Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары в честь начала священного месяца Сага Дава
27-05-2017, 21:40 | Напечатать
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 27 мая 2017 года – Цуглакханг и его окрестности, а также двор внизу наводнили улыбающиеся люди, тибетцы, индийцы и иностранцы, одинаково радующиеся встрече с Его Святейшеством Далай-ламой. Тибетский духовный лидер занял свое место на троне и начал подготовительные церемонии для посвящения Авалокитешвары.
Его Святейшество Далай-лама занимает свое место на троне, прибыв в главный тибетский храм, чтобы даровать посвящение Авалокитешвары по случаю наступления священного месяца Сага Дава. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Сегодня особенный день, – сказал он, обращаясь к собравшимся, – связанный с начитыванием мантр из шести слогов. Мы каждый год начитываем их в месяц, когда Будда обрел пробуждение. Мы делаем это ради блага всех живых существ, но особенно ради людей, живущих на одной планете с нами, которых одолевают привязанность и гнев. Как говорил Шантидева, мы не хотим страданий, но без устали к ним стремимся, и виной тому разрушительные эмоции внутри нас. Будда призывал: “Не совершайте неблагих поступков, будьте добродетельны”. В целом, действия, ведущие к обретению счастья, считаются благими. А те, что навлекают на нас страдания, – неблагими.
Если мы действительно хотим, чтобы все живые существа были свободными от страданий, мы должны объяснить им, что необузданный ум – источник бед и несчастий, тогда как дисциплинированный ум приносит счастье. Мир во всем мире зависит от того, относимся ли мы друг к другу с состраданием. Философские воззрения различных религий отличаются, но все они призваны обосновать важность сострадания.
Мы до сих пор следуем наставлениям, которые Будда даровал, как принято считать, около 2600 лет тому назад. Будда был рожден в царской семье. Но однажды он покинул дворец и посвятил шесть лет аскетическим практикам. Справа за троном стоит изображение Будды в состоянии крайнего истощения. Помню, еще ребенком в Потале я видел фотографии Бодхгаи, а также снимок статуи постящегося Будды. Я узнал, что сама статуя находится в музее в Лахоре, в Пакистане. Много лет спустя статуя была среди предметов выездной коллекции, выставлявшейся в Японии, именно там я ее и увидел. Я подумал, что было бы хорошо поставить здесь ее копию, чтобы помнить о трудностях, которые преодолел Будда на пути к пробуждению».
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся в начале посвящения Авалокитешвары. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество объяснил, как Будда завершил путь, ведущий к прекращению страданий. В сумерках, сидя под деревом бодхи, он одолел Мару. Он был полностью погружен в медитацию ночью и достиг пробуждения на восходе солнца. Обретя пробуждение, Будда подумал: «Я постиг подобную нектару Дхарму, глубокий, мирный, простой, несоставной ясный свет, но, если я начну учить других, никто меня не поймет». Однако спустя 49 дней он даровал первые учения в Сарнатхе, разъяснив Четыре благородные истины: о страданиях, их причинах, прекращении и пути, ведущему к прекращению. Они лежат в самой основе буддийского учения.
Точно так же, как важно диагностировать болезнь, прописать лекарства и вверить больного заботам врачей, Будда советовал познать страдания, преодолеть их причины, обрести пробуждение и взрастить путь. Его Святейшество пояснил, что, когда мы знаем, что такое прекращение, мы можем понять природу страданий и преодолеть их причины, три яда: привязанность, гнев и неведение. Самое первое среди них – неведение, неверное представление о реальности. Когда мы начинаем понимать, что в силах обуздать разрушительные эмоции, мы видим, что прекращение достижимо благодаря следованию по пути.
Его Святейшество заметил, что различные школы буддизма придерживаются разных философских воззрений и их нужно изучать, подобно тому, как мы учим буквы, чтобы читать книги.
Надев ритуальные повязки, верующие слушают наставления Его Святейшества Далай-ламы во время посвящения Авалокитешвары. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Учения о Четырех благородных истинах были дарованы во время первого поворота колеса Дхармы. Во время второго поворота в Раджгире Будда даровал учения о совершенной мудрости. Существует краткие и обширные версии сутр совершенной мудрости, начиная от «Сутры сердца» в 25 шлок и заканчивая сутрами в 8 тысяч шлок, 18 тысяч шлок и так далее. Объяснения Будды о том, что основополагающая природа ума – это ясный свет, составили третий поворот колеса Дхармы.
Его Святейшество упомянул также различные уровни сознания: обыденное, довольно грубое сознание органов чувств, более тонкое сознание, проявляющееся во время сна со сновидениями, еще более тонкое сознание в глубоком сне, и наитончайшее сознание – ясный свет смерти. Он заметил, что некоторые практикующие, умеющие достигать этого тончайшего уровня ума, входят в состояние посмертной медитации, так что после зафиксированной клинической смерти их тела остаются свежими на протяжении недель. Заинтригованные этим явлением ученые уже начали его исследование.
Его Святейшество обратил внимание на то, что разъяснения о светоносной природе ума обеспечивают связь между сутраяной и тантраяной. Он добавил, что среди наставлений по развитию однонаправленного сосредоточения есть совет сосредотачивать ум на образе Будды, что приносит большую пользу. В тантрах практикующие визуализируют себя в виде божества, порождаемого из пустоты. Его Святейшество рассказал о тибетском ламе по имени Ньенгон Сунграб, который проводил грань между учениями общей структуры буддизма и теми, что предназначались отдельным группам учеников. Учения сутр в общем и целом относятся к первой категории, а учения тантр – ко второй.
Его Святейшество Далай-лама дарует посвящение Авалокитешвары в главном тибетском храме в честь наступления священного месяца Сага Дава. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В традиции ньингма различают три линии преемственности: длинная линия устной передачи от учителя к ученику, к которой относятся слова Будды; линия глубокой передачи, связанная с чистым видением; и короткая линия – передача тайных учений-кладов, в большинстве своем относящихся к высшим тантрам. Его Святейшество сказал, что посвящение, которое он дарует сегодня, восходит к собранию чистых видений Пятого Далай-ламы. Среди них чистые видения, полученные с помощью органов чувств, и видения ума. Практика великого сострадательного владыки мира, Авалокитешвары, относится к первой категории.
Его Святейшество добавил, что сам получил эти учения еще в детстве от Тагдага Ринпоче в присутствии двух своих наставников. Затем ему приснилось несколько благоприятных снов. После получения посвящения Авалокитешвары ему приснился очень живой сон, в котором Пятый Далай-лама сошел с танки на стене и закутал его в длинный желтый хадак.
«Должно быть меня что-то связывает с Пятым Далай-ламой, – заметил Его Святейшество, – ведь мне выпало возглавить тибетцев в очень сложные времена».
Даровав посвящение, Его Святейшество также дал передачу разрешения на практики Четырехрукого Авалокитешвары.
«Мой труд завершен, – произнес Его Святейшество в заключение, – если вы хотите, то можете принять участие в собирании 600 миллионов “мани” и благословлении пилюль “мани”. Во время этих церемоний делайте пожелания, чтобы с благословения Авалокитешвары все живые существа в конце концов достигли пробуждения».
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама занимает свое место на троне, прибыв в главный тибетский храм, чтобы даровать посвящение Авалокитешвары по случаю наступления священного месяца Сага Дава. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Сегодня особенный день, – сказал он, обращаясь к собравшимся, – связанный с начитыванием мантр из шести слогов. Мы каждый год начитываем их в месяц, когда Будда обрел пробуждение. Мы делаем это ради блага всех живых существ, но особенно ради людей, живущих на одной планете с нами, которых одолевают привязанность и гнев. Как говорил Шантидева, мы не хотим страданий, но без устали к ним стремимся, и виной тому разрушительные эмоции внутри нас. Будда призывал: “Не совершайте неблагих поступков, будьте добродетельны”. В целом, действия, ведущие к обретению счастья, считаются благими. А те, что навлекают на нас страдания, – неблагими.
Если мы действительно хотим, чтобы все живые существа были свободными от страданий, мы должны объяснить им, что необузданный ум – источник бед и несчастий, тогда как дисциплинированный ум приносит счастье. Мир во всем мире зависит от того, относимся ли мы друг к другу с состраданием. Философские воззрения различных религий отличаются, но все они призваны обосновать важность сострадания.
Мы до сих пор следуем наставлениям, которые Будда даровал, как принято считать, около 2600 лет тому назад. Будда был рожден в царской семье. Но однажды он покинул дворец и посвятил шесть лет аскетическим практикам. Справа за троном стоит изображение Будды в состоянии крайнего истощения. Помню, еще ребенком в Потале я видел фотографии Бодхгаи, а также снимок статуи постящегося Будды. Я узнал, что сама статуя находится в музее в Лахоре, в Пакистане. Много лет спустя статуя была среди предметов выездной коллекции, выставлявшейся в Японии, именно там я ее и увидел. Я подумал, что было бы хорошо поставить здесь ее копию, чтобы помнить о трудностях, которые преодолел Будда на пути к пробуждению».
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся в начале посвящения Авалокитешвары. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество объяснил, как Будда завершил путь, ведущий к прекращению страданий. В сумерках, сидя под деревом бодхи, он одолел Мару. Он был полностью погружен в медитацию ночью и достиг пробуждения на восходе солнца. Обретя пробуждение, Будда подумал: «Я постиг подобную нектару Дхарму, глубокий, мирный, простой, несоставной ясный свет, но, если я начну учить других, никто меня не поймет». Однако спустя 49 дней он даровал первые учения в Сарнатхе, разъяснив Четыре благородные истины: о страданиях, их причинах, прекращении и пути, ведущему к прекращению. Они лежат в самой основе буддийского учения.
Точно так же, как важно диагностировать болезнь, прописать лекарства и вверить больного заботам врачей, Будда советовал познать страдания, преодолеть их причины, обрести пробуждение и взрастить путь. Его Святейшество пояснил, что, когда мы знаем, что такое прекращение, мы можем понять природу страданий и преодолеть их причины, три яда: привязанность, гнев и неведение. Самое первое среди них – неведение, неверное представление о реальности. Когда мы начинаем понимать, что в силах обуздать разрушительные эмоции, мы видим, что прекращение достижимо благодаря следованию по пути.
Его Святейшество заметил, что различные школы буддизма придерживаются разных философских воззрений и их нужно изучать, подобно тому, как мы учим буквы, чтобы читать книги.
Надев ритуальные повязки, верующие слушают наставления Его Святейшества Далай-ламы во время посвящения Авалокитешвары. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Учения о Четырех благородных истинах были дарованы во время первого поворота колеса Дхармы. Во время второго поворота в Раджгире Будда даровал учения о совершенной мудрости. Существует краткие и обширные версии сутр совершенной мудрости, начиная от «Сутры сердца» в 25 шлок и заканчивая сутрами в 8 тысяч шлок, 18 тысяч шлок и так далее. Объяснения Будды о том, что основополагающая природа ума – это ясный свет, составили третий поворот колеса Дхармы.
Его Святейшество упомянул также различные уровни сознания: обыденное, довольно грубое сознание органов чувств, более тонкое сознание, проявляющееся во время сна со сновидениями, еще более тонкое сознание в глубоком сне, и наитончайшее сознание – ясный свет смерти. Он заметил, что некоторые практикующие, умеющие достигать этого тончайшего уровня ума, входят в состояние посмертной медитации, так что после зафиксированной клинической смерти их тела остаются свежими на протяжении недель. Заинтригованные этим явлением ученые уже начали его исследование.
Его Святейшество обратил внимание на то, что разъяснения о светоносной природе ума обеспечивают связь между сутраяной и тантраяной. Он добавил, что среди наставлений по развитию однонаправленного сосредоточения есть совет сосредотачивать ум на образе Будды, что приносит большую пользу. В тантрах практикующие визуализируют себя в виде божества, порождаемого из пустоты. Его Святейшество рассказал о тибетском ламе по имени Ньенгон Сунграб, который проводил грань между учениями общей структуры буддизма и теми, что предназначались отдельным группам учеников. Учения сутр в общем и целом относятся к первой категории, а учения тантр – ко второй.
Его Святейшество Далай-лама дарует посвящение Авалокитешвары в главном тибетском храме в честь наступления священного месяца Сага Дава. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В традиции ньингма различают три линии преемственности: длинная линия устной передачи от учителя к ученику, к которой относятся слова Будды; линия глубокой передачи, связанная с чистым видением; и короткая линия – передача тайных учений-кладов, в большинстве своем относящихся к высшим тантрам. Его Святейшество сказал, что посвящение, которое он дарует сегодня, восходит к собранию чистых видений Пятого Далай-ламы. Среди них чистые видения, полученные с помощью органов чувств, и видения ума. Практика великого сострадательного владыки мира, Авалокитешвары, относится к первой категории.
Его Святейшество добавил, что сам получил эти учения еще в детстве от Тагдага Ринпоче в присутствии двух своих наставников. Затем ему приснилось несколько благоприятных снов. После получения посвящения Авалокитешвары ему приснился очень живой сон, в котором Пятый Далай-лама сошел с танки на стене и закутал его в длинный желтый хадак.
«Должно быть меня что-то связывает с Пятым Далай-ламой, – заметил Его Святейшество, – ведь мне выпало возглавить тибетцев в очень сложные времена».
Даровав посвящение, Его Святейшество также дал передачу разрешения на практики Четырехрукого Авалокитешвары.
«Мой труд завершен, – произнес Его Святейшество в заключение, – если вы хотите, то можете принять участие в собирании 600 миллионов “мани” и благословлении пилюль “мани”. Во время этих церемоний делайте пожелания, чтобы с благословения Авалокитешвары все живые существа в конце концов достигли пробуждения».
Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 3 175 | Тэги: Индия Дхарамсала