Далай-лама совершил паломничество в храм Джокханг в Ле
5-07-2017, 21:07 | Напечатать
Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 5 июля 2017 года – По небу бежали легкие облака, хоть немного спасающие от палящих лучей солнца, когда Его Святейшество Далай-лама отправился из безмятежного Шивацель Пходранга на окраине Ле, где он остановился, в самое сердце города. Вдоль дороги выстроились ладакцы и тибетцы, среди них и целые классы школьников в школьной форме; ребята светились улыбками и складывали руки у груди, горя желанием поздороваться с проезжающим мимо Далай-ламой.
Верующие выстроились вдоль дороги в надежде увидеть Его Святейшество Далай-ламу, направляющегося в храм Джокханг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество вышел из машины на базаре Ле и проследовал к воротам Джокханга, по пути пожимая множество рук и обмениваясь приветствиями с собравшимися. По пути в главный храм он утешил старых и немощных, которые ждали его прямо у ворот, и поприветствовал стародавних друзей. В стенах храма Его Святейшество поклонился образам Майтреи, Будды Шакьямуни, Авалокитешвары и другими и сел на свое место лицом к алтарю. Прочли молитвы к Будде и подали чай. Его Святейшество с удовольствием заметил, что большинство собравшихся читают молитвы по памяти и спросил, знают ли они наизусть также и «Сутру сердца», которую тоже прочитали.
Его Святейшество говорил на тибетском языке и его слова переводили на ладакский. Он произнес: «Год за годом здесь идет строительство и развитие. Появляется все больше магазинов и школ. Ладак растет. Однако в Европе и Америке материальный прогресс можно признать успешным только отчасти, ведь рука об руку с подобным развитием идут жесткая конкуренция, гордыня и высокомерие, порождающие в людях страх, тревожность и безрадостность.
Все основные религиозные традиции мира учат любви и состраданию, терпимости, умению довольствоваться малым и самодисциплине. Они приносят утешение миллионам людей. Суть буддизма тоже передает следующая строфа: “Оставь неблагие деяния; практикуй шесть парамит; обуздай свой ум”. Вот это и есть учение Будды. От других вероисповеданий его отличают философские воззрения. Вы здесь в Ладаке, как и мы в Тибете, следуете традиции монастыря-университета Наланды, которая подразумевает научный подход и исследование явлений с опорой на логику и обоснование.
Его Святейшество Далай-лама возносит молитвы в храме Джокханг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Мои братья и сестры по Дхарме, вы тоже следуете за великими учителями, такими как Нагарджуна, Дигнага и Дхармакирти, которые логически обосновывали буддийские взгляды. Они со всей серьезностью восприняли совет Будды не принимать его слов из слепой веры или уважения к нему. Будда призывал своих последователей исследовать его учения, как золотых дел мастер проверят качество золота, и принимать их только, если они сами убедятся в их ценности. Уникальная черта традиции Наланда в том, что ее учителя постоянно исследовали учения и пришли к выводу, что некоторые из них нужно понимать буквально, тогда как другие нуждаются в толковании.
Содержимое собраний Кангьюра и Тенгьюра можно разделить на три категории: буддийская наука, философия и религия. Религиозная часть представляет интерес только для буддистов. Однако наука об уме, логика и философия, например, объяснения о Двух истинах, о том, какими вещи нам представляются и каковы они в реальности, могут изучать академически все желающие, вне зависимости от своих религиозных убеждений.
Мои ладакские братья и сестры, я надеюсь, что вы, и молодые, и старые, но особенно юное поколение, тоже не пожалеете сил для изучения буддийского наследия. А сейчас давайте вместе прочтем мантру Муни и мантру Будды».
После чего, улыбаясь старым друзьям, обмениваясь шутками и приветствиями, Его Святейшество покинул Джокханг и вернулся в Шивацель Пходранг – дворец в Саду мира.
Перевод: Ольга Селезнева
Верующие выстроились вдоль дороги в надежде увидеть Его Святейшество Далай-ламу, направляющегося в храм Джокханг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество вышел из машины на базаре Ле и проследовал к воротам Джокханга, по пути пожимая множество рук и обмениваясь приветствиями с собравшимися. По пути в главный храм он утешил старых и немощных, которые ждали его прямо у ворот, и поприветствовал стародавних друзей. В стенах храма Его Святейшество поклонился образам Майтреи, Будды Шакьямуни, Авалокитешвары и другими и сел на свое место лицом к алтарю. Прочли молитвы к Будде и подали чай. Его Святейшество с удовольствием заметил, что большинство собравшихся читают молитвы по памяти и спросил, знают ли они наизусть также и «Сутру сердца», которую тоже прочитали.
Его Святейшество говорил на тибетском языке и его слова переводили на ладакский. Он произнес: «Год за годом здесь идет строительство и развитие. Появляется все больше магазинов и школ. Ладак растет. Однако в Европе и Америке материальный прогресс можно признать успешным только отчасти, ведь рука об руку с подобным развитием идут жесткая конкуренция, гордыня и высокомерие, порождающие в людях страх, тревожность и безрадостность.
Все основные религиозные традиции мира учат любви и состраданию, терпимости, умению довольствоваться малым и самодисциплине. Они приносят утешение миллионам людей. Суть буддизма тоже передает следующая строфа: “Оставь неблагие деяния; практикуй шесть парамит; обуздай свой ум”. Вот это и есть учение Будды. От других вероисповеданий его отличают философские воззрения. Вы здесь в Ладаке, как и мы в Тибете, следуете традиции монастыря-университета Наланды, которая подразумевает научный подход и исследование явлений с опорой на логику и обоснование.
Его Святейшество Далай-лама возносит молитвы в храме Джокханг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Мои братья и сестры по Дхарме, вы тоже следуете за великими учителями, такими как Нагарджуна, Дигнага и Дхармакирти, которые логически обосновывали буддийские взгляды. Они со всей серьезностью восприняли совет Будды не принимать его слов из слепой веры или уважения к нему. Будда призывал своих последователей исследовать его учения, как золотых дел мастер проверят качество золота, и принимать их только, если они сами убедятся в их ценности. Уникальная черта традиции Наланда в том, что ее учителя постоянно исследовали учения и пришли к выводу, что некоторые из них нужно понимать буквально, тогда как другие нуждаются в толковании.
Содержимое собраний Кангьюра и Тенгьюра можно разделить на три категории: буддийская наука, философия и религия. Религиозная часть представляет интерес только для буддистов. Однако наука об уме, логика и философия, например, объяснения о Двух истинах, о том, какими вещи нам представляются и каковы они в реальности, могут изучать академически все желающие, вне зависимости от своих религиозных убеждений.
Мои ладакские братья и сестры, я надеюсь, что вы, и молодые, и старые, но особенно юное поколение, тоже не пожалеете сил для изучения буддийского наследия. А сейчас давайте вместе прочтем мантру Муни и мантру Будды».
После чего, улыбаясь старым друзьям, обмениваясь шутками и приветствиями, Его Святейшество покинул Джокханг и вернулся в Шивацель Пходранг – дворец в Саду мира.
Перевод: Ольга Селезнева