Далай-лама принял участие в конференции «Форума 2000» в Праге
19-10-2016, 08:51 | Напечатать
Прага, Чешская Республика, 18 октября 2016 года – Пасмурное небо и холодный ветер ничуть не остудили теплоты, с которой Его Святейшество Далай-ламу встречали сегодня министр культуры господин Даниэль Херман и группа парламентариев из Христианско-демократического союза – Чехословацкой народной партии. Первым делом министр и Его Святейшество посетили церковь при министерстве, а затем все вместе расселись вокруг длинного стола и начали обмен мнениями.
Его Святейшество заметил, что людям присуща уникальная черта – распространять свою заботу на всех живых существ. Согласно данным научных исследований сострадание свойственно человеку от природы. Его Святейшество добавил, что это созвучно идее о том, что мы все творения бога, воплощающего бесконечное милосердие.
Его Святейшество Далай-лама во время встречи с группой
парламентариев из Христианско-демократического союза –
Чехословацкой народной партии. Фото: Ондрей Бесперат«Среди семи миллиардов людей Земли не найти ни одного человека, у которого не было бы проблем, – сказал Его Святейшество, – но самый лучший способ сохранять спокойствие перед лицом неприятностей – взращивать сострадание к другим. Религии должны вносить свою лепту в дело устранения насилия, обучая покою ума. Насилие порождается гневом, ненавистью и страхом. Однако в современном мире кроме неверующих людей, немало тех, кто следует той или иной религии лишь на словах. Если наша вера хоть что-то значит для нас, мы должны быть искренними и серьезными практикующими».
Министр поблагодарил Его Святейшество за эти слова и добавил, что он и его коллеги хотели бы попросить практических советов о том, как двигаться вперед.
«Культура современного мира крайне материалистична, – отметил Его Святейшество, – однако материальные блага дают лишь физический комфорт. Сострадание, с другой стороны, приносит внутреннюю силу и покой ума. Не важно, бедны мы или богаты, если в нашем сердце живет сострадание к другим, мы будем спокойными и счастливыми людьми. Однако, кажется, немало и тех, кто возносит молитвы в храмах, но в своей повседневной жизни не слишком-то следует заповедям родной веры».
Его Святейшество сказал, что восхищался папой Иоанном Павлом II и считает очень важными начатые им в 1986 году межконфессиональные встречи в Ассизи. Он поделился, как однажды в разговоре с главой католиков заметил, что эти встречи должны стать отправной точкой, позволяя представителям различных религий узнавать друг друга и обмениваться опытом. Когда встреча завершилась, члены парламентской группы окружили Его Святейшество, чтобы получить автограф или сфотографироваться с ним на память.
Даниэль Херман сопроводил Его Святейшество до конференц-зала, где им обоим предстояло выступить с докладами на встрече по теме «Парадокс религий» в рамках «Форума 2000». В зале их приветствовал ведущий встречи Шломо Авинери. Затем он представил Далай-ламу и министра культуры 150 собравшимся участников экспертного обсуждения, среди которых был и египетский писатель и журналист Тарек Осман, и предложил министру открыть заседание. Тот сказал, что является католиком с иудейскими корнями. Проведя детство и юность в Чехословакии, он открыл для себя, что религия дарит внутреннюю свободу, она до сих пор служит источником вдохновения в его активной политической карьере.
Его Святейшество Далай-лама выступает с докладом по теме
«Парадокс религий» в рамках «Форума 2000». Фото: Оливье АдамЕго Святейшество рассказал о трех главных обязательствах своей жизни: «Как человек я хочу, чтобы другие люди были счастливы и понимали: когда наш ум полон тревоги, физический комфорт сам по себе не принесет радости и мира. А вот если наш ум спокоен, даже физическая боль не разрушит внутреннего мира и счастья. Последние 30 лет я веду серьезные обсуждения с современными учеными. Они нашли свидетельства тому, что сострадание свойственно человеку от природы, и это дарит большую надежду.
С одной стороны все основные религиозные традиции мира несут общее послание любви и сострадания. С другой, более миллиарда жителей современного мира не питают интереса к религиозным материям. Поэтому необходимо искать пути, чтобы и до них донести важность внутренних ценностей, таких как сострадание.
Стремясь к гармонии и согласию между нашими религиозными традициями, очень важно осознать, что идея о существовании только одной истины и одной религии приемлема лишь для индивидуальной практики. Однако в рамках общества и всего мира в целом совершенно очевидно, что существует много истин и самые разнообразные религии. Живя в Тибете, я полагал, что буддизм – лучшая из религий. Однако, оказавшись в Индии и познакомившись с такими людьми как Томас Мертон и мать Тереза, а также с серьезными последователями индуизма, иудаизма и ислама, я начал испытывать настоящую признательность и уважение к другим традициям».
Рассуждая о светском подходе к этике, Его Святейшество заметил, что есть различные трактовки слова «светский» или «секулярный». Он предпочитает использовать это слово так, как оно понимается в Индии, где означает равное уважение ко всем вероисповеданиям, а также к убеждениям неверующих. По мнению Его Святейшества, хотя большевики и французские революционеры пропагандировали атеизм, они не столько выступали против духовных учений, сколько против религиозных учреждений.
Выступая с докладом о проблемах Ближнего Востока, Тарек Осман говорил о тревожных событиях последнего времени в этом регионе. По его мнению, в смутные времена религия предлагает некоторый порядок. Трудности появляются, однако, когда стремление к порядку перерастает в желание контроля.
Слушатели во время экспертного обсуждения по теме «Парадокс
религий» в рамках «Форума 2000». Фото: Оливье АдамДаниэль Херман провел параллель между свержением коммунистических режимов и исходом из Египта еврейского народа, 40 лет ходившего по пустыне в поисках земли обетованной. Для того, чтобы образ мыслей людей действительно изменился, нужна смена не одного поколения.
Его Святейшество еще раз подчеркнул, что причиной слишком многих проблем современного человечества становится наша привычка делать упор на второстепенных различиях между нами, таких как вера, раса, национальность, экономическое положение и так далее. Бесконечно важно помнить, что по сути мы все одинаковы – мы все в равной степени люди. Глобальные проблемы, такие как изменение климата, взлеты и падения мировой экономики требуют от нас признания единства всего человечества. Хотим мы того или нет, но поскольку нам всем приходится жить вместе, нужно смотреть на мир более реалистично.
Шломо Авинери всколыхнул собравшихся, процитировав слова своего друга Эдварда Саида: интеллигентный человек обязан говорить правду о власти, однако важно, чтобы и власть была открыта для диалога.
После обеда во дворце Жофин Его Святейшество вернулся в конференц-зал, чтобы принять участие в заключительном экспертном обсуждении по теме «Современный мир и вызовы, которые он нам бросает». Среди участников обсуждения были профессор Томас Халик, президент Чешской христианской академии, и Манал аль-Шариф, писательница и борец за права женщин из Саудовской Аравии. Ей присудили награду Вацлава Гавела за инакомыслие в творчестве.
Ведущий, социолог Сурендра Мунши начал с общего обзора предыдущих заседаний, на которых дискутировали о лидерстве, роли интеллигенции и чувстве справедливости. Первым ведущий пригласил к микрофону Его Святейшество.
Вид на конференц-зал Zorfin Palace Hall, в котором прошло
заключительное экспертное обсуждение в рамках «Форума 2000»
с участием Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Ондрей Бесперат«Если смотреть на наши проблемы с чересчур близкого расстояния, то они могут показаться непреодолимыми. Однако если отступить чуть-чуть назад и взглянуть на происходящее шире и в долгосрочной перспективе, наши беды не будут казаться такими уж страшными, зачастую мы даже сумеем найти в них что-то положительное.
Поскольку здравый смысл и данные научных исследований показывают, что гнев, ненависть и страх разрушают покой ума, современное образование должно уделять больше внимания внутренним ценностям, таким как сострадание и душевная теплота. Мы должны больше заботиться о благе всего человечества, а также о защите нашей планеты. Я восхищаюсь духом Европейского Союза, где общие интересы поставлены превыше узконациональных.
Только с опорой на внутренний покой и мир мы сможем построить мир во всем мире. Многие работники сферы образования единодушны во мнении, что современное образование неадекватно. Нам нужен более универсальный подход к общечеловеческим ценностям, который будет приемлем для всех. У нас есть все основания для надежды».
Его Святейшество завершил свое выступление словами: «Я большой приверженец президента Гавела и его борьбы за правду и справедливость. И хотя физически его с нами больше нет, на наших плечах лежит ответственность за продолжение его дела и воплощение его мечты».
Профессор Халик в своем докладе рассмотрел последствия глобализации и необходимость быть уверенными в своих силах. По его мнению, глобализация победила коммунизм – монополию, которая не смогла устоять перед открытым обществом. Тем не менее, сегодня мы сталкиваемся и с не столь положительными последствиями глобализации. Мир вновь распадается на части, и вполне возможно, что глобализация повлияла на распространение религиозного экстремизма. Профессор Халик мрачно добавил, что невидимые силы рынка породили столь же скрытую от глаз коррупцию.
Манал аль-Шариф сказала, что всем становится ясно: ее страна, Саудовская Аравия, экспортирует не только нефть, но и фундаменталистский ислам. По ее словам, вопреки общепринятому утверждению, будто бог велел женщинам жить под опекой мужчин, сегодня женщины заявляют: «Я сама себе опекун». Она добавила, что требуется немало храбрости, чтобы принять ответственность за свою жизнь и начать действовать.
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся в ходе
заключительного экспертного обсуждения в рамках «Форума 2000».
Фото: Оливье АдамЕго Святейшество добавил, что в любой религиозной традиции есть три аспекта: основополагающая религиозная практика любви и прощения; философские воззрения, такие как вера или неверие в бога-творца; а также культурный аспект. Культурная сторона религии подразумевает обычаи и образ жизни, унаследованные из далекого прошлого. Многие из них к настоящему времени безнадежно устарели, и их нужно менять.
Отвечая на один из вопросов из зала, Манал аль-Шариф заметила, что в мире живет 1,7 миллиарда мусульман, а у Исламского государства всего 4 тысячи бойцов. Это ярчайший пример громогласного меньшинства и тихого большинства. Что касается устранения пропасти между бедными и богатыми, Его Святейшество подчеркнул, как важно бедным людям быть уверенными в своих силах и знать, что от них тоже многое зависит. В заключение он заметил, что убийствам во имя религии нельзя найти оправдания, и оставаться к ним равнодушными тоже безнравственно.
Сурендра Мунши завершил встречу словами благодарности участникам, поделившимся своими мыслями. И снова присутствующие обступили Его Святейшество, чтобы взять у него автограф, пожать руку или сфотографироваться на память. Он ответил на все просьбы, после чего отправился на последнюю встречу нынешнего дня с членами консультационного совета «Форума 2000».
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество заметил, что людям присуща уникальная черта – распространять свою заботу на всех живых существ. Согласно данным научных исследований сострадание свойственно человеку от природы. Его Святейшество добавил, что это созвучно идее о том, что мы все творения бога, воплощающего бесконечное милосердие.
Его Святейшество Далай-лама во время встречи с группой
парламентариев из Христианско-демократического союза –
Чехословацкой народной партии. Фото: Ондрей Бесперат
Министр поблагодарил Его Святейшество за эти слова и добавил, что он и его коллеги хотели бы попросить практических советов о том, как двигаться вперед.
«Культура современного мира крайне материалистична, – отметил Его Святейшество, – однако материальные блага дают лишь физический комфорт. Сострадание, с другой стороны, приносит внутреннюю силу и покой ума. Не важно, бедны мы или богаты, если в нашем сердце живет сострадание к другим, мы будем спокойными и счастливыми людьми. Однако, кажется, немало и тех, кто возносит молитвы в храмах, но в своей повседневной жизни не слишком-то следует заповедям родной веры».
Его Святейшество сказал, что восхищался папой Иоанном Павлом II и считает очень важными начатые им в 1986 году межконфессиональные встречи в Ассизи. Он поделился, как однажды в разговоре с главой католиков заметил, что эти встречи должны стать отправной точкой, позволяя представителям различных религий узнавать друг друга и обмениваться опытом. Когда встреча завершилась, члены парламентской группы окружили Его Святейшество, чтобы получить автограф или сфотографироваться с ним на память.
Даниэль Херман сопроводил Его Святейшество до конференц-зала, где им обоим предстояло выступить с докладами на встрече по теме «Парадокс религий» в рамках «Форума 2000». В зале их приветствовал ведущий встречи Шломо Авинери. Затем он представил Далай-ламу и министра культуры 150 собравшимся участников экспертного обсуждения, среди которых был и египетский писатель и журналист Тарек Осман, и предложил министру открыть заседание. Тот сказал, что является католиком с иудейскими корнями. Проведя детство и юность в Чехословакии, он открыл для себя, что религия дарит внутреннюю свободу, она до сих пор служит источником вдохновения в его активной политической карьере.
Его Святейшество Далай-лама выступает с докладом по теме
«Парадокс религий» в рамках «Форума 2000». Фото: Оливье Адам
С одной стороны все основные религиозные традиции мира несут общее послание любви и сострадания. С другой, более миллиарда жителей современного мира не питают интереса к религиозным материям. Поэтому необходимо искать пути, чтобы и до них донести важность внутренних ценностей, таких как сострадание.
Стремясь к гармонии и согласию между нашими религиозными традициями, очень важно осознать, что идея о существовании только одной истины и одной религии приемлема лишь для индивидуальной практики. Однако в рамках общества и всего мира в целом совершенно очевидно, что существует много истин и самые разнообразные религии. Живя в Тибете, я полагал, что буддизм – лучшая из религий. Однако, оказавшись в Индии и познакомившись с такими людьми как Томас Мертон и мать Тереза, а также с серьезными последователями индуизма, иудаизма и ислама, я начал испытывать настоящую признательность и уважение к другим традициям».
Рассуждая о светском подходе к этике, Его Святейшество заметил, что есть различные трактовки слова «светский» или «секулярный». Он предпочитает использовать это слово так, как оно понимается в Индии, где означает равное уважение ко всем вероисповеданиям, а также к убеждениям неверующих. По мнению Его Святейшества, хотя большевики и французские революционеры пропагандировали атеизм, они не столько выступали против духовных учений, сколько против религиозных учреждений.
Выступая с докладом о проблемах Ближнего Востока, Тарек Осман говорил о тревожных событиях последнего времени в этом регионе. По его мнению, в смутные времена религия предлагает некоторый порядок. Трудности появляются, однако, когда стремление к порядку перерастает в желание контроля.
Слушатели во время экспертного обсуждения по теме «Парадокс
религий» в рамках «Форума 2000». Фото: Оливье Адам
Его Святейшество еще раз подчеркнул, что причиной слишком многих проблем современного человечества становится наша привычка делать упор на второстепенных различиях между нами, таких как вера, раса, национальность, экономическое положение и так далее. Бесконечно важно помнить, что по сути мы все одинаковы – мы все в равной степени люди. Глобальные проблемы, такие как изменение климата, взлеты и падения мировой экономики требуют от нас признания единства всего человечества. Хотим мы того или нет, но поскольку нам всем приходится жить вместе, нужно смотреть на мир более реалистично.
Шломо Авинери всколыхнул собравшихся, процитировав слова своего друга Эдварда Саида: интеллигентный человек обязан говорить правду о власти, однако важно, чтобы и власть была открыта для диалога.
После обеда во дворце Жофин Его Святейшество вернулся в конференц-зал, чтобы принять участие в заключительном экспертном обсуждении по теме «Современный мир и вызовы, которые он нам бросает». Среди участников обсуждения были профессор Томас Халик, президент Чешской христианской академии, и Манал аль-Шариф, писательница и борец за права женщин из Саудовской Аравии. Ей присудили награду Вацлава Гавела за инакомыслие в творчестве.
Ведущий, социолог Сурендра Мунши начал с общего обзора предыдущих заседаний, на которых дискутировали о лидерстве, роли интеллигенции и чувстве справедливости. Первым ведущий пригласил к микрофону Его Святейшество.
Вид на конференц-зал Zorfin Palace Hall, в котором прошло
заключительное экспертное обсуждение в рамках «Форума 2000»
с участием Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Ондрей Бесперат
Поскольку здравый смысл и данные научных исследований показывают, что гнев, ненависть и страх разрушают покой ума, современное образование должно уделять больше внимания внутренним ценностям, таким как сострадание и душевная теплота. Мы должны больше заботиться о благе всего человечества, а также о защите нашей планеты. Я восхищаюсь духом Европейского Союза, где общие интересы поставлены превыше узконациональных.
Только с опорой на внутренний покой и мир мы сможем построить мир во всем мире. Многие работники сферы образования единодушны во мнении, что современное образование неадекватно. Нам нужен более универсальный подход к общечеловеческим ценностям, который будет приемлем для всех. У нас есть все основания для надежды».
Его Святейшество завершил свое выступление словами: «Я большой приверженец президента Гавела и его борьбы за правду и справедливость. И хотя физически его с нами больше нет, на наших плечах лежит ответственность за продолжение его дела и воплощение его мечты».
Профессор Халик в своем докладе рассмотрел последствия глобализации и необходимость быть уверенными в своих силах. По его мнению, глобализация победила коммунизм – монополию, которая не смогла устоять перед открытым обществом. Тем не менее, сегодня мы сталкиваемся и с не столь положительными последствиями глобализации. Мир вновь распадается на части, и вполне возможно, что глобализация повлияла на распространение религиозного экстремизма. Профессор Халик мрачно добавил, что невидимые силы рынка породили столь же скрытую от глаз коррупцию.
Манал аль-Шариф сказала, что всем становится ясно: ее страна, Саудовская Аравия, экспортирует не только нефть, но и фундаменталистский ислам. По ее словам, вопреки общепринятому утверждению, будто бог велел женщинам жить под опекой мужчин, сегодня женщины заявляют: «Я сама себе опекун». Она добавила, что требуется немало храбрости, чтобы принять ответственность за свою жизнь и начать действовать.
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся в ходе
заключительного экспертного обсуждения в рамках «Форума 2000».
Фото: Оливье Адам
Отвечая на один из вопросов из зала, Манал аль-Шариф заметила, что в мире живет 1,7 миллиарда мусульман, а у Исламского государства всего 4 тысячи бойцов. Это ярчайший пример громогласного меньшинства и тихого большинства. Что касается устранения пропасти между бедными и богатыми, Его Святейшество подчеркнул, как важно бедным людям быть уверенными в своих силах и знать, что от них тоже многое зависит. В заключение он заметил, что убийствам во имя религии нельзя найти оправдания, и оставаться к ним равнодушными тоже безнравственно.
Сурендра Мунши завершил встречу словами благодарности участникам, поделившимся своими мыслями. И снова присутствующие обступили Его Святейшество, чтобы взять у него автограф, пожать руку или сфотографироваться на память. Он ответил на все просьбы, после чего отправился на последнюю встречу нынешнего дня с членами консультационного совета «Форума 2000».
Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2 795