Далай-лама выслушал отчет рабочего комитета по созданию учебной программы преподавания общечеловеческих ценностей
28-04-2017, 21:54 | Напечатать
Нью-Дели, Индия, 28 апреля 2017 года – Сегодня утром по пути на встречу с членами рабочего комитета созданию учебной программы преподавания общечеловеческих ценностей машина Его Святейшества Далай-ламы миновала не одного, а даже двух больших храмовых слонов, размеренно вышагивающих вдоль дороги. У дверей его встречали гостеприимные хозяева Аналджит Сингх и его сын Вир. Первым делом Его Святейшество зажег церемониальный светильник в ознаменование начала встречи. Геше Лхакдор стал ведущим сегодняшней сессии, на которой делегаты из нескольких учебных заведений поделились с Его Святейшеством своими размышлениями.
Его Святейшество Далай-лама, Аналджит Сингх и его сын Вир зажигают церемониальный светильник в начале встречи с рабочим комитетом по созданию учебной программы преподавания общечеловеческих ценностей. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Что касается подготовки преподавателей, то по это вопросу царит единодушное согласие – учителя должны не просто прекрасно ориентироваться в учебной программе, но и лично воплощать нравственные ценности, которым обучают. Все участники также согласны, что пилотная программа по социальному, эмоциональному и нравственному обучению, разработанная в университете Эмори, должна стать основой для будущих учебных программ по привитию светской этики, или общечеловеческих ценностей, как мечтает Далай-лама. На встрече обсудили основные пункты программы, прогресс в ее разработке, вопросы отслеживания качества преподавания, аккредитации и одобрения офисом Его Святейшества.
Представители шести учебных заведений рассказали об успехах, которых они достигли к настоящему времени, и вкратце очертили планы на будущее. Геше Лобсанг Тензин Неги выступил от имени университета Эмори, в котором планируется запустить первую рабочую программу к следующему визиту Его Святейшества в их университет, запланированному на октябрь этого года. Госпожа Дипти Гулати, делегат организации «Аюргьян Ниас», учрежденной в Мератхе для продвижения деятельности института «Ум и жизнь» в Индии, сказала, что в июле у них будут готовы два тренировочных модуля для введения в 9 школах в 8 индийских городах.
От лица директора профессора С. Парасурамана, который не смог приехать на встречу, два его коллеги из института общественных наук им. Тата рассказали о работе института, направленной на продвижение светской этики. В их учебной программе затрагиваются такие темы, как познание собственного «я», планирование перемен, внедрение преобразований и достижение осязаемого результата.
Доктор Нидхи Сабхаравал, выступавший от имени Центра исследований программ для высшего образования, рассказал о развитии позитивного подхода, сосредоточенного на таких ценностях, как свобода, равенство и человечность. Они ожидают, что их образовательные модули будут готовы в августе.
Арун Капур, директор школы «Васант Вэлли», выступает с докладом во время совещания рабочего комитета по созданию учебной программы преподавания общечеловеческих ценностей. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Арун Капур, директор школы «Васант Вэлли» рассказал о достижениях родной школы, которая стала первопроходцем целостного образования; в ней делают основной упор на изучении эволюции, законов построения индийской классической музыки и борьбы за независимость. Она действует под эгидой Центра распространения мира.
В заключение профессор Минакши Тхапан из университета Дели отчиталась о своем сотрудничестве со школой «Риши Вэлли» по вопросам нравственности в образовании. Она подчеркнула, что хотя учителя на самом деле имеют колоссальное влияние на детей, в Индии они себя зачастую недооценивают.
Когда отзвучали доклады о проведенной работе, геше Лхакдор заметил, что министерство образования и министерство религии и культуры Центральной тибетской администрации питают самый живой интерес к этому начинанию и на встречу приехали министры обоих министерств.
После короткого перерыва на чай Арун Капур описал план конкретных действий комитета. Он наметил цели для окончательного завершения работы над каркасом программы Эмори по общественному, эмоциональному и нравственному обучению (ОЭНО) и несколько задач по развитию учебных программ. Практически все участники ожидают, что учебные планы будут готовы к введению в школах между июнем и сентябрем этого года. Он также очертил серьезные планы по подготовке учителей, и здесь первопроходцами стали «Аюргьян Ниас» и программа ОЭНО Эмори.
Когда Его Святейшество попросили сказать несколько слов, он произнес: «Во-первых, в меня вселяет уверенность работа, которую ведут ваши организации и учебные заведения. Я не думаю, что следует учреждать комитет для утверждения этих программ в моем офисе. Нам скорее нужна группа сведущих экспертов, которые могли бы посещать школы, наблюдать за проводимой работой и предоставлять отчеты.
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся в ходе совещания рабочего комитета по созданию учебной программы преподавания общечеловеческих ценностей. Фото: Лобсанг Церинг (офис ЕСДЛ)
Многие проблемы, одолевающие нас сегодня, возникают из-за того, что мы пренебрегаем нашей основополагающей человеческой природой и не используем в полной мере наших умственных способностей. Необходимо искать пути для просвещения людей. Одни только разговоры о деньгах и власти бессмысленны. Намного более важно продвигать ощущение единства всего человечества, чувство, что мы все члены одной большой семьи.
Другие животные не ведут войн друг с другом, это делают только люди. Если бы по природе своей человек был злым, с надеждой можно было бы распрощаться. Беды современного мира во многом плод неадекватности нашей существующей системы образования. Меня очень впечатлила проведенная вами работа, направленная на исправление этой ситуации. Не нужно спешить и стараться завершать программу к определенному сроку, просто делайте свое дело на совесть.
В США я посещал “города сострадания” и “города доброты” и познакомился с их мэрами. Они разработали программы, поощряющие доброту и сострадание в действии, оказавшиеся весьма эффективными. Они изменили жизни школьников и всех заинтересованных лиц. Результаты, полученные там, могут показаться вам интересными».
Его Святейшество упомянул о своем обязательстве по возрождению знаний Древней Индии, особенно в том, что касается психологии, логики и философии. Он рассказал, что обычно спит по 9 часов в день, встает в 3 часа утра и посвящает 4-5 часов медитациям, тренируя свой ум с опорой на эти знания.
Представитель министерства социального развития, который принял участие в обеих сессиях, заверил, что идея по внедрению общечеловеческих ценностей в образование в общем и целом уже повсеместно принимается.
Участники совещания рабочего комитета по созданию учебной программы преподавания общечеловеческих ценностей слушают Его Святейшество Далай-ламу. Фото: Лобсанг Церинг (офис ЕСДЛ)
Вернувшись к вопросу о древних индийских знаниях, Его Святейшество сказал, что содержимое 300 томов древнего индийского литературного наследия, переведенного на тибетский язык, можно разделить на три основные категории: науку, например, науку об уме, философию и религию. По мнению Его Святейшества, все желающие могут изучать науку и философию с академической точки зрения, тогда как религиозное содержимое представляет интерес только для буддистов. Он рассказал, что диалог с современными учеными, который он ведет уже более 30 лет, приносит колоссальную пользу обеим сторонам. Его Святейшество еще раз подчеркнул, что по сравнению с глубокими объяснениями об устройстве ума и эмоций, которые мы находим в древней индийской психологии, современная психология делает только первые неуверенные шаги.
Затронули также тему отношений между религиозными традициями и светской этикой. Его Святейшество пояснил: «Религии не исчезнут с лица Земли. Они укрепляют общечеловеческие ценности. Светская этика, о которой мы говорим, – это краеугольный камень всех религиозных традиций. Я использую слово “светская” в индийской трактовке, где оно означает равное уважение ко всем вероисповеданиям, а также ко взглядам неверующих.
Термин “светская” может иметь некоторый антирелигиозный оттенок, особенно в свете французской и большевистской революций, во время которых люди выступали скорее против религиозных институтов, участвующих в эксплуатации людей».
Его Святейшество Далай-лама и члены комитета по созданию учебной программы преподавания общечеловеческих ценностей по завершении совещания в Нью-Дели. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
На встрече обсудили также роль кастовой дискриминации в притеснении отдельных слоев населения. Его Святейшество выразил надежду, что индийские духовные лидеры будут открыто высказываться против этого обычая, который безнадежно устарел в современном демократическом обществе.
«Все больше индийцев, а также многие жители западных стран, – завершил свою речь Его Святейшество, – устали от бесконечной погони за материальными благами. Конечно, нам необходим физический комфорт, но важно также знать, как обрести покой ума. И я верю, что Индия – это та страна, в которой сегодня древние знания об устройстве ума могут гармонично вписаться в современное образование. Если мы преуспеем, Индия станет маяком для всех остальных».
Прозвучали слова благодарности всем участникам и организаторам встречи, внесшим вклад в ее успешное проведение. Затем всех пригласили на чудесный обед, после которого Его Святейшество отправился в аэропорт, где сел на рейс до Дхарамсалы.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама, Аналджит Сингх и его сын Вир зажигают церемониальный светильник в начале встречи с рабочим комитетом по созданию учебной программы преподавания общечеловеческих ценностей. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Что касается подготовки преподавателей, то по это вопросу царит единодушное согласие – учителя должны не просто прекрасно ориентироваться в учебной программе, но и лично воплощать нравственные ценности, которым обучают. Все участники также согласны, что пилотная программа по социальному, эмоциональному и нравственному обучению, разработанная в университете Эмори, должна стать основой для будущих учебных программ по привитию светской этики, или общечеловеческих ценностей, как мечтает Далай-лама. На встрече обсудили основные пункты программы, прогресс в ее разработке, вопросы отслеживания качества преподавания, аккредитации и одобрения офисом Его Святейшества.
Представители шести учебных заведений рассказали об успехах, которых они достигли к настоящему времени, и вкратце очертили планы на будущее. Геше Лобсанг Тензин Неги выступил от имени университета Эмори, в котором планируется запустить первую рабочую программу к следующему визиту Его Святейшества в их университет, запланированному на октябрь этого года. Госпожа Дипти Гулати, делегат организации «Аюргьян Ниас», учрежденной в Мератхе для продвижения деятельности института «Ум и жизнь» в Индии, сказала, что в июле у них будут готовы два тренировочных модуля для введения в 9 школах в 8 индийских городах.
От лица директора профессора С. Парасурамана, который не смог приехать на встречу, два его коллеги из института общественных наук им. Тата рассказали о работе института, направленной на продвижение светской этики. В их учебной программе затрагиваются такие темы, как познание собственного «я», планирование перемен, внедрение преобразований и достижение осязаемого результата.
Доктор Нидхи Сабхаравал, выступавший от имени Центра исследований программ для высшего образования, рассказал о развитии позитивного подхода, сосредоточенного на таких ценностях, как свобода, равенство и человечность. Они ожидают, что их образовательные модули будут готовы в августе.
Арун Капур, директор школы «Васант Вэлли», выступает с докладом во время совещания рабочего комитета по созданию учебной программы преподавания общечеловеческих ценностей. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Арун Капур, директор школы «Васант Вэлли» рассказал о достижениях родной школы, которая стала первопроходцем целостного образования; в ней делают основной упор на изучении эволюции, законов построения индийской классической музыки и борьбы за независимость. Она действует под эгидой Центра распространения мира.
В заключение профессор Минакши Тхапан из университета Дели отчиталась о своем сотрудничестве со школой «Риши Вэлли» по вопросам нравственности в образовании. Она подчеркнула, что хотя учителя на самом деле имеют колоссальное влияние на детей, в Индии они себя зачастую недооценивают.
Когда отзвучали доклады о проведенной работе, геше Лхакдор заметил, что министерство образования и министерство религии и культуры Центральной тибетской администрации питают самый живой интерес к этому начинанию и на встречу приехали министры обоих министерств.
После короткого перерыва на чай Арун Капур описал план конкретных действий комитета. Он наметил цели для окончательного завершения работы над каркасом программы Эмори по общественному, эмоциональному и нравственному обучению (ОЭНО) и несколько задач по развитию учебных программ. Практически все участники ожидают, что учебные планы будут готовы к введению в школах между июнем и сентябрем этого года. Он также очертил серьезные планы по подготовке учителей, и здесь первопроходцами стали «Аюргьян Ниас» и программа ОЭНО Эмори.
Когда Его Святейшество попросили сказать несколько слов, он произнес: «Во-первых, в меня вселяет уверенность работа, которую ведут ваши организации и учебные заведения. Я не думаю, что следует учреждать комитет для утверждения этих программ в моем офисе. Нам скорее нужна группа сведущих экспертов, которые могли бы посещать школы, наблюдать за проводимой работой и предоставлять отчеты.
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся в ходе совещания рабочего комитета по созданию учебной программы преподавания общечеловеческих ценностей. Фото: Лобсанг Церинг (офис ЕСДЛ)
Многие проблемы, одолевающие нас сегодня, возникают из-за того, что мы пренебрегаем нашей основополагающей человеческой природой и не используем в полной мере наших умственных способностей. Необходимо искать пути для просвещения людей. Одни только разговоры о деньгах и власти бессмысленны. Намного более важно продвигать ощущение единства всего человечества, чувство, что мы все члены одной большой семьи.
Другие животные не ведут войн друг с другом, это делают только люди. Если бы по природе своей человек был злым, с надеждой можно было бы распрощаться. Беды современного мира во многом плод неадекватности нашей существующей системы образования. Меня очень впечатлила проведенная вами работа, направленная на исправление этой ситуации. Не нужно спешить и стараться завершать программу к определенному сроку, просто делайте свое дело на совесть.
В США я посещал “города сострадания” и “города доброты” и познакомился с их мэрами. Они разработали программы, поощряющие доброту и сострадание в действии, оказавшиеся весьма эффективными. Они изменили жизни школьников и всех заинтересованных лиц. Результаты, полученные там, могут показаться вам интересными».
Его Святейшество упомянул о своем обязательстве по возрождению знаний Древней Индии, особенно в том, что касается психологии, логики и философии. Он рассказал, что обычно спит по 9 часов в день, встает в 3 часа утра и посвящает 4-5 часов медитациям, тренируя свой ум с опорой на эти знания.
Представитель министерства социального развития, который принял участие в обеих сессиях, заверил, что идея по внедрению общечеловеческих ценностей в образование в общем и целом уже повсеместно принимается.
Участники совещания рабочего комитета по созданию учебной программы преподавания общечеловеческих ценностей слушают Его Святейшество Далай-ламу. Фото: Лобсанг Церинг (офис ЕСДЛ)
Вернувшись к вопросу о древних индийских знаниях, Его Святейшество сказал, что содержимое 300 томов древнего индийского литературного наследия, переведенного на тибетский язык, можно разделить на три основные категории: науку, например, науку об уме, философию и религию. По мнению Его Святейшества, все желающие могут изучать науку и философию с академической точки зрения, тогда как религиозное содержимое представляет интерес только для буддистов. Он рассказал, что диалог с современными учеными, который он ведет уже более 30 лет, приносит колоссальную пользу обеим сторонам. Его Святейшество еще раз подчеркнул, что по сравнению с глубокими объяснениями об устройстве ума и эмоций, которые мы находим в древней индийской психологии, современная психология делает только первые неуверенные шаги.
Затронули также тему отношений между религиозными традициями и светской этикой. Его Святейшество пояснил: «Религии не исчезнут с лица Земли. Они укрепляют общечеловеческие ценности. Светская этика, о которой мы говорим, – это краеугольный камень всех религиозных традиций. Я использую слово “светская” в индийской трактовке, где оно означает равное уважение ко всем вероисповеданиям, а также ко взглядам неверующих.
Термин “светская” может иметь некоторый антирелигиозный оттенок, особенно в свете французской и большевистской революций, во время которых люди выступали скорее против религиозных институтов, участвующих в эксплуатации людей».
Его Святейшество Далай-лама и члены комитета по созданию учебной программы преподавания общечеловеческих ценностей по завершении совещания в Нью-Дели. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
На встрече обсудили также роль кастовой дискриминации в притеснении отдельных слоев населения. Его Святейшество выразил надежду, что индийские духовные лидеры будут открыто высказываться против этого обычая, который безнадежно устарел в современном демократическом обществе.
«Все больше индийцев, а также многие жители западных стран, – завершил свою речь Его Святейшество, – устали от бесконечной погони за материальными благами. Конечно, нам необходим физический комфорт, но важно также знать, как обрести покой ума. И я верю, что Индия – это та страна, в которой сегодня древние знания об устройстве ума могут гармонично вписаться в современное образование. Если мы преуспеем, Индия станет маяком для всех остальных».
Прозвучали слова благодарности всем участникам и организаторам встречи, внесшим вклад в ее успешное проведение. Затем всех пригласили на чудесный обед, после которого Его Святейшество отправился в аэропорт, где сел на рейс до Дхарамсалы.
Перевод: Ольга Селезнева