Далай-ламе вручили международную премию «Проводник свободы»
22-10-2010, 17:13 | Напечатать
Далай-лама во время посещения Международного центра свободы
"Подпольная железная дорога", Цинциннати, 20 октября 2010 г.
"Подпольная железная дорога", Тайная железная дорога, название тайной системы организации побегов негров-рабов из южных рабовладельческих штатов США; существовала до Гражданской войны 1861—65. "П. ж. д." имела "станции" (дома граждан, сочувствовавших беглецам, где они останавливались в пути), "проводников" (руководителей групп беглецов). Маршруты "П. ж. д." проходили от штатов Кентукки, Виргиния, Мэриленд в северные штаты и Канаду. Главными организаторами "П. ж. д." были свободные негры, участники аболиционистского движения, квакеры. В 1830—1860 около 60 тыс. рабов обрели посредством "П. ж. д." свободу.
На торжественной церемонии вручения премии преподобный Дэймон Линч, сопредседатель совета директоров Центра свободы «Подпольная железная дорога», сообщил собравшимся, что денежную часть премии (25 тысяч долларов) Его Святейшество Далай-лама пожертвовал Центру.
Преподобный Дэймон Линч вручает Далай-ламе премию "Проводник
свободы", 20 октября 2010 г.
Сам Далай-лама всегда чувствует себя просто человеком, одним из семи миллиардов людей на Земле. Он убежден, что личное счастье отдельно взятого человека всецело зависит от счастья всего человечества, а потому жизнь в согласии с другими полностью отвечает личным интересам каждого. Его Святейшество призвал к взаимному сотрудничеству между людьми, основанному на дружбе и доверии. Доверие невозможно купить за деньги, ни завоевать властью или силой. Его можно получить лишь через подлинную заботу о благе других и уважение к правам всех людей.
Затем Далай-лама ответил на вопросы телеведущей канала PBS Гвен Айфилл и гостей церемонии.
Он рассказал, что для него в определение свободы входят мысли, человеческая деятельность, словесные или физические действия, которые в основе своей позитивны и не причиняют вреда другим.
Следующий вопрос был такой: «Вы живете в изгнании более 50 лет, являетесь ли вы свободным человеком?». Его Святейшество ответил, что в мыслях своих он свободен. С тех пор, как он живет в Индии и пользуется статусом беженца и человека без гражданства (что кому-то может показаться незавидной участью), Далай-лама обрел новую свободу, как умственную, так и физическую. «Так что я свободный человек», - заключил он.
Отвечая на вопрос о том, что он думает о реакции Китая на присуждение Нобелевской премии мира Лю Сяобо, Его Святейшество сказал, что в последние десятилетия он неоднократно заявлял, что китайский народ имеет право на большую открытость и справедливость. Далай-лама сказал, что всегда сопереживал китайцам, в том числе и во время событий на площади Тяньанмень, внутренне или открыто выражая свою поддержку.
Что касается Лю Сяобо, то в тот момент, когда он выступил с «Хартией 08», Далай-лама был с визитом в Польше. Узнав о Хартии из прессы, он незамедлительно выступил в ее поддержку. Поэтому, когда нобелевский комитет объявил о присуждении премии мира Лю, Далай-лама вполне предсказуемо почувствовал прилив радости. По его словам эта премия отмечает не только заслуги Лю, она присуждена тысячам китайских интеллектуалов и простых людей, которым небезразлична борьба за свободу. Эти люди не обязательно выступают против китайской компартии, они просто хотят больше открытости, прозрачности и свободы. Далай-лама добавил, что рано или поздно КНР придется подчиниться наблюдающемуся сегодня во все мире стремлению к свободе и демократии.
На вопрос о том, не помешает ли присуждение премии мира Лю Сяобо решению тибетского вопроса, поскольку сейчас правительство Китая вынуждено занимать оборонительную позицию, Далай-лама ответил, что тибетская проблема напрямую связана с положением в материковом Китае. По его словам закрытость общества и строгая цензура создают огромные трудности, прежде всего для самого Китая. Тибетский вопрос будет легко разрешен, как только Китай станет более открытым. Тибетцы не настроены против Китая и не стремятся к отделению, добавил он.
Говоря о своем взгляде на отделение церкви от государства, Его Святейшество сказал, что всегда придерживался мнения, что религиозные и светские институты должны быть отделены друг от друга. Что касается тибетцев, то сразу после прибытия в Индию в 1959 году они начали работу по демократизации своего общества. С 2001 тибетское сообщество в изгнании избирает своих политических лидеров, с этого же года Далай-лама перестал совмещать духовное руководство с политическим. По словам Его Святейшества, сейчас он находится на половину в отставке и с нетерпением ждет, когда сможет полностью удалиться на пенсию.