Далай-лама принял участие в открытии нового храма в монастыре Тхупсунг Дхаргьелинг, провел учения и даровал разрешение на практику Авалокитешвары
6-04-2017, 22:53 | Напечатать
Диранг, штат Аруначал-Прадеш, Индия, 6 апреля 2017 года – Сегодняшний день в новом храме монастыря Тхупсунг Дхаргьелинг начался с начитывания гуру-пуджи, или «Лама-чопы». Женских голосов в храме звучало ничуть не меньше, чем мужских. Министр внутренних дел Шри Кирен Риджиджу, уроженец этих мест, приехал, чтобы поприветствовать Его Святейшество Далай-ламу в Диранге. Поскольку его присутствие было необходимо на заседании нижней палаты парламента Индии, Лок Сабхи, он не смог остаться на утреннее торжество в честь открытия нового храма.
Местные жители проводят философский диспут в ходе визита
Его Святейшества Далай-ламы в монастырь Тхупсунг Дхаргьелинг.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество спустился из своих комнат на самом верху храма на единственном лифте во всей округе и сел между губернатором Аруначал-Прадеша Падманабхом Ачарья и главным министром Пемой Кханду. Праздник начался с подношения Его Святейшеству мандалы вселенной и трех символических изображений просветленных тела, речи и ума. Затем миряне – и мужчины, и женщины – провели показательные философские диспуты.
Досточтимый Тхуптен Ринпоче, читая отчет об учреждении монастыря, несколько раз не мог сдержать слез. Он сказал, что на создание монастыря их вдохновил Его Святейшество Далай-лама, который советует учреждать центры обучения повсеместно, чтобы люди могли черпать из сокровищницы знаний Наланды, добавив, что они постарались сделать все, что было в их силах.
Тхуптен Ринпоче отметил, что их цель – предоставить возможность изучать буддийские трактаты, особенно классические сочинения семнадцати пандит Наланды, как членам монашеского сообщества, так и мирянам, а также помогать людям духовно расти и развивать теплоту сердца. Он рассказал, что университет предлагает вводный курс – классы проходят три раза в неделю, а также более серьезные курсы изучения буддизма, тибетского языка и буддийской истории, рассчитанные на полтора месяца в году. После прохождения четырехгодичной программы обучения студентам вручаются сертификаты. В планах стоят также программы затворничества, в том числе ежегодное затворничество с соблюдением поста. Тхуптен Ринпоче горячо поблагодарил Его Святейшество за мудрое руководство и заметил, что они будут полагаться на него и в будущем.
В своей речи Т. Н. Тхонгдок, спикер законодательной ассамблеи Аруначал-Прадеша сказал, что Его Святейшество проявил огромную доброту, согласившись приехать сюда на машине, после того, как путешествие на вертолете отменили из-за непогоды. Он заметил, что когда Его Святейшество впервые проезжал через их места в далеком 1959 году, интерес к буддизму был невелик, хотя этот регион традиционно буддийский. Именно благодаря неоднократным визитам и вдохновению, которым Его Святейшество одаривает всех вокруг, интерес к изучению и практике буддизма возрождается с каждым днем.
Фотографы и операторы проводят съемку во время церемонии
открытия нового храма в монастыре Тхупсунг Дхаргьелинг.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Губернатор Аруначал-Прадеша, Шри Падманабха Ачарья поприветствовал Его Святейшество от имени всех жителей родного штата. Он назвал нынешний день благоприятным, добавив, что присутствие Его Святейшества дарит силу и воодушевление.
«Дорогие братья и сестры, – произнес Его Святейшество, – я всегда начинаю свои обращения этими словами, ведь по сути все семь миллиардов жителей Земли и есть братья и сестры. Если бы мы всегда об этом помнили, не осталось бы места для запугивания, обмана и убийства себе подобных. Научные эксперименты с участием детей, которые еще не научились даже говорить, свидетельствуют, что по природе своей человек склонен к милосердию. Ученые также наши доказательства тому, что постоянный гнев, ненависть и подозрения расшатывают нашу иммунную систему. Сострадание благотворно, а гнев и страх разрушительны в равной степени для каждого из семи миллиардов людей Земли.
Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, такие, например, как гигантская пропасть между бедными и богатыми, мы сотворили своими собственными руками. Здесь в Индии до сих пор существует кастовая дискриминация – неприемлемая и безнадежно устаревшая традиция. Мы все люди, у нас равные права, и стремление быть счастливым в равной мере присуще каждому из нас. Я считаю себя просто одним из людей. Если я буду делать упор на том, что я буддист, тибетец или даже Далай-лама, это отдалит меня от других и возведет стену, за которой я окажусь в полном одиночестве. Я считаю своим первостепенным долгом продвижение идеи о единстве всего человечества и важности внутренних ценностей, благодаря чему станут счастливее отдельные люди, семьи и сообщества».
Заметив, что недавние изменения в его планах на путешествие пример тому, как трудности оборачиваются в нашу пользу, Его Святейшество сказал: «На днях, когда я летел из Гувахати в Дибругарх турбулентность была такой сильной, что я уже было распрощался с жизнью. После этого мы решили отменить вертолетное путешествие и ехать на автомобиле. В результате я пообщался с гораздо большим числом людей».
В присутствии губернатора штата Аруначал-Прадеш Падманабхи
Ачарьи и главного министра штата Аруначал-Прадеш Пемы Кханду
Его Святейшество Далай-лама выступает с обращением во время
открытия нового храма в монастыре Тхупсунг Дхаргьелинг.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество отметил, что из трех великих цивилизаций древности – египетской, китайской и индской – именно Древняя Индия подарила миру наибольшее число великих мыслителей. Буддизм, особенно традиции монастыря-университета Наланда, в конце концов распространился по всей Азии. Его Святейшество сказал, что ключевые воззрения этой школы – отсутствие самобытия и взаимозависимое возникновение – помогают обуздывать разрушительные эмоции.
Его Святейшество заметил, что Будда был не только основателем буддизма, но и великим мыслителем и ученым, который советовал своим последователям не принимать его слов за чистую монету, а исследовать и проверять с опорой на логику и обоснование. Ученые прошлого, такие как Нагарджуна и Буддапалита, именно так и поступали.
«Нынешние индийцы чересчур увлекаются западным образом жизни, а современное образование вращается только вокруг материальных целей, пренебрегая развитием внутреннего покоя и мира. Мы живем в пору нравственного кризиса, который не одолеть с помощью одних лишь молитв, необходимо тренировать ум и усмирять свои разрушительные эмоции. С одной стороны нам необходимы общечеловеческие ценности, которые берут начало в общем для всех опыте, здравом смысле и научных изысканиях, с другой стороны, важно сочетать современное образование с древними индийскими знаниями об устройстве ума и эмоций».
Что касается создания центра обучения в монастыре, Его Святейшество заметил: «Вы чудесно потрудились; я искренне признателен за ваши достижения. Спасибо вам!»
Во время заключительной церемонии Тхуптен Ринпоче подарил статуи Будды Его Святейшеству, губернатору и главному министру. Член местного парламента Пхунпа Церинг, произнося слова благодарности, от всего сердца сказал спасибо Его Святейшеству за то, что он приехал и «благословил эту землю». Затем гости поднялись в верхние комнаты, где уже накрыли к обеду.
Во второй половине дня Его Святейшество спустился из храма в павильон для проведения учений. Павильон возвышался над гигантской площадью, на которой, по примерным оценкам, на учения Далай-ламы собралось около 20 тысяч человек. Его Святейшество рассказал о планах на нынешний день.
Его Святейшество Далай-лама дарует учения более чем 20,000
верующих в монастыре Тхупсунг Дхаргьелинг. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)«Сегодня я остаюсь здесь с вами. Сначала предполагалось, что я улечу в Таванг, но погода этому помешала. Я приехал сюда раньше, чем предполагал, и дарую разрешение на практику Ченрезига, освобождающего из неблагоприятных миров. Перед посвящением я проведу учения по сочинению “Восемь строф о преобразовании ума”. Прямо сейчас я дарую устную передачу гуру-йоги, “Неотделимости духовного наставника от Авалокитешвары”, чтобы вы смогли ее начитывать пока я выполняю подготовительные церемонии к разрешению на практику Авалокитешвары».
Женщины принимали самое активное участие в сегодняшних церемониях. Они начитывали текст гуру-йоги, играли на музыкальных инструментах и совершали подношение цог Его Святейшеству.
«Мы собрались здесь не для развлечения или обсуждения дел, – заметил Его Святейшество. – Люди по всему миру сегодня упускают из виду одну очень важную вещь: чтобы стать счастливыми, необходимо в полной мере использовать свои умственные способности; но вместо этого мы с головой погружаемся в чувственное восприятие. Все религиозные традиции, каждая по-своему, вносят лепту в развитие покоя ума, но многие из них требуют слепой веры, тогда как в буддизме вера поддерживается мудростью. Буддизм требует от нас использования интеллектуальных способностей. Неведение порождает несчастье, но мы в состоянии его преодолеть, если обретем верное представление о реальности.
Некоторые называют буддизм наукой об уме, и поистине он помогает нам преобразовывать ум, взращивая понимание. Разрушительные эмоции, такие как гнев и привязанность коренятся в неведении, а учение Будды берет истоки в прозрении в реальность. Ученые питают живой интерес к идеям о взаимозависимом возникновении. Я спрашивал, есть ли подобные идеи в мире науки, однако мне отвечали, что нет, пока еще нет».
Его Святейшество попросил учеников открыть книги, и они вместе начали читать «Восемь строф о преобразовании ума». Он пояснил, что это сочинение учит, как использовать свой ум, чтобы обрести счастье, вместо того, чтобы полностью отдаваться удовольствиям, получаемым с помощью органов чувств.
Некоторые из более чем 20,000 верующих, собравшихся на учения
Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Тхупсунг Дхаргьелинг.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество упомянул, что тибетский царь Трисонг Децен пригласил в Тибет Шантаракшиту, который принес в Страну снегов буддизм. Два века спустя буддизм в Тибете начал приходить в упадок, и тогда другой тибетский царь пригласил Атишу для его возрождения. Атиша стал основателем школы кадам, последователем которой является и геше Лангри Тангпа, автор «Восьми строф о преобразовании ума». Его Святейшество рассказал, что сам получил учения по этой поэме в детстве от Тагдага Ринпоче, а позже от своего младшего наставника Триджанга Ринпоче.
Сочинение посвящено бодхичитте, аспекту метода пути, а также постижению пустоты, аспекту мудрости пути. Его Святейшество заметил, что бодхисаттвы думают прежде всего о двух вещах – других существах и пробуждении – и стремятся к обретению пробуждения с опорой на мудрость. Его Святейшество начал размеренное чтение строф, давая краткие пояснения, пока не добрался до последней строфы, в которой советуется избегать восьми мирских забот и смотреть на все, как на иллюзии, без привязанности, ибо только так можно обрести свободу от оков.
Затем Его Святейшество приступил к дарованию разрешения на практику Ченрезига, освобождающего из неблагоприятных миров, заметив, что практика берет истоки в видении Тагпху Дордже Чанга, которого по преданию благословила Арья Тара. Он добавил, что есть поверье, будто каждый раз, когда кто-то получает разрешение на эту практику, он избавляется от одной жизни в низших мирах. Во время дарования разрешения Его Святейшество также провел церемонию зарождения бодхичитты, прочитав в заключение несколько строф сорадования.
Завтра Его Святейшество на машине отправляется из Диранга в Таванг, его путь будет лежать через перевал Села, расположенный на высоте 4170 метров.
Перевод: Ольга Селезнева
Местные жители проводят философский диспут в ходе визита
Его Святейшества Далай-ламы в монастырь Тхупсунг Дхаргьелинг.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Досточтимый Тхуптен Ринпоче, читая отчет об учреждении монастыря, несколько раз не мог сдержать слез. Он сказал, что на создание монастыря их вдохновил Его Святейшество Далай-лама, который советует учреждать центры обучения повсеместно, чтобы люди могли черпать из сокровищницы знаний Наланды, добавив, что они постарались сделать все, что было в их силах.
Тхуптен Ринпоче отметил, что их цель – предоставить возможность изучать буддийские трактаты, особенно классические сочинения семнадцати пандит Наланды, как членам монашеского сообщества, так и мирянам, а также помогать людям духовно расти и развивать теплоту сердца. Он рассказал, что университет предлагает вводный курс – классы проходят три раза в неделю, а также более серьезные курсы изучения буддизма, тибетского языка и буддийской истории, рассчитанные на полтора месяца в году. После прохождения четырехгодичной программы обучения студентам вручаются сертификаты. В планах стоят также программы затворничества, в том числе ежегодное затворничество с соблюдением поста. Тхуптен Ринпоче горячо поблагодарил Его Святейшество за мудрое руководство и заметил, что они будут полагаться на него и в будущем.
В своей речи Т. Н. Тхонгдок, спикер законодательной ассамблеи Аруначал-Прадеша сказал, что Его Святейшество проявил огромную доброту, согласившись приехать сюда на машине, после того, как путешествие на вертолете отменили из-за непогоды. Он заметил, что когда Его Святейшество впервые проезжал через их места в далеком 1959 году, интерес к буддизму был невелик, хотя этот регион традиционно буддийский. Именно благодаря неоднократным визитам и вдохновению, которым Его Святейшество одаривает всех вокруг, интерес к изучению и практике буддизма возрождается с каждым днем.
Фотографы и операторы проводят съемку во время церемонии
открытия нового храма в монастыре Тхупсунг Дхаргьелинг.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Дорогие братья и сестры, – произнес Его Святейшество, – я всегда начинаю свои обращения этими словами, ведь по сути все семь миллиардов жителей Земли и есть братья и сестры. Если бы мы всегда об этом помнили, не осталось бы места для запугивания, обмана и убийства себе подобных. Научные эксперименты с участием детей, которые еще не научились даже говорить, свидетельствуют, что по природе своей человек склонен к милосердию. Ученые также наши доказательства тому, что постоянный гнев, ненависть и подозрения расшатывают нашу иммунную систему. Сострадание благотворно, а гнев и страх разрушительны в равной степени для каждого из семи миллиардов людей Земли.
Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, такие, например, как гигантская пропасть между бедными и богатыми, мы сотворили своими собственными руками. Здесь в Индии до сих пор существует кастовая дискриминация – неприемлемая и безнадежно устаревшая традиция. Мы все люди, у нас равные права, и стремление быть счастливым в равной мере присуще каждому из нас. Я считаю себя просто одним из людей. Если я буду делать упор на том, что я буддист, тибетец или даже Далай-лама, это отдалит меня от других и возведет стену, за которой я окажусь в полном одиночестве. Я считаю своим первостепенным долгом продвижение идеи о единстве всего человечества и важности внутренних ценностей, благодаря чему станут счастливее отдельные люди, семьи и сообщества».
Заметив, что недавние изменения в его планах на путешествие пример тому, как трудности оборачиваются в нашу пользу, Его Святейшество сказал: «На днях, когда я летел из Гувахати в Дибругарх турбулентность была такой сильной, что я уже было распрощался с жизнью. После этого мы решили отменить вертолетное путешествие и ехать на автомобиле. В результате я пообщался с гораздо большим числом людей».
В присутствии губернатора штата Аруначал-Прадеш Падманабхи
Ачарьи и главного министра штата Аруначал-Прадеш Пемы Кханду
Его Святейшество Далай-лама выступает с обращением во время
открытия нового храма в монастыре Тхупсунг Дхаргьелинг.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество заметил, что Будда был не только основателем буддизма, но и великим мыслителем и ученым, который советовал своим последователям не принимать его слов за чистую монету, а исследовать и проверять с опорой на логику и обоснование. Ученые прошлого, такие как Нагарджуна и Буддапалита, именно так и поступали.
«Нынешние индийцы чересчур увлекаются западным образом жизни, а современное образование вращается только вокруг материальных целей, пренебрегая развитием внутреннего покоя и мира. Мы живем в пору нравственного кризиса, который не одолеть с помощью одних лишь молитв, необходимо тренировать ум и усмирять свои разрушительные эмоции. С одной стороны нам необходимы общечеловеческие ценности, которые берут начало в общем для всех опыте, здравом смысле и научных изысканиях, с другой стороны, важно сочетать современное образование с древними индийскими знаниями об устройстве ума и эмоций».
Что касается создания центра обучения в монастыре, Его Святейшество заметил: «Вы чудесно потрудились; я искренне признателен за ваши достижения. Спасибо вам!»
Во время заключительной церемонии Тхуптен Ринпоче подарил статуи Будды Его Святейшеству, губернатору и главному министру. Член местного парламента Пхунпа Церинг, произнося слова благодарности, от всего сердца сказал спасибо Его Святейшеству за то, что он приехал и «благословил эту землю». Затем гости поднялись в верхние комнаты, где уже накрыли к обеду.
Во второй половине дня Его Святейшество спустился из храма в павильон для проведения учений. Павильон возвышался над гигантской площадью, на которой, по примерным оценкам, на учения Далай-ламы собралось около 20 тысяч человек. Его Святейшество рассказал о планах на нынешний день.
Его Святейшество Далай-лама дарует учения более чем 20,000
верующих в монастыре Тхупсунг Дхаргьелинг. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Женщины принимали самое активное участие в сегодняшних церемониях. Они начитывали текст гуру-йоги, играли на музыкальных инструментах и совершали подношение цог Его Святейшеству.
«Мы собрались здесь не для развлечения или обсуждения дел, – заметил Его Святейшество. – Люди по всему миру сегодня упускают из виду одну очень важную вещь: чтобы стать счастливыми, необходимо в полной мере использовать свои умственные способности; но вместо этого мы с головой погружаемся в чувственное восприятие. Все религиозные традиции, каждая по-своему, вносят лепту в развитие покоя ума, но многие из них требуют слепой веры, тогда как в буддизме вера поддерживается мудростью. Буддизм требует от нас использования интеллектуальных способностей. Неведение порождает несчастье, но мы в состоянии его преодолеть, если обретем верное представление о реальности.
Некоторые называют буддизм наукой об уме, и поистине он помогает нам преобразовывать ум, взращивая понимание. Разрушительные эмоции, такие как гнев и привязанность коренятся в неведении, а учение Будды берет истоки в прозрении в реальность. Ученые питают живой интерес к идеям о взаимозависимом возникновении. Я спрашивал, есть ли подобные идеи в мире науки, однако мне отвечали, что нет, пока еще нет».
Его Святейшество попросил учеников открыть книги, и они вместе начали читать «Восемь строф о преобразовании ума». Он пояснил, что это сочинение учит, как использовать свой ум, чтобы обрести счастье, вместо того, чтобы полностью отдаваться удовольствиям, получаемым с помощью органов чувств.
Некоторые из более чем 20,000 верующих, собравшихся на учения
Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Тхупсунг Дхаргьелинг.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Сочинение посвящено бодхичитте, аспекту метода пути, а также постижению пустоты, аспекту мудрости пути. Его Святейшество заметил, что бодхисаттвы думают прежде всего о двух вещах – других существах и пробуждении – и стремятся к обретению пробуждения с опорой на мудрость. Его Святейшество начал размеренное чтение строф, давая краткие пояснения, пока не добрался до последней строфы, в которой советуется избегать восьми мирских забот и смотреть на все, как на иллюзии, без привязанности, ибо только так можно обрести свободу от оков.
Затем Его Святейшество приступил к дарованию разрешения на практику Ченрезига, освобождающего из неблагоприятных миров, заметив, что практика берет истоки в видении Тагпху Дордже Чанга, которого по преданию благословила Арья Тара. Он добавил, что есть поверье, будто каждый раз, когда кто-то получает разрешение на эту практику, он избавляется от одной жизни в низших мирах. Во время дарования разрешения Его Святейшество также провел церемонию зарождения бодхичитты, прочитав в заключение несколько строф сорадования.
Завтра Его Святейшество на машине отправляется из Диранга в Таванг, его путь будет лежать через перевал Села, расположенный на высоте 4170 метров.
Перевод: Ольга Селезнева