Далай-лама завершил учения по произведению Арьядевы «400 строф о срединности»

7-10-2016, 09:56  |  Напечатать

Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 6 октября 2016 года – Сегодня утром, открывая заключительный день учений, Его Святейшество Далай-лама заметил, что бодхисаттв называют детьми Победителей. Он сказал, что Будда обрел пробуждение благодаря тому, что бесчисленное множество раз в своих предыдущих жизнях взращивал бодхичитту, альтруистическое устремление достичь пробуждения ради блага других. Когда Будда даровал учения по сутрам совершенной мудрости, его главными учениками были бодхисаттвы: те, кто ценят других превыше себя. Его Святейшество ненадолго умолк, казалось, задумавшись над этим их достоинством.

«И хотя нам далеко до истинных бодхисаттв, мы следуем их примеру и выполняем практики бодхисаттв. В сочинении “400 строф о срединности” говорится:

Сначала преодолей недобродетельное,
Затем преодолей грубые представления о самости,
После преодолей любые воззрения.
Так поступают мудрецы.


Заслуживающее порицания – это неблагие деяния; деяния, которые влекут страдания. Было бы лицемерием заявлять, что мы выполняем практики бодхисаттв, и вести себя при этом недостойно. Поэтому первый шаг на пути – это отказ от совершения неблагих поступков; затем нужно избавиться от ложных представлений о “я”, а после – от всех видов ошибочных воззрений.

Далай-лама завершил учения по произведению Арьядевы «400 строф о срединности»
Его Святейшество Далай-лама в заключительный день
учений в Дхарамсале. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Все основные религиозные традиции мира в равной мере учат своих последователей избегать недобродетельных деяний. Все они проповедуют любовь и сострадание. Совершенно очевидно, что дурное поведение вызывает враждебность, а помогая другим, мы обретаем друзей».

Его Святейшество объяснил, что в буддизме корнем всех страданий считается ложное представление о независимом, отдельно существующем «я», а также известны пути преодоления этого заблуждения. В «400 строфах о срединности» Арьядева советует обуздывать высокомерие и ощущение собственной важности и видеть в других живых существах равных нам. Большая ошибка полагать, будто наше «я» существует отдельно от психофизических совокупностей (скандх) и является их владельцем или начальником. Нам нужно учиться преодолевать это заблуждение. В санскритском каноне есть подробные объяснения о том, как бороться с ошибочным восприятием «я», как укрощать порождаемые этим представлением разрушительные эмоции и как искоренять их отпечатки, препятствующие знанию.

Его Святейшество заметил, что все вещи лишены самобытия, и наш ум способен это осознать, тем самым ослабляя беспокоящие эмоции. Однако обыденный ум склонен все свое внимание направлять на переживания, получаемые с помощью органов чувств. Некоторые люди достигают более тонких уровней ума во время осознанных сновидений, состояния, когда сновидящий знает, что находится во сне. Его Святейшество сказал, что если мы медитируем о бодхичитте и пустоте в состоянии осознанного сновидения, это может принести колоссальную пользу.

Его Святейшество пояснил, что наставлений о подобном использовании более тонких уровней ума не найти в колеснице сутр, это практика из тантраяны. Он добавил, что еще более тонкие уровни ума проявляются, как он упоминал позавчера, во время умирания. В дополнение к грубым, тонким и тончайшим уровням ума, существуют различные уровни энергии, которые их поддерживают. Заметив, что в каждом из нас присутствует тончайший ум ясного света, Его Святейшество сказал, что тончайший ум и тончайшая энергия становятся причинами для обретения тела и ума Будды. Он повторил, что объяснения пустоты мы находим в сутрах, а тончайший ум, который ее постигает, описывается в тантрах. В заключение Его Святейшество заметил, что, выполняя практики, очень полезно помнить о конечной цели нашего пути.

Далай-лама завершил учения по произведению Арьядевы «400 строф о срединности»
В главном тибетском храме в Дхарамсале в заключитель-
ный день учений Его Святейшества Далай-ламы.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Затем Его Святейшество объявил, что проведет церемонию зарождения бодхичитты, а перед ней все желающие могут принять на себя обеты мирян, которые закладывают прекрасную основу для бодхичитты. Завершив церемонию зарождения бодхичитты, он даровал передачу мантр Будды, Авалокитешвары, Манджушри и Тары.

Снова обратившись к трактату Арьядевы «400 строф о срединности», Его Святейшество дочитал до конца оставшуюся часть произведения: девятую главу – «Об опровержении постоянного сущего»; десятую – «О медитативном освоении отрицания "я", самости»; одиннадцатую – «Об освоении-созерцании опровержения времени»; двенадцатую – «Объяснение, как медитативно осваивать опровержение предметов воззрений»; тринадцатую – «Объяснение, как медитативно осваивать опровержение воспринимающих способностей и [их] предметов»; четырнадцатую – «Объяснение, как медитативно осваивать опровержение схватывания крайних [представлений]»; пятнадцатую – «Созерцательное освоение продемонстрированного опровержения составного-обусловленного»; и заключительную шестнадцатую главу – «Объяснение, как медитативно осваивать [взаимодействия] Наставника и учеников [относительно данного учения], представленные в систематизированном виде».

Его Святейшество прочел также колофон, в котором говорится, что трактат перевели на тибетский язык в кашмирском городе Анупамапура индийский настоятель Суксмаджана и тибетский переводчик Бацап Ньимадрак. Затем Его Святейшество прочел несколько строк из комментария Чандракирти, с которого он начал нынешние учения.

Его Святейшество упомянул, что ранее он проводил учения по «Письму к другу» и «Коренным строфам о срединности» Нагарджуны по просьбе той же самой группы буддистов из Тайваня, и поблагодарил их, ведь чтобы послушать его учения в Дхарамсале, они проделали далекий путь. Он добавил, что самое главное практиковать, преобразовывать себя изнутри. Рассмеявшись, Его Святейшество заметил, что его работа окончена – он даровал учения, теперь пришел черед слушателей потрудиться и претворить полученные знания в жизнь.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2 855
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

22 ноября ‒ праздник нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей
На двадцать второй день девятого месяца по лунному календарю буддисты отмечают один из четырех важнейших праздников ‒ день нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей (тиб. ...

Центр «Ганден Тендар Линг» открывает сбор средств на издание новой книги Ламы Сопы Ринпоче
Буддийский центр сохранения традиций махаяны «Ганден Тендар Линг» приступает к изданию русскоязычной версии книги выдающегося тибетского буддийского учителя современности Ламы Тхубтена Сопы Ринпоче ...

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

Основные разделы сайта