Далай-лама посетил монастыри Деянг и Рато
18-12-2016, 19:14 | Напечатать
Мундгод, штат Карнатака, Индия, 17 декабря 2016 года – Вчера утром Его Святейшество Далай-лама совершил короткий перелет из Бангалора в Хубли. У трапа самолета его встречали руководители местной администрации. Дрепунг Трипа и Линг Ринпоче приветствовали Далай-ламу в зале прибытия, а настоятели монастырей Лоселинг, Гоманг и Рато ждали у выхода из аэропорта. Из аэропорта Его Святейшество отправился в тибетское поселение Мундгод, миновав по пути монастырь Ганден. Тибетцы, стар и млад, монахи и миряне выстроились вдоль дорог, чтобы поприветствовать своего духовного лидера. По прибытии в Дрепунг Лачи Его Святейшество посвятил некоторое время беседе с шестью монахами, прикованными к инвалидным креслам, которые терпеливо ждали встречи с Далай-ламой. У входа в монастырь Его Святейшеству поднесли мандалу и символические изображения просветленных тела, речи и ума.
Его Святейшество Далай-лама и 103-й Ганден Трипа Джецун Лобсанг
Тензин. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Сегодня утром гулкие звуки традиционных духовых инструментов возвестили о присутствии в монастыре высокого гостя. Перед тем как отправиться на встречи нынешнего дня, Его Святейшество встретился с недавно избранным 103-м Ганденом Трипой, Джецуном Лобсангом Тензином, в его резиденции в монастыре Дрепунг Лачи.
И снова тибетцы заполонили все улицы, по которым неторопливо проезжал кортеж Его Святейшества, направляющийся к монастырю Дрепунг Деянг. Войдя в новый храм, Его Святейшество обменялся приветствиями со стародавними друзьями, которых заметил в толпе по обеим сторонам прохода. Он поклонился многочисленным священным статуям в главной части храма, ненадолго зашел в святилище защитника, после чего занял свое место на троне. Кутен (медиум) Нечунга Тхуптен Нгодуб в присутствии Гандена Трисура, Ризонга Ринпоче, Линга Ринпоче, Кунделинга Ринпоче и Деянга Ринпоче совершил подношение мандалы и трех символических изображений просветленных тела, речи и ума.
Кутен Нечунга, медиум, через которого вещает государственный оракул, был главным вдохновителем восстановления монастыря. Около 15 лет назад он начал видеть очень живые и яркие, повторяющиеся сны о постройке монастыря, который он однако никак не мог узнать. Сны его весьма озадачивали, ведь монастырь Нечунг к тому времени уже был построен. На одной из церемоний, после того как нечунг вышел из транса, Его Святейшество спросил о его снах, и тот рассказал о монастыре. Его Святейшество заметил, что это очень любопытно. И только когда Нечунг поведал о своих снах старшим монахам монастыря Нечунг, один из них предположил, что речь идет о монастыре Деянг.
За некоторое время до этого Его Святейшество попросил переиздать комментарии Пятого Далай-ламы на сутры совершенной мудрости и воззрения школы Срединного пути. Он отдал книги в монастырь Дрепунг Лачи, где они лежали непрочитанными, поскольку в Лоселинге и Гоманге изучают трактаты Панчена Сонама Дракпы и Джамьянга Шейпы. Поэтому, когда кутен Нечунга рассказал Его Святейшеству, что в его снах, судя по всему, речь идет о восстановлении монастыря Дрепунг Деянг, Далай-лама очень обрадовался, ведь в этом монастыре было принято изучать упомянутые труды Пятого Далай-ламы. Кроме того, со времен Пятого Далай-ламы все юные Далай-ламы, включая Его Святейшество, первым делом поступали в монастырь Деянг, где и начинали свое обучение.
Его Святейшество Далай-лама в монастыре Деянг. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)Под звуки ритуальных музыкальных инструментов прочли молитву Джамьянгу Чодже, основателю монастыря Дрепунг, восхваления Пятому Далай-ламе и восхваление Падмасамбхаве из семи строк, поднесли чай и сладкий рис, после чего Его Святейшество обратился к собравшимся.
«Я уже приезжал сюда однажды, когда монастырь еще только строился, а сегодня строительство завершено. По пути я думал, сколько же монахов живет в вашем монастыре, ведь это был один из монастырей-университетов, в котором учились мои помощники по монастырским диспутам. Вследствие этого, когда я изучал сутры совершенной мудрости и философию Срединного пути, я читал сочинения Пятого Далай-ламы.
«Я призываю монастыри, такие как Намгьял и Гьюдмед, где в прошлом делался большой упор на проведении ритуалов и церемоний, дать своим монахам возможность учиться. И здесь, в Деянге тоже, кроме церемоний, связанных с практиками Нечунга, царя-защитника пяти эманаций, с которыми монахи уже знакомы, я призываю также усердно учиться по программе, предложенной Пятым Далай-ламой, а также изучать записи Третьего Далай-ламы о наставлениях с прямым смыслом и нуждающихся в толковании – комментарий на сочинение Цонкапы “Сущность хорошо изложенных разъяснений” и труд Гендуна Друпа по логике и теории познания. Как я уже говорил, опираясь на основу Двух истин, следуя двумя путями – метода и мудрости, мы обретем два тела – формы и истины».
После короткой поездки Его Святейшество оказался в стенах монастыря Рато Драцанг. У машины его встречал настоятель монастыря Рато, и Его Святейшество, по своему обыкновению, ласково коснулся кончика его носа. Настоятель и монахи несли над головой Его Святейшества желтый зонт, сопровождая Далай-ламу к трону под навесом в новом дворе для проведения философских диспутов.
Его Святейшество Далай-лама и Рато Кьонгла Ринпоче. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество первым делом пригласил присесть рядом с ним старшего ламу-перерожденца монастыря, Рато Кьонглу Ринпоче, а затем зажег традиционный светильник в ознаменование начала встречи. Затем он официально представил новый устав монастыря, экземпляры которого на тибетском языке раздали всем присутствующим.
В своей короткой речи на тибетском и английском языках настоятель превознес Его Святейшество, назвав его воплощением сострадания и светочем на пути всех живых существ. От лица всех монахов он поблагодарил Далай-ламу за покровительство, напомнив, что Рато Драцанг – тибетский правительственный монастырь. В Тибете он играл очень важную роль, под эгидой Рато ученые-философы из трех главных монастырей проводили монастырские диспуты по логике во время ежегодных зимних дебатов, джанг-кун-чо.
Настоятель также заметил, что ушедшие в изгнание монахи Рато были слишком малочисленны, чтобы восстановить родной монастырь, но в 1988 году Его Святейшество назначил его настоятелем Чувара Ринпоче. Постепенно монастырь начал разрастаться. Сегодня здесь учатся сто монахов из восточного и западного Тибета, а также из Непала, Бутана, Тайваня, Америки и многих уголков Индии.
Благодаря монастырю Дрепунг Лоселинг, продолжил настоятель, монахи Рато получили возможность учиться у известных наставников Лоселинга и проводить философские диспуты во дворе Лоселинга – традиция, зародившаяся еще в Тибете. На сегодня 14 монахов из Рато получили степень геше-лхарампа. Настоятель завершил свою речь молитвами о долголетии Его Святейшества и исполнении его устремлений на благо всех живых существ.
«Новый устав, который настоятель попросил меня представить сегодня, очень важный документ, – произнес Его Святейшество в ответ, – не менее важно и открытие двора для проведения философских диспутов. Традиция Наланды, бережно сохраненная в Тибете, показывает путь к пробуждению с опорой на обоснование и логику, а не просто на слепую веру. В буддийских странах палийского канона, где добросовестно соблюдают правила винаи, а также в Китае, буддисты которого следуют санскритскому канону, не отводится серьезной роли строгому обучению. Мы, тибетцы, изучаем философские трактаты, применяем собранные в них наставления и преобразуем свои умы.
Его Святейшество Далай-лама выступает с речью в новом дворе
для проведения философских диспутов в монастыре Рато. Фото:
Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Все религиозные традиции проповедуют взращивание терпения, терпимости, умения довольствоваться малым, однако только Будда призывал своих последователей тщательно исследовать его слова, а не принимать их из веры и уважения к нему. Тем не менее, в палийском каноне и во многих школах китайского буддизма, принято считать писания истиной в последней инстанции. Чандракирти, один из великих учителей Наланды, критиковал такой подход».
Его Святейшество отметил, что настоятель Рато прекрасный ученик, верный своему учителю, признавшись, что назначение американца на пост настоятеля тибетского монастыря было большим нововведением. Его Святейшество отметил однако, что в старом Тибете монгольские ученые-философы нередко занимали ответственные должности в монастырях.
«В сегодняшнем мире, поскольку материальное развитие само по себе не может принести истинного счастья, все больше людей начинают питать живой интерес к устройству ума и эмоций с научной точки зрения. Знания традиции Наланды в области психологии могут принести огромную пользу человечеству. В свете этого, с учетом его образования и опыта настоятеля Рато я возложил на него дополнительное обязательство: исследовать до какой степени эти знания можно изучать с академической точки зрения.
Нам не сберечь сокровищ нашей буддийской традиции с помощью одной только слепой веры, мы должны тщательно и целенаправленно их изучать. В ответе за сохранение этих знаний для будущих поколений будут те, кто сегодня все еще молод».
За речью Его Святейшества последовали короткие, но искусно проведенные философские диспуты на самые разные темы – от логики до воззрений школы Срединного пути и правил монашеской дисциплины.
Последовали слова благодарности Далай-ламе за представление нового устава монастыря и открытие монастырского двора для диспутов, а всем настоятелям, бывшим настоятелям и другим гостям за то, что приехали на праздник. В заключение всех гостей пригласили на обед.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама и 103-й Ганден Трипа Джецун Лобсанг
Тензин. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
И снова тибетцы заполонили все улицы, по которым неторопливо проезжал кортеж Его Святейшества, направляющийся к монастырю Дрепунг Деянг. Войдя в новый храм, Его Святейшество обменялся приветствиями со стародавними друзьями, которых заметил в толпе по обеим сторонам прохода. Он поклонился многочисленным священным статуям в главной части храма, ненадолго зашел в святилище защитника, после чего занял свое место на троне. Кутен (медиум) Нечунга Тхуптен Нгодуб в присутствии Гандена Трисура, Ризонга Ринпоче, Линга Ринпоче, Кунделинга Ринпоче и Деянга Ринпоче совершил подношение мандалы и трех символических изображений просветленных тела, речи и ума.
Кутен Нечунга, медиум, через которого вещает государственный оракул, был главным вдохновителем восстановления монастыря. Около 15 лет назад он начал видеть очень живые и яркие, повторяющиеся сны о постройке монастыря, который он однако никак не мог узнать. Сны его весьма озадачивали, ведь монастырь Нечунг к тому времени уже был построен. На одной из церемоний, после того как нечунг вышел из транса, Его Святейшество спросил о его снах, и тот рассказал о монастыре. Его Святейшество заметил, что это очень любопытно. И только когда Нечунг поведал о своих снах старшим монахам монастыря Нечунг, один из них предположил, что речь идет о монастыре Деянг.
За некоторое время до этого Его Святейшество попросил переиздать комментарии Пятого Далай-ламы на сутры совершенной мудрости и воззрения школы Срединного пути. Он отдал книги в монастырь Дрепунг Лачи, где они лежали непрочитанными, поскольку в Лоселинге и Гоманге изучают трактаты Панчена Сонама Дракпы и Джамьянга Шейпы. Поэтому, когда кутен Нечунга рассказал Его Святейшеству, что в его снах, судя по всему, речь идет о восстановлении монастыря Дрепунг Деянг, Далай-лама очень обрадовался, ведь в этом монастыре было принято изучать упомянутые труды Пятого Далай-ламы. Кроме того, со времен Пятого Далай-ламы все юные Далай-ламы, включая Его Святейшество, первым делом поступали в монастырь Деянг, где и начинали свое обучение.
Его Святейшество Далай-лама в монастыре Деянг. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Я уже приезжал сюда однажды, когда монастырь еще только строился, а сегодня строительство завершено. По пути я думал, сколько же монахов живет в вашем монастыре, ведь это был один из монастырей-университетов, в котором учились мои помощники по монастырским диспутам. Вследствие этого, когда я изучал сутры совершенной мудрости и философию Срединного пути, я читал сочинения Пятого Далай-ламы.
«Я призываю монастыри, такие как Намгьял и Гьюдмед, где в прошлом делался большой упор на проведении ритуалов и церемоний, дать своим монахам возможность учиться. И здесь, в Деянге тоже, кроме церемоний, связанных с практиками Нечунга, царя-защитника пяти эманаций, с которыми монахи уже знакомы, я призываю также усердно учиться по программе, предложенной Пятым Далай-ламой, а также изучать записи Третьего Далай-ламы о наставлениях с прямым смыслом и нуждающихся в толковании – комментарий на сочинение Цонкапы “Сущность хорошо изложенных разъяснений” и труд Гендуна Друпа по логике и теории познания. Как я уже говорил, опираясь на основу Двух истин, следуя двумя путями – метода и мудрости, мы обретем два тела – формы и истины».
После короткой поездки Его Святейшество оказался в стенах монастыря Рато Драцанг. У машины его встречал настоятель монастыря Рато, и Его Святейшество, по своему обыкновению, ласково коснулся кончика его носа. Настоятель и монахи несли над головой Его Святейшества желтый зонт, сопровождая Далай-ламу к трону под навесом в новом дворе для проведения философских диспутов.
Его Святейшество Далай-лама и Рато Кьонгла Ринпоче. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
В своей короткой речи на тибетском и английском языках настоятель превознес Его Святейшество, назвав его воплощением сострадания и светочем на пути всех живых существ. От лица всех монахов он поблагодарил Далай-ламу за покровительство, напомнив, что Рато Драцанг – тибетский правительственный монастырь. В Тибете он играл очень важную роль, под эгидой Рато ученые-философы из трех главных монастырей проводили монастырские диспуты по логике во время ежегодных зимних дебатов, джанг-кун-чо.
Настоятель также заметил, что ушедшие в изгнание монахи Рато были слишком малочисленны, чтобы восстановить родной монастырь, но в 1988 году Его Святейшество назначил его настоятелем Чувара Ринпоче. Постепенно монастырь начал разрастаться. Сегодня здесь учатся сто монахов из восточного и западного Тибета, а также из Непала, Бутана, Тайваня, Америки и многих уголков Индии.
Благодаря монастырю Дрепунг Лоселинг, продолжил настоятель, монахи Рато получили возможность учиться у известных наставников Лоселинга и проводить философские диспуты во дворе Лоселинга – традиция, зародившаяся еще в Тибете. На сегодня 14 монахов из Рато получили степень геше-лхарампа. Настоятель завершил свою речь молитвами о долголетии Его Святейшества и исполнении его устремлений на благо всех живых существ.
«Новый устав, который настоятель попросил меня представить сегодня, очень важный документ, – произнес Его Святейшество в ответ, – не менее важно и открытие двора для проведения философских диспутов. Традиция Наланды, бережно сохраненная в Тибете, показывает путь к пробуждению с опорой на обоснование и логику, а не просто на слепую веру. В буддийских странах палийского канона, где добросовестно соблюдают правила винаи, а также в Китае, буддисты которого следуют санскритскому канону, не отводится серьезной роли строгому обучению. Мы, тибетцы, изучаем философские трактаты, применяем собранные в них наставления и преобразуем свои умы.
Его Святейшество Далай-лама выступает с речью в новом дворе
для проведения философских диспутов в монастыре Рато. Фото:
Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество отметил, что настоятель Рато прекрасный ученик, верный своему учителю, признавшись, что назначение американца на пост настоятеля тибетского монастыря было большим нововведением. Его Святейшество отметил однако, что в старом Тибете монгольские ученые-философы нередко занимали ответственные должности в монастырях.
«В сегодняшнем мире, поскольку материальное развитие само по себе не может принести истинного счастья, все больше людей начинают питать живой интерес к устройству ума и эмоций с научной точки зрения. Знания традиции Наланды в области психологии могут принести огромную пользу человечеству. В свете этого, с учетом его образования и опыта настоятеля Рато я возложил на него дополнительное обязательство: исследовать до какой степени эти знания можно изучать с академической точки зрения.
Нам не сберечь сокровищ нашей буддийской традиции с помощью одной только слепой веры, мы должны тщательно и целенаправленно их изучать. В ответе за сохранение этих знаний для будущих поколений будут те, кто сегодня все еще молод».
За речью Его Святейшества последовали короткие, но искусно проведенные философские диспуты на самые разные темы – от логики до воззрений школы Срединного пути и правил монашеской дисциплины.
Последовали слова благодарности Далай-ламе за представление нового устава монастыря и открытие монастырского двора для диспутов, а всем настоятелям, бывшим настоятелям и другим гостям за то, что приехали на праздник. В заключение всех гостей пригласили на обед.
Перевод: Ольга Селезнева