Заключительный день учений Далай-ламы по поэме Дромтонпы «Древо веры. Самопобуждение [к практике]»

4-06-2016, 14:32  |  Напечатать

Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 3 июня 2016 года – Сегодня завершились трехдневные учения Его Святейшества Далай-ламы, предназначенные главным образом для трех тысяч тибетских школьников.

Заключительный день учений Далай-ламы по поэме Дромтонпы «Древо веры. Самопобуждение [к практике]»
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуалы
перед дарованием разрешения на практику Манджушри.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Утром группа учеников из Верхней тибетской детской деревни прочла выдержки из сочинения «Наука об уме», и хору их голосов вторил голос Его Святейшества. Затем Далай-лама провел подготовительные церемонии для дарования разрешения на практику Манджушри, запланированного на сегодня.

Во вступительной речи перед началом церемонии зарождения бодхичитты Его Святейшество сказал, что бодхисаттва Майтрея в «Украшении из постижений» называет бодхичитту устремлением обрести пробуждение ради блага всех живых существ.

Его Святейшество продолжил: «Когда живые существа размышляют о себе, они переживают ощущение собственного “я”, связанного с их телом и умом, семьей и друзьями. Людям кажется, будто их “я” – хозяин скандх, психо-физических совокупностей. Однако в буддийском учении отрицается какое бы то ни было объективное существование “я”. В нем опровергается восприятие “я” как чего-то прочного, независимо существующего.

Если вы печетесь только лишь о себе, вы ставите себя в невыгодное положение. Если же, напротив, раскрываете сердце другим, начинаете о них заботиться, вы освобождаетесь от страха и тревог. Если мы видим, что все живые существа, как и мы сами, не желают страданий, наше чрезмерное увлечение собой ослабевает. Посмотрите на окружающих. Люди, которые уважают других, проявляют к ним заботу, как правило намного счастливее тех, кто склонен к чрезмерному себялюбию. Вот скажите мне – ребята, которые делятся с другими своими конфетами или чем-то еще, и те, кто приберегает все лишь для себя – кто из них счастливее?

Вы, юные тибетцы: раскрывайте свои мысли другим, всем шести миллионам тибетцев в Тибете, всем жителям Азии, всем людям мира и всем живым существам. Бодхичитта направлена на достижение состояния Будды ради блага всех живых существ. Она содержит два устремления – желание принести благо другим и желание достичь состояния Будды».

Заключительный день учений Далай-ламы по поэме Дромтонпы «Древо веры. Самопобуждение [к практике]»
В зале во время заключительного дня трехдневных учений для юных
тибетцев, на которые собралось более 3 000 тибетских студентов и
школьников. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество рассказал, как 40 или 50 лет тому назад он искренне восхищался бодхичиттой, но полагал, что ее слишком трудно развить. Затем в 1967 году он получил наставления по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» от Кхуну Ламы Ринпоче, который попросил Далай-ламу давать учения по ней при каждом удобном случае. Постепенно его интерес возрастал, и он почувствовал, что бодхичитта более достижима, чем казалось вначале. Шантаракшита говорил, что ученики, обладающие превосходным интеллектом, сначала развивают понимание пустоты, а затем с опорой на это взращивают бодхичитту. Его Святейшество относит себя именно к этой категории практикующих. Он рассказал, что начал размышлять о пустоте с двадцати лет, но крайне важно в конце концов объединить две идеи: понимание пустоты и бодхичитту. Его Святейшество процитировал строфу из сочинения Чандракитри «Вступление на срединный путь»:

На двух крылах понимания –
Относительной и высшей реальности,
Да воспарит Царь лебедей
Над океаном самсары.

Во время церемонии зарождения бодхичитты Его Святейшество прервался ненадолго и рассказал любопытную историю о статуе Авалокитешвары в Цуглакханге. Однажды ему приснилось, будто он совершает обход вокруг самопорожденного образа Авалокитешвары. Статуя позвала его подойти поближе, он обнял ее и услышал слова о необходимости продолжать прилагать радостные усилия. Его Святейшество рассказал, что статуя, которую он видел во сне, была уничтожена во времена культурной революции, но часть обломков ему привезли в Индию. Они хранятся сейчас внутри тысячерукой и тысячеглазой статуи, которая стоит в этом храме сегодня.

Его Святейшество добавил: «Эту статую специально сделали так, чтобы ее можно было разобрать. Когда мы отправимся домой в Тибет, мы сможем взять ее с собой. И вы все должны поехать вместе со мной, когда придет время!»

Затем Его Святейшество даровал разрешение на практику Манджушри из «Ринджунг Гьяца», собрания садхан и разрешений, записанных Седьмым Панчен-ламой Тенпай Ньимой. После чего закончил чтение строф поэмы Дромтонпы «Древо веры. Самопобуждение [к практике]».

Завершая учения, Его Святейшество рассказал о пожилом и начитанном ламе из Амдо, которого однажды пригласили в деревню даровать учения. Когда лама ответил, что слишком стар и ему тяжело путешествовать, крестьяне продолжали умолять: «Пожалуйста, приезжайте, мы очень хотим получить ваши благословения». Он поехал в деревню и провел прекрасные, длительные учения, в конце которых произнес: «Я не могу помочь вам освободиться, просто даровав благословение. Я могу только дать наставления, помогающие понять учение Будды».

Заключительный день учений Далай-ламы по поэме Дромтонпы «Древо веры. Самопобуждение [к практике]»
Директор тибетской детской деревни в Дхарамсале Нгодуб Вангду
произносит восхваление, между тем группа старших преподавателей
из тибетской детской деревни делает подношение Его Святейшеству
Далай-ламе по окончании заключительного дня трехдневных учений
для юных тибетцев. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Группа старших преподавателей из тибетской детской деревни сделала подношение Его Святейшеству, подарив среди прочего образы, символизирующие пробуждение, и 113 экземпляров молитвы Амитаюсу, Будде долголетия. Подношения сопровождала хвалебная речь, которую произнес директор тибетской детской деревни в Дхарамсале Нгодуб Вангду. Он напомнил об обещании Авалокитешвары присматривать за жителями Страны снегов, что и делали все прежние Далай-ламы и что делает Его Святейшество сегодня. Директор от всего сердца поблагодарил своего духовного лидера и пожелал ему долгих лет жизни.

Его Святейшество улыбнулся и, сложив руки у груди, ответил: «Что ж, встретимся снова в следующем году».

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2 908
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

2024.11.22-2024.11.25
22–25 НОЯБРЯ 09:00; 14:00 (мск) – Троицкий хурул (Рипа). Практика гневной дакини Трома Нагмо с Ламой Пема Ранриг. Очно в Калмыкии.

Открыта регистрация на ежегодный осенний семинар с Чокьи Ньимой Ринпоче
Открыта регистрация для онлайн-участия в ежегодном осеннем семинаре с Чокьи Ньимой Ринпоче, который пройдет с 24 ноября по 8 декабря. Семинар этого года будет проводиться в только что торжественно ...

Основные разделы сайта