В монастыре Спитук состоялось торжественное открытие летней сессии Высшего буддийского совета
30-07-2015, 06:38 | Напечатать
Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 29 июля 2015 года – Общежитие института Пегон Пхагпа Настан Бакула стоит у подножия утеса, на вершине которого расположен монастырь Спитук. Совсем рядом, в роще высоких тополей, сегодня утром установили павильон и сделали все приготовления для торжественного открытия летней сессии Высшего буддийского совета.
Его Святейшество Далай-лама торжественно открывает летнюю сес-
сию Высшего буддийского совета. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Как только Его Святейшество Далай-лама занял свое место, юный Бакула Ринпоче, главный лама монастыря Спитук, сделал подношение мандалы и трех символических изображений просветленных речи, тела и ума.
Геше Кончок Вангду, директор Института буддийской диалектики в Ладаке произнес вступительное слово. Он сказал, что летние монастырские диспуты этого года посвящены повышению уровня религиозной осведомленности и продвижению межрелигиозной гармонии в Ладаке. Основная тема диспутов – учения о совершенной мудрости, ведь Его Святейшество часто подчеркивает, как важно понимать смысл буддийского учения, насколько оно актуально в наши дни и как применять его на практике. Он добавил, что благодаря советам и усилиям Его Святейшества, понимание буддийской Дхармы в их регионе значительно улучшилось за последние годы.
Геше Тхубтен Рабгье, наставник Линга Ринпоче, поприветствовал Его Святейшество, Гандена Три Ринпоче, представителей ладакской администрации, монахов, ученых-философов и всех остальных гостей. Он заметил, что летние диспуты, которые прошли в минувшем году в монастыре Ликир, стали прекрасным примером для подражания.
Бакула Ринпоче принимает участие в диспуте в монастыне Спитук.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Монахи монастыря Спитук открыли философские диспуты жарким обсуждением того, обладают ли существа самобытием. Затем юный Бакула Ринпоче, который только недавно начал изучать диалектику, красиво, уверенно и спокойно справился с вопросами из «избранных тем». Его выступление встретили теплыми рукоплесканиями. Несколько групп местных школьников, девочек и мальчиков, продолжили диспуты на такие основополагающие темы, как Четыре благородные истины, различия между бодхичиттой устремления и бодхичиттой действия и методы развития бодхичитты.
Затем к собравшимся обратился государственный министр штата Джамму и Кашмир Церинг Дорджи, сказав, что под чутким руководством Его Святейшества местные монастыри с большим успехом изучают буддийскую философию и проводят диспуты. Он отдал должное обычаю проведения летних диспутов, и сказал, что эта традиция достойна сохранения. Главный исполнительный советник Ладакского автономного горного совета по развитию Ригзин Спалбар заметил, что некоторые молодые ладакцы не дорожат родной культурой и традициями. В прошлом, добавил он, родители прививали эти ценности дома, но сегодня юное поколение все меньше прислушивается к мнению старших. Вот почему невозможно переоценить поддержку Его Святейшества, ведь он помогает увидеть актуальность буддийского учения и в наши дни.
Ганден Три Ринпоче добавил, что времена меняются и люди забывают стародавние обычаи. Однако, по его мнению, благодаря усилиям Его Святейшества возродился интерес к изучению буддизма. Эта религия опирается на логику и обоснование, а не на предрассудки, и это единственная духовная традиция, основным столпом которой стала идея взаимозависимого возникновения.
Его Святейшество Далай-лама выступает на торжественном откры-
тии летней сессии Высшего буддийского совета. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество начал свою речь с приветствия всем собравшимся. Он тоже отметил перемены, произошедшие в Ладаке, к сожалению, не только добрые. Его Святейшество сказал, что его встревожили новости об увеличении числа самоубийств в Ладаке, ведь раньше здесь почти не было таких случаев. Ему кажется, что виной тому нравственный кризис, охвативший весь мир. Большинство проблем, с которыми сталкиваются сегодня семь миллиардов жителей Земли, создано нашими собственными руками.
«Мы можем молиться о том, чтобы нам были ниспосланы готовые решения наших проблем, – с улыбкой произнес Его Святейшество, – но преодолеть наши трудности можно, только начав активно действовать самим. Более пожилые люди из собравшихся здесь принадлежат к поколению 20-го века, время которого миновало; прошлый век был эрой невиданного ранее кровопролития. Каким станет 21-й век зависит от нынешней молодежи. Он может стать эрой мира и счастья, если вы будете трудиться ради этих целей, однако, если вы поддадитесь гневу и алчности, то последует еще одно столетие конфликтов и страданий. Времена британского правления в Индии характеризовались одной положительной чертой – англичане подчеркивали важность образования. Необходимо следовать этому принципу и сегодня, но образование должно включать и традиционные внутренние ценности.
Чтобы сделать 21-й век эрой мира, нам нужно учиться умиротворять собственный ум и обуздывать свои разрушительные эмоции. Когда наше тело заболевает, врач ставит диагноз и прописывает лекарства. Подобный подходи нужен и к здоровью ума. Наркотики и алкоголь не избавят нас от разрушительных эмоций. Необходимо разработать правила эмоциональной гигиены, опирающиеся на ясное понимание реальности и устройства ума.
Я провожу грань между буддийской наукой, философией и религией. Люди, не исповедующие буддизм, могут не интересоваться религиозным аспектом буддизма, но нет никаких причин для того, чтобы буддийская наука и философия не были открыты для всех желающих их изучать. Многие современные ученые с мировым именем питают живой интерес к глубочайшим объяснениям реальности и устройства ума и эмоций, которые мы находим в буддийских источниках».
Вид на место проведения летней сессии Высшего буддийского сове-
та. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Что касается традиционных методов обучения, Его Святейшество объяснил, что индийские и тибетские учителя прошлого в своих письменных произведениях, а также проводя монастырские диспуты, опровергали воззрения своих оппонентов, утверждали собственные и отвечали на новую критику. Он отметил, что этот подход Нагарджуны и его учеников, а затем Дхармакирти, Дигнаги и Шантаракшиты попал в Тибет, где ему строго следовали. На современных ученых эта буддийская традиция произвела большое впечатление, и они спрашивали, можно ли ее применять к другим научным дисциплинам. Его Святейшество упомянул, что ученики тибетских школ и монастырей в настоящее время проводят диспуты по естественным наукам и математике. Он добавил, что традиционно в поддержку своей точки зрения считалось приемлемым ссылаться на цитаты из общепризнанных источников, однако эти высказывания должны удовлетворять законам логики, а не противоречить им.
«Соревновательность в позитивном смысле может быть очень полезной при проведении диспутов, однако лишь при условии, что вы желаете в конечном итоге успеха и себе и своему оппоненту. Хочу рассказать вам историю о ламе, который ввел программы обучения буддийской философии и искусству ведения диспутов для монахинь, монахов и мирян в городке Карцзе, в провинции Кам. Неподалеку от города располагался монастырь Нгагпа, и монахи того монастыря проводили церемонии для жителей Карцзе. Вскоре монахи Нгагпы начали жаловаться и просить не обучать мирян умению вести диспуты, поскольку теперь, когда они приходят для проведения ритуалов, им задают слишком много вопросов, на которые порой монахи не могут ответить. Но как бы там ни было, путь обучения, который начинается с “избранных тем” и ведет шаг за шагом к учениям о совершенной мудрости, служит нашему прогрессу».
Во время выступления Его Святейшества Далай-ламы в «Синдху
санскрити кендра». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Покинув площадку для проведения философских диспутов монастыря Спитук, Его Святейшество отправился в зал «Синдху санскрити кендра», расположенный недалеко от ступы Шанти. Ригзин Спалбар, главный исполнительный советник Ладакского горного совета по развитию, рассказал почти пятистам приглашенным, что четвертый горный совет, который он возглавляет, добился многих успехов – Ле стал чище, уменьшились выбросы в окружающую среду, улучшились система образования и планирование, что благотворно сказалось на инфраструктуре и сельском хозяйстве. Он объявил, что подготовлена брошюра «Достижения четвертого горного совета», и попросил Его Святейшество торжественно ее представить, что тот и сделал.
Обращаясь к собравшимся, Его Святейшество заметил, что считает себя просто одним из семи миллиардов жителей Земли. Он добавил, что из трех великих цивилизаций древности – египетской, китайской и индской – только последняя, как мы можем ясно это видеть, породила наибольшее число великих мыслителей, философов и духовных учителей. Сегодня, здесь, в 21-м веке древние индийские концепции, такие как ахимса, или ненасилие, не потеряли своей актуальности. Подобным образом, Индия служит живым примером всему остальному миру, свидетельствуя о том, что различные религиозные традиции могут уживаться бок о бок в мире и гармонии.
Его Святейшество отметил, как важно в нынешнем 21-м веке распространять светскую этику. Эти универсальные ценности не принадлежат какой-то одной религии, им нужно обучать в духе уважения ко всем религиозным традициям, а также во взглядам неверующих. Он призвал постигать суть традиции монастыря-университета Наланды с ее глубочайшими знаниями об устройстве ума и эмоций.
Его Святейшество Далай-лама обращается с речью к членам и гос-
тям Ладакского горного совета по развитию. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)Его Святейшество пошутил, заметив: «Недостаточно только молиться и подносить деньги ламам и храмам. Если у вас есть лишние деньги, купите лучше книг и почитайте их. Мне уже 80 лет, но я продолжаю учиться в любую свободную минуту. При каждом удобном случае я читаю. Как я повторяю всем буддистам, с которыми встречаюсь, если вы хотите быть буддистами 21-го века, вы должны понимать, что такое буддизм. Эта религия больше, чем простое повторение мантры “Буддхам-саранам-гачами”. Как я сказал на Всемирном совете индуистов (Вишва хинду паришад) в прошлом году в Дели, очень важно научиться сочетать современные достижения и традиционные ценности. Впервые я приехал в Ладак в 1966 году и с тех пор здесь произошли огромные перемены к лучшему и в бытовом плане, и в образовании. Надеюсь, что и следующие лет десять я смогу вас навещать, но после 90, уже не знаю».
Его Святейшество присоединился к гостям, приглашенным на обед, в комнате позади зрительного зала. После обеда, корреспондент местной радиокомпании «Али Индия » спросил, что он думает о недавней кончине бывшего президента Индии Абдула Калама.
Его Святейшество ответил: «Известие о смерти доктора Калама меня очень опечалило. Он был удивительным человеком, особенным. Во-первых, я всегда ценил его человеческие достоинства. Кроме того он, конечно, был мусульманином, выдающимся ученым и политиком, ставшим президентом вашей великой страны. Но даже на вершине власти он оставался все тем же прекрасным человеком. Он питал живой интерес к буддийским произведениям о сострадании. Он был моим горячо любимым другом, которого я буду помнить до конца своих дней. Я хочу принести мои искренние соболезнования его семье. Я слышал, у него был брат, которому 99 лет. Надеюсь, я тоже смогу прожить так долго».
Завтра Его Святейшество дарует короткие учения и посвящение долгой жизни. Затем в учебном центре «Шивацель», близ деревни Чогламсар, ему поднесут молебен о долголетии.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама торжественно открывает летнюю сес-
сию Высшего буддийского совета. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Геше Кончок Вангду, директор Института буддийской диалектики в Ладаке произнес вступительное слово. Он сказал, что летние монастырские диспуты этого года посвящены повышению уровня религиозной осведомленности и продвижению межрелигиозной гармонии в Ладаке. Основная тема диспутов – учения о совершенной мудрости, ведь Его Святейшество часто подчеркивает, как важно понимать смысл буддийского учения, насколько оно актуально в наши дни и как применять его на практике. Он добавил, что благодаря советам и усилиям Его Святейшества, понимание буддийской Дхармы в их регионе значительно улучшилось за последние годы.
Геше Тхубтен Рабгье, наставник Линга Ринпоче, поприветствовал Его Святейшество, Гандена Три Ринпоче, представителей ладакской администрации, монахов, ученых-философов и всех остальных гостей. Он заметил, что летние диспуты, которые прошли в минувшем году в монастыре Ликир, стали прекрасным примером для подражания.
Бакула Ринпоче принимает участие в диспуте в монастыне Спитук.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Затем к собравшимся обратился государственный министр штата Джамму и Кашмир Церинг Дорджи, сказав, что под чутким руководством Его Святейшества местные монастыри с большим успехом изучают буддийскую философию и проводят диспуты. Он отдал должное обычаю проведения летних диспутов, и сказал, что эта традиция достойна сохранения. Главный исполнительный советник Ладакского автономного горного совета по развитию Ригзин Спалбар заметил, что некоторые молодые ладакцы не дорожат родной культурой и традициями. В прошлом, добавил он, родители прививали эти ценности дома, но сегодня юное поколение все меньше прислушивается к мнению старших. Вот почему невозможно переоценить поддержку Его Святейшества, ведь он помогает увидеть актуальность буддийского учения и в наши дни.
Ганден Три Ринпоче добавил, что времена меняются и люди забывают стародавние обычаи. Однако, по его мнению, благодаря усилиям Его Святейшества возродился интерес к изучению буддизма. Эта религия опирается на логику и обоснование, а не на предрассудки, и это единственная духовная традиция, основным столпом которой стала идея взаимозависимого возникновения.
Его Святейшество Далай-лама выступает на торжественном откры-
тии летней сессии Высшего буддийского совета. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Мы можем молиться о том, чтобы нам были ниспосланы готовые решения наших проблем, – с улыбкой произнес Его Святейшество, – но преодолеть наши трудности можно, только начав активно действовать самим. Более пожилые люди из собравшихся здесь принадлежат к поколению 20-го века, время которого миновало; прошлый век был эрой невиданного ранее кровопролития. Каким станет 21-й век зависит от нынешней молодежи. Он может стать эрой мира и счастья, если вы будете трудиться ради этих целей, однако, если вы поддадитесь гневу и алчности, то последует еще одно столетие конфликтов и страданий. Времена британского правления в Индии характеризовались одной положительной чертой – англичане подчеркивали важность образования. Необходимо следовать этому принципу и сегодня, но образование должно включать и традиционные внутренние ценности.
Чтобы сделать 21-й век эрой мира, нам нужно учиться умиротворять собственный ум и обуздывать свои разрушительные эмоции. Когда наше тело заболевает, врач ставит диагноз и прописывает лекарства. Подобный подходи нужен и к здоровью ума. Наркотики и алкоголь не избавят нас от разрушительных эмоций. Необходимо разработать правила эмоциональной гигиены, опирающиеся на ясное понимание реальности и устройства ума.
Я провожу грань между буддийской наукой, философией и религией. Люди, не исповедующие буддизм, могут не интересоваться религиозным аспектом буддизма, но нет никаких причин для того, чтобы буддийская наука и философия не были открыты для всех желающих их изучать. Многие современные ученые с мировым именем питают живой интерес к глубочайшим объяснениям реальности и устройства ума и эмоций, которые мы находим в буддийских источниках».
Вид на место проведения летней сессии Высшего буддийского сове-
та. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Соревновательность в позитивном смысле может быть очень полезной при проведении диспутов, однако лишь при условии, что вы желаете в конечном итоге успеха и себе и своему оппоненту. Хочу рассказать вам историю о ламе, который ввел программы обучения буддийской философии и искусству ведения диспутов для монахинь, монахов и мирян в городке Карцзе, в провинции Кам. Неподалеку от города располагался монастырь Нгагпа, и монахи того монастыря проводили церемонии для жителей Карцзе. Вскоре монахи Нгагпы начали жаловаться и просить не обучать мирян умению вести диспуты, поскольку теперь, когда они приходят для проведения ритуалов, им задают слишком много вопросов, на которые порой монахи не могут ответить. Но как бы там ни было, путь обучения, который начинается с “избранных тем” и ведет шаг за шагом к учениям о совершенной мудрости, служит нашему прогрессу».
Во время выступления Его Святейшества Далай-ламы в «Синдху
санскрити кендра». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Обращаясь к собравшимся, Его Святейшество заметил, что считает себя просто одним из семи миллиардов жителей Земли. Он добавил, что из трех великих цивилизаций древности – египетской, китайской и индской – только последняя, как мы можем ясно это видеть, породила наибольшее число великих мыслителей, философов и духовных учителей. Сегодня, здесь, в 21-м веке древние индийские концепции, такие как ахимса, или ненасилие, не потеряли своей актуальности. Подобным образом, Индия служит живым примером всему остальному миру, свидетельствуя о том, что различные религиозные традиции могут уживаться бок о бок в мире и гармонии.
Его Святейшество отметил, как важно в нынешнем 21-м веке распространять светскую этику. Эти универсальные ценности не принадлежат какой-то одной религии, им нужно обучать в духе уважения ко всем религиозным традициям, а также во взглядам неверующих. Он призвал постигать суть традиции монастыря-университета Наланды с ее глубочайшими знаниями об устройстве ума и эмоций.
Его Святейшество Далай-лама обращается с речью к членам и гос-
тям Ладакского горного совета по развитию. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Его Святейшество присоединился к гостям, приглашенным на обед, в комнате позади зрительного зала. После обеда, корреспондент местной радиокомпании «Али Индия » спросил, что он думает о недавней кончине бывшего президента Индии Абдула Калама.
Его Святейшество ответил: «Известие о смерти доктора Калама меня очень опечалило. Он был удивительным человеком, особенным. Во-первых, я всегда ценил его человеческие достоинства. Кроме того он, конечно, был мусульманином, выдающимся ученым и политиком, ставшим президентом вашей великой страны. Но даже на вершине власти он оставался все тем же прекрасным человеком. Он питал живой интерес к буддийским произведениям о сострадании. Он был моим горячо любимым другом, которого я буду помнить до конца своих дней. Я хочу принести мои искренние соболезнования его семье. Я слышал, у него был брат, которому 99 лет. Надеюсь, я тоже смогу прожить так долго».
Завтра Его Святейшество дарует короткие учения и посвящение долгой жизни. Затем в учебном центре «Шивацель», близ деревни Чогламсар, ему поднесут молебен о долголетии.
Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 3 111