому разнятся. Например, каналы, энергии и субстанции по-разному объясняются в Гухьясамадже-тантре и Калачакра-тантре.
В зале во время первого дня учений Его Святейшества Далай-ламы
в Леуре. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ).
Обратившись к необходимости убедиться в достоинствах учения и учителя, Его Святейшество привел слова Сакья-пандиты, который обращал внимание на то, что покупая драгоценности и другие вещи, люди очень тщательно осматривают приобретаемый товар. Они проводят самые разные проверки. Но когда речь заходит о Дхарме, люди считают само собой разумеющимся, что учение и учитель истинные. Однако крайне необходимо проверять и их. Чже Цонкапа в «Этапах на пути к пробуждению» объяснял, что лама, человек, который должен усмирить других, прежде всего должен обуздать себя самого. Он обязан совершенствоваться в Трех высших тренировках.
Его Святейшество заметил: «Сегодня последователи Будды должны быть буддистами 21-го века, которые знают, чему учит буддизм. Огромную пользу здесь принесет чтение и изучение классических сочинений учителей Наланды, в которых они опровергали доводы своих оппонентов, утверждали собственные позиции и отвечали на критику. Буддийская практика по сути призвана преобразовывать наши эмоции с опорой на человеческие умственные способности.
Последние 40 лет я без устали призываю монахов, даже из тех монастырей, где основу практику составляют ритуалы и церемонии, учиться. С той же просьбой я обращаюсь и к монахиням, и на сегодняшний день уже согласованы требования для присвоения степени геше-ма. Более того, и миряне начали учиться».
Его Святейшество Далай-лама дает наставления в первый день
учений в Леуре. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ).
Его Святейшество добавил, что именно понимание того, что «я» это всего лишь обозначение, и что ум и тело, на которые оно наложено, также пусты (лишены самобытия), больше всего подрывает разрушительные эмоции. Бодхичитта усиливает это понимание, поскольку она противостоит нашей чрезмерной сосредоточенности на себе. Его Святейшество пояснил, что в «Трех аспектах пути» говорится о том, что постижение пустоты устраняет неведение и препятствия для знания. Бодхичитта, опирающаяся на сострадание, это желание активно действовать ради освобождения других от страданий. Однако, без осознания наших собственных страданий, мы не сможем помочь другим. Поэтому в первую очередь нужно развивать решимость освободиться самому.
После обеда Его Святейшество прочел сочиненное им восхваление 17 пандитам славной Наланды. Он обратил внимание на то, что ученые-философы и опытные практикующие Древней Индии владели серьезными знаниями об устройстве ума, утерянные в современной Индии, однако в буддизме эти традиции сохранились в целости и сохранности. Он упомянул, что раньше принято было возносить хвалу Шести украшениям мира и Двоим Высшим, в круг которых не включали таких учителей как Шантидева и Вимуктисена, поэтому Его Святейшество решил написать молитву, в которой воздавалось бы должное заслугам и других великих учителей. Одним из последних известных наставников Наланды был Атиша, автор сочинения «Светоч на пути к пробуждению». Оно оказало огромное влияние на все тибетские буддийские традиции, в каждой из которой есть описания этапов пути.
В заключение Его Святейшество заметил, что в прошлом некоторые утверждали, что не только махаяна, но и тантраяна не являются истинными учениями Будды. Однако несколько выдающихся индийских учителей защищали буддийское происхождение обеих колесниц.
Когда Его Святейшество приступил к проведению предварительной части посвящения Ваджрабхайравы, он объявил, что сам впервые получил это посвящение от Тагдрага Ринпоче, а затем несколько раз, при подходящем случае, его даровал ему Линг Ринпоче. Во время сегодняшнего посвящения раздавать участникам различные церемониальные атрибуты поручили монахиням. Посвящение продолжится завтра.
Перевод: Ольги Селезнева
Просмотров: 3 144 | Тэги: Австралия