В Хайдарабаде Далай-лама принял участие в церемонии закладки первого камня южно-азиатского отделения «Центра за этику»

12-02-2017, 22:37  |  Напечатать

Хайдарабад, штат Телангана, Индия, 12 февраля 2017 года – Ранним утром Его Святейшество Далай-лама приехал в один из пригородов Хайдарабада Мадхапур, где «Центр за этику и ценности, ведущие к трансформации» под эгидой Далай-ламы решил построить свое южно-азиатское отделение. Это совместная инициатива Центра, работающего на базе Массачусетского технологического института, и правительства штата Телангана.

В Хайдарабаде Далай-лама принял участие в церемонии закладки первого камня южно-азиатского отделения «Центра за этику»
Его Святейшество Далай-лама и губернатор Теланганы Нарасимхан
торжественно открывают первый камень будущего здания южно-
азиатского отделения «Центра за этику и ценности, ведущие к
трансформации». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество и губернатор Теланганы Нарасимхан торжественно открыли первый камень будущего здания и посадили несколько саженцев, которые будут украшать территорию комплекса. В церемонии также приняли участие заместитель главного министра Мохаммад Махмуд Али и министр промышленности и технологий Калванкутла Тарака Рама Рао. Губернатор заметил, что по индуистскому обычаю следует вознести молитвы о мире. Его Святейшество согласился, однако добавил, что молитвы нужно подкреплять делами, в том числе, тренировкой ума.

На расположенном неподалеку открытом стадионе выставочного комплекса «Хайтекс» досточтимый Тензин Приядарши, основатель «Центра за этику и ценности, ведущие к трансформации» под эгидой Далай-ламы, поприветствовал около тысячи собравшихся под гигантским навесом, а также 15 тысяч зрителей, следящих за встречей через прямую интернет-трансляцию. Он попросил заместителя главного министра Мохаммада Махмуда Али официально поприветствовать Его Святейшество, а К. Т. Раму Рао представить тибетского духовного лидера гостям.

Его Святейшество начал свое обращение привычными в его устах словами: «Я всегда называю людей, пришедших на встречу со мной, братьями и сестрами, потому что считаю себя просто одним из семи миллиардов человек; мы все члены одной большой человеческой семьи. Мы все – короли и королевы, духовные лидеры и нищие – одинаково рождаемся на свет и умираем. Вот почему так важно помнить о единстве всего человечества. Куда бы я ни отправлялся и с кем бы ни беседовал, я стараюсь продвигать эту идею в надежде избавиться от преград между нами. При каждом удобном случае я улыбаюсь, и обычно мне дарят улыбку в ответ, что всех делает счастливыми.

Хотя физически, умственно и эмоционально мы одинаковы, между нами, безусловно, есть и различия. Я тибетец, буддист и Далай-лама, но я если я буду делать упор на этих различиях, то отдалю себя от других, воздвигну стену, за которой окажусь в полном одиночестве. То, что нам на самом деле нужно, – это уделять больше внимания сходствам между нами, ведь мы все одинаковые люди.

В Хайдарабаде Далай-лама принял участие в церемонии закладки первого камня южно-азиатского отделения «Центра за этику»
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией по случаю
закладки первого камня южно-азиатского отделения «Центра за этику
и ценности, ведущие к трансформации». Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Большинство проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся, мы сотворили своими руками, настаивая на второстепенных различиях между нами, таких как национальность, вероисповедание и тому подобное. Как печально, что в наши дни религия становится поводом для раздоров и насилия. Когда в других уголках мира убивают людей, мы не вправе оставаться равнодушными, мы обязаны постараться облегчить страдания всех.

Различия в национальности и идеологии, столь значительные в начале 20-го столетия, сегодня играют гораздо менее важную роль. В Европе, жители которой поколениями враждовали и убивали друг друга, после Второй мировой войны создали Европейский Союз. Мой наставник по квантовой физике Карл фон Вайцзеккер рассказывал, что в пору его юности французы и немцы считали друг друга заклятыми врагами. Однако к 90-м годам минувшего века ситуация кардинально изменилась. Осознав, что войны не приносят ничего, кроме разрушений, люди решили, что гораздо лучше жить в ладу и мире. Таков дух Европейского Союза, которым я восхищаюсь, и примеру которого нужно следовать в других частях света – в Африке, Латинской Америке и Азии.

В долгосрочной перспективе я надеюсь на построение общемирового союза и полное разоружение. Мы люди, и у нас всегда будут разногласия, но нужно учиться устранять их с опорой на диалог, а не на грубую силу. А для этого крайне важно взращивать нравственные ценности, поскольку в условиях недоверия и зависти диалог невозможен».

Его Святейшество заметил, что ахимса, тысячелетняя индийская традиция, тоже опирается не на страх, а на уверенность и сострадание. Примером тому межрелигиозная гармония, процветающая в Индии. Местные вероисповедания, такие как индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм мирно сосуществуют с иноземными религиями, свидетельствуя об истинной терпимости и взаимоуважении. Зороастризм пришел из Персии. Мумбайское сообщество парсов едва ли насчитывает 100 тысяч человек, но они живут здесь, в Индии, не зная страха. Подобным образом, кочинские евреи поселились в Южной Индии. Здесь живут христиане и мусульмане. Сегодня индийские мусульмане составляют второе по численности мусульманское сообщество в мире, превосходя даже Пакистан. Его Святейшество заметил, что, безусловно, то здесь, то там возникают сложности, но в целом Индия – единственная страна мира, где все основные религиозные традиции живут бок о бок во взаимном уважении.

В Хайдарабаде Далай-лама принял участие в церемонии закладки первого камня южно-азиатского отделения «Центра за этику»
Слушатели во время лекции Его Святейшества Далай-ламы,
организованной по случаю закладки первого камня южно-азиатского
отделения «Центра за этику и ценности, ведущие к трансформации».
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Среди великих цивилизаций древности – египетской, китайской и индской – именно долина Инда подарила человечеству больше всего выдающихся мыслителей и школ философской мысли, в том числе буддийских. Древняя индийская психология, с ее глубочайшим постижением устройства ума и эмоций, сегодня может многому нас научить.

«Более 30 лет я веду диалог с современными учеными, позволяющий буддистам и практикующим созерцание больше узнавать о физическом мире. Одновременно с этим ученые многое открывают для себя в области устройства ума и эмоций. Ахимса – ненасилие, опирающееся на каруну, или сострадание, помогает обуздывать разрушительные эмоции. Более тысячи лет мы, тибетцы, бережно хранили традиции монастыря-университета Наланда. Ныне живущим индийцам выпала редкая возможность сочетать современные научные открытия с ценностями и знаниями, унаследованными от предков. Многие молодые жители Индии уже питают большой интерес к своему древнему наследию. “Центр за этику”, с его многочисленными программами и обширной деятельностью, вносит свой вклад в наше общее дело. Я очень благодарен моим друзьям и правительству штата за поддержку.

Центр учрежден под эгидой Далай-ламы, но я всего лишь один из последователей традиции Наланды, ученик Нагарджуны. Как бы там ни было, когда я бываю в других странах, то часто называю себя посланником древней индийской мысли и сыном Индии. Это так, потому что каждая клеточка моего мозга проникнута знаниями Наланды, а мое тело уже 58 лет питается индийским рисом, далом и чапати».

Отвечая на вопросы собравшихся, Его Святейшество объяснил, что поскольку большинство людей в мире все еще живут в нищете, нам необходимо материальное развитие. Однако стремление к материальным целям должно идти рука об руку с развитием ума. Ученые не только установили, что по природе своей человек склонен к милосердию, но и пришли к выводу, что постоянный гнев и страх расшатывает нашу иммунную систему, тогда как взращивание сострадания укрепляет здоровье. По мнению Его Святейшества, поскольку огромное число людей не питает интереса к духовным материям, важно искать светский подход к продвижению общечеловеческих ценностей.

Один из зрителей, поднявший тему важности образования для развития внутренних ценностей, спросил о роли родителей. Его Святейшество ответил, что согласно данным научных исследований, материнские прикосновения в первые недели жизни ребенка необходимы для нормального развития головного мозга, и, кроме того, безусловно, крайне важно, чтобы родители окружали своих детей любовью и нежностью.

В Хайдарабаде Далай-лама принял участие в церемонии закладки первого камня южно-азиатского отделения «Центра за этику»
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы слушателей
во время лекции, организованной по случаю закладки первого камня
южно-азиатского отделения «Центра за этику и ценности, ведущие
к трансформации». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
На вопрос, как подготовиться к смерти, Его Святейшество ответил, что в некоторой степени это зависит от нашего мировоззрения. Если мы верим в любящего бога-творца, размышления о нем, о его любви и сострадании могут сослужить добрую службу в наш последний миг. Для буддистов будет полезным не забывать наставлений Будды о сострадании и бессамостности вещей. Он добавил, что существуют визуализации восьми стадий растворения в процессе умирания, помогающие подготовиться к настоящей смерти и достигнуть ума ясного света.

«Лучшая подготовка к смерти, – продолжил Его Святейшество, – прожить достойную жизнь, не причинять вреда другим и помогать людям, если есть возможность. Тогда в момент смерти не будет сожалений. Будет ли мирным наш последний миг на земле, зависит от того, как мы прожили свою жизнь».

Одна из девушек спросила, что эффективнее для тренировки ума – сосредоточение или аналитическая медитация. Его Святейшество ответил, что отдает предпочтение анализу и рассказал, как проводит аналитическую медитацию: он размышляет о своем теле, уме и чувствах, о непостоянстве и непрерывных изменениях; рассматривает, как прошлое, настоящее и будущее беспрестанно сменяют друг друга. Прошлое и будущее существуют только по отношению к настоящему, однако очевидно, что момент настоящего совершенно невозможно уловить. Далай-лама упомянул также, что рассматривает тело, которое состоит из частей – головы, рук, ног и туловища – и спрашивает себя, а является ли та или иная часть телом сама по себе.

В заключение ведущий спросил, как Его Святейшеству удается выглядеть моложе своих лет. Далай-лама пошутил, что это секрет, но затем объяснил, что спит по 9 часов в сутки. Встав утром, он посвящает 4 часа медитациям, помогающим поддерживать покой ума. Сон и медитации, по мнению Его Святейшества, способствуют внутреннему миру и покою и придают уверенности. «Вы тоже можете это делать, если захотите», – сказал он.

Досточтимый Тензин Приядарши произнес слова благодарности. Первым делом он поблагодарил Его Святейшество за визит, а потом сказал спасибо многочисленным помощникам, сделавшим эту встречу возможной, в особенности членам своей команды и правительству Теланганы.

По завершении лекции Далай-лама принял участие в торжественном обеде, устроенном в его честь помощником главного министра, после чего отправился в международный аэропорт им. Раджива Ганди, откуда улетел в Амритсар. Завтра утром он вернется домой в Дхарамсалу.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2 940  |  Тэги: Индия Хайдарабад
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

22 ноября ‒ праздник нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей
На двадцать второй день девятого месяца по лунному календарю буддисты отмечают один из четырех важнейших праздников ‒ день нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей (тиб. ...

Центр «Ганден Тендар Линг» открывает сбор средств на издание новой книги Ламы Сопы Ринпоче
Буддийский центр сохранения традиций махаяны «Ганден Тендар Линг» приступает к изданию русскоязычной версии книги выдающегося тибетского буддийского учителя современности Ламы Тхубтена Сопы Ринпоче ...

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

Основные разделы сайта