В Дели начались учения для буддистов России
25-12-2016, 22:07 | Напечатать
Дели, Индия, 25 декабря 2016 года – Вчера множество тибетцев, жителей Гималайского региона и иностранных туристов наводнили улицы близ монастыря Ганден в Мундгоде, чтобы пожелать доброго пути Его Святейшеству Далай-ламе. Настоятели и бывшие настоятели проводили его в аэропорт Хубли-Дхарвада, и к обеду он был уже в Дели.
Первый день учений Его Святейшества Далай-ламы для буд-
дистов России. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Сегодня перед началом трехдневных учений, организованных по просьбе российских буддистов, Его Святейшество дал несколько интервью, а затем спустился в зал учений, где его ожидали более 1250 человек из Бурятии, Калмыкии Тувы и других регионов России, а также из Монголии, Украины, Казахстана.
Радостный гул прокатился по залу, когда Его Святейшество появился в дверях. Заняв место на троне, Далай-лама обратился к присутствующим с такими словами: «Сегодня мы собрались на учения, организованные по просьбе россиян. Когда я был ребенком в наших монастырях жили несколько прославленных ученых-философов из Калмыкии, Бурятии и Тувы. Сегодня более 500 студентов из этих республик, а также из Монголии, обучаются в тибетских монастырях в Южной Индии.
В традиции Наланды, которой мы следуем, содержатся объяснения о том, как преобразовать свой ум, природа которого ясность и способность к познанию, очистив его от разрушительных эмоций и их отпечатков, и обрести прозрение – описаны основа, путь и плод.
Водою Будды не смывают скверны,
Страдания существ рукой не устраняют,
Другим не переносят прозрения свои.
Они учение существ освобождают.
Другими словами, они показывают нам основу, путь и плод. Используйте свои умственные способности для анализа учений. Опираясь на сострадание и интеллект, развивайте убежденность и применяйте новые знания в повседневной жизни».
На учения Его Святейшества Далай-ламы собрались более
1200 человек. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество рассказал, что на протяжении более 30 лет ведет диалог с современными учеными. Сегодня молодые монахи, получившие современное образование, успешно участвуют в подобных обсуждениях, разъясняя буддийские взгляды. Примером тому стал прошедший на днях в Дрепунге симпозиум «Эмори–Тибет», который произвел на Его Святейшество большое впечатление.
Буддисты возносят молитвы о благе своих матерей - живых существ, но чтобы подобные молитвы не оставались лишь пустыми словами, сказал Далай-лама, они должны претворяться в действия. Он также пояснил, что помочь мы можем именно людям, с которыми живем на одной планете.
Его Святейшество видел однажды запись научного эксперимента, в ходе которого маленьким детям показывали две сценки с куклами из кукольного театра. В первой герои помогают друг другу, и малыши очень этому радуются, а во второй чинят друг другу препятствия, что расстраивает детей и вызывает у них беспокойство. Исследуя реакцию малышей, еще даже не умеющих говорить, ученые пришли к выводу, что по природе своей человек добр и милосерден. Это указывает на неадекватность современного образования, неспособного сохранить и развить природную доброту, присущую детям. Его Святейшество рассказал о создании пилотной программы по преподаванию общечеловеческих ценностей в светских учебных заведениях, призванной сделать образование более сбалансированным.
Подчеркнув важность межрелигиозной гармонии и взаимоуважения, Его Святейшество сказал, что причина появления самых разных религий мира, так же как и разнообразных буддийских традиций или даже просто школ тибетского буддизма, кроется в том, что все они возникали в разные эпохи, в разных условиях и обстоятельствах, чтобы удовлетворить склонностям и потребностям различных людей. Далай-лама также добавил, что хотя он сложил с себя все политические полномочия, он делает все возможное для защиты хрупкой природы Тибета и сохранения родного языка, культуры и религии.
Взяв в руки поэму Шантидевы «Путь бодхисаттвы», Его Святейшество рассказал, что получил объяснения по ней от выдающегося ученого-философа и практикующего Кхуну Ламы Тензина Гьялцена. Тот попросил Его Святейшество проводить учения по «Пути бодхисаттвы» как можно чаще, и он прикладывает все силы, чтобы выполнить пожелание учителя. Кхуну Лама Ринпоче сказал ему однажды, что с тех пор, как Шантидева написал свою поэму в 8-м веке, не было более совершенной работы о взращивании бодхичитты.
Его Святейшество обратил внимание, что шестая и восьмая главы наиболее важны для развития бодхичитты, а девятая глава имеет отношение к развитию мудрости.
Поскольку никто в зале не знал языка пали, Его Святейшество попросил досточтимого Тензина Приядарши прочесть «Сутру сердца» на санскрите. Затем Его Святейшество возглавил чтение строф и мантр этой сутры на тибетском языке, а затем «Сутру сердца» прочли снова, уже на русском.
Для сидящих в дальнем конце зала на ученийх Далай-ламы
для буддистов России были установлены мониторы. Фото:
Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Ответив на целый ряд вопросов из зала, Его Святейшество начал читать первые строфы девятой главы «Пути бодхисаттвы».
Все эти разделы Учения
Изложены Муни для [обретения] мудрости.
И потому да породит мудрость
Желающий устранить страдания.
Относительная и высшая –
Таковы Две истины.
Высшая [истина] недостижима для разума,
Ибо разум называют относительным.
В этой связи люди делятся на два вида:
Йогинов и обычных людей.
Представления обычных людей
Опровергаются йогинами.
В противоположность обычным людям, которые судят по внешней видимости, объяснил Его Святейшество, йогины видят вещи такими, каковы они в реальности. Он процитировал слова Нагарджуны:
Нет ничего,
Что не возникало бы взаимозависимо,
Следовательно, нет ничего,
Что не было бы пустым.
Затем Его Святейшество с юмором заметил, что ни йогинам, ни обычным людям не чуждо чувство голода, и пора обедать. Посоветовав всем обязательно посетить дневную сессию с Янгтингом Ринпоче, посвященную повторению пройденного материала, он завершил первую сессию учений.
Перевод: Ольга Селезнева
Первый день учений Его Святейшества Далай-ламы для буд-
дистов России. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Радостный гул прокатился по залу, когда Его Святейшество появился в дверях. Заняв место на троне, Далай-лама обратился к присутствующим с такими словами: «Сегодня мы собрались на учения, организованные по просьбе россиян. Когда я был ребенком в наших монастырях жили несколько прославленных ученых-философов из Калмыкии, Бурятии и Тувы. Сегодня более 500 студентов из этих республик, а также из Монголии, обучаются в тибетских монастырях в Южной Индии.
В традиции Наланды, которой мы следуем, содержатся объяснения о том, как преобразовать свой ум, природа которого ясность и способность к познанию, очистив его от разрушительных эмоций и их отпечатков, и обрести прозрение – описаны основа, путь и плод.
Водою Будды не смывают скверны,
Страдания существ рукой не устраняют,
Другим не переносят прозрения свои.
Они учение существ освобождают.
Другими словами, они показывают нам основу, путь и плод. Используйте свои умственные способности для анализа учений. Опираясь на сострадание и интеллект, развивайте убежденность и применяйте новые знания в повседневной жизни».
На учения Его Святейшества Далай-ламы собрались более
1200 человек. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Буддисты возносят молитвы о благе своих матерей - живых существ, но чтобы подобные молитвы не оставались лишь пустыми словами, сказал Далай-лама, они должны претворяться в действия. Он также пояснил, что помочь мы можем именно людям, с которыми живем на одной планете.
Его Святейшество видел однажды запись научного эксперимента, в ходе которого маленьким детям показывали две сценки с куклами из кукольного театра. В первой герои помогают друг другу, и малыши очень этому радуются, а во второй чинят друг другу препятствия, что расстраивает детей и вызывает у них беспокойство. Исследуя реакцию малышей, еще даже не умеющих говорить, ученые пришли к выводу, что по природе своей человек добр и милосерден. Это указывает на неадекватность современного образования, неспособного сохранить и развить природную доброту, присущую детям. Его Святейшество рассказал о создании пилотной программы по преподаванию общечеловеческих ценностей в светских учебных заведениях, призванной сделать образование более сбалансированным.
Подчеркнув важность межрелигиозной гармонии и взаимоуважения, Его Святейшество сказал, что причина появления самых разных религий мира, так же как и разнообразных буддийских традиций или даже просто школ тибетского буддизма, кроется в том, что все они возникали в разные эпохи, в разных условиях и обстоятельствах, чтобы удовлетворить склонностям и потребностям различных людей. Далай-лама также добавил, что хотя он сложил с себя все политические полномочия, он делает все возможное для защиты хрупкой природы Тибета и сохранения родного языка, культуры и религии.
Взяв в руки поэму Шантидевы «Путь бодхисаттвы», Его Святейшество рассказал, что получил объяснения по ней от выдающегося ученого-философа и практикующего Кхуну Ламы Тензина Гьялцена. Тот попросил Его Святейшество проводить учения по «Пути бодхисаттвы» как можно чаще, и он прикладывает все силы, чтобы выполнить пожелание учителя. Кхуну Лама Ринпоче сказал ему однажды, что с тех пор, как Шантидева написал свою поэму в 8-м веке, не было более совершенной работы о взращивании бодхичитты.
Его Святейшество обратил внимание, что шестая и восьмая главы наиболее важны для развития бодхичитты, а девятая глава имеет отношение к развитию мудрости.
Поскольку никто в зале не знал языка пали, Его Святейшество попросил досточтимого Тензина Приядарши прочесть «Сутру сердца» на санскрите. Затем Его Святейшество возглавил чтение строф и мантр этой сутры на тибетском языке, а затем «Сутру сердца» прочли снова, уже на русском.
Для сидящих в дальнем конце зала на ученийх Далай-ламы
для буддистов России были установлены мониторы. Фото:
Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Все эти разделы Учения
Изложены Муни для [обретения] мудрости.
И потому да породит мудрость
Желающий устранить страдания.
Относительная и высшая –
Таковы Две истины.
Высшая [истина] недостижима для разума,
Ибо разум называют относительным.
В этой связи люди делятся на два вида:
Йогинов и обычных людей.
Представления обычных людей
Опровергаются йогинами.
В противоположность обычным людям, которые судят по внешней видимости, объяснил Его Святейшество, йогины видят вещи такими, каковы они в реальности. Он процитировал слова Нагарджуны:
Нет ничего,
Что не возникало бы взаимозависимо,
Следовательно, нет ничего,
Что не было бы пустым.
Затем Его Святейшество с юмором заметил, что ни йогинам, ни обычным людям не чуждо чувство голода, и пора обедать. Посоветовав всем обязательно посетить дневную сессию с Янгтингом Ринпоче, посвященную повторению пройденного материала, он завершил первую сессию учений.
Перевод: Ольга Селезнева
Похожие новости: