Далай-лама принял участие в семинаре «Гармония в местном сообществе – залог мира во всем мире»
27-07-2017, 21:01 | Напечатать
Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 27 июля 2017 года – Сегодня утром Его Святейшество Далай-лама принял участие в семинаре, который прошел в одной из аудиторий Центрального института буддологии близ Чогламсара. Обсуждение состоялось по теме «Гармония в местном сообществе – залог мира во всем мире» и было приурочено к годовщине со дня рождения известного ладакского общественного деятеля 20-го века Бакулы Ринпоче. Встречу организовало молодежное крыло Ладакской буддийской ассоциации, а также мусульманские ассоциации «Имамия» и «Моин-уль-Ислам».
Вдоль дальней стены сцены устроили выставку фотографий, запечатлевших события из жизни Кушока Бакулы Ринпоче; Его Святейшество с большим интересом осмотрел выставку. Затем он зажег традиционный светильник в знак официального открытия семинара.
Его Святейшество Далай-лама приветствует слушателей, поднявшись на сцену в начале семинара «Гармония в местном сообществе – залог мира во всем мире», организованного в Центральном институте буддологии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В своем вступительном слове Ринчен Намгьел, президент молодежного крыла Ладакской буддийской ассоциации, объяснил, что Девятнадцатый Бакула Ринпоче прикладывал значительные усилия для объединения ладакцев, особенно после обретения Индией независимости. Он был архитектором современного Ладака, депутатом парламента, общественным реформатором, который продвигал идеи гармонии в сообществе с опорой на образование. При его активном участии вводили запрет на жертвоприношения животных. Сегодня мир и гармония в ладакском сообществе стали живым примером для всего остального мира.
Бакулу Ринпоче считают эманацией одного из Шестнадцати архатов, близких учеников Будды, чья задача защищать буддийское учение. Девятнадцатый Бакула Ринпоче родился в королевской семье Матхо. Он отправился в Тибет, где познакомился с Тринадцатым Далай-ламой, учился в монастыре Дрепунг Лоселинг и получил степень геше-лхарамбы. В 1949 году по указанию пандиты Неру он занялся парламентской деятельностью и начал свой труд на благо Ладака. Ринпоче не жалел сил для улучшения образования и был одним из учредителей Центрального института буддологии, который поначалу располагался в монастыре Спитук, а позже переехал сюда. Бакула Ринпоче занимался также организацией поездок ученых-философов для обучения в Варанаси и Шри-Ланку.
Почувствовав, что Шейх Абдулла, тогдашний главный министр штата Джамму и Кашмир, пренебрегает делами Ладака, Бакула Ринпоче открыто бросил ему вызов. Будучи буддийским монахом, он придерживался строгого светского подхода, что позволило ему служить всем жителям Ладака. Позже он многое сделал для возрождения буддизма в Монголии.
Представитель молодежного отделения ассоциации «Имамия» добавил, что Бакула Ринпоче считал образование ключевым фактором развития. Ринпоче призывал людей отбросить эгоистические мотивы и послужить на благо всего Ладака. Представитель молодежного крыла «Мон-уль-Ислам» выразил восхищение Его Святейшеством Далай-ламой и добавил, что именно Далай-лама научил его видеть во всех людях членов одной большой семьи. Он заметил, что и по словам пророка Мухаммеда, настоящий человек тот, кто служит другим, и в целом мусульмане придерживаются такого взгляда: «Вы следуете своей религии; мы своей».
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся во время семинара «Гармония в местном сообществе – залог мира во всем мире», организованного в Центральном институте буддологии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Когда Его Святейшество пригласили к микрофону, он назвал собравшихся братьями и сестрами, добавив, что для него огромная честь снова оказаться среди них. Он сказал, что в пору своей первой поездки в Ладак в 60-х годах он познакомился с Бакулой Ринпоче и встретил много замечательных друзей, большинство из которых уже не с нами. Тогда Ладак был довольно отсталым в материальном плане. С тех пор многое изменилось, ведь Бакула Ринпоче и другие, например, Сонам Норбу, внесли значительный вклад в его развитие.
«Очень важно помнить, как много он сделал, – продолжил Его Святейшество. – В свое время Ринпоче также сыграл важную роль в развитии Монголии и возрождении там буддизма, особенно в области монашеской дисциплины.
Однако прошлое осталось в прошлом, а мы должны смотреть в будущее. В общем и целом начало 21-го столетия в нашем мире кажется лучше, чем век минувший. Люди пресытились насилием и искренне стремятся к миру. Меня восхищает дух Европейского Союза. По окончании Второй мировой войны народы Европы, враждовавшие друг с другом на протяжении столетий, решили трудиться сообща ради общего блага. С тех пор вот уже 60 лет Европа наслаждается мирной жизнью.
Одной из величайших ошибок 20-го столетия стало наше упрямое желание решать проблемы с опорой на грубую силу. Наш мир стал настолько взаимозависим, и с точки зрения экономики, и глобального изменения климата, затрагивающих каждого из нас, что такой подход безнадежно устарел. Нам необходимо новое мышление, согласующееся с новой реальностью. Мы должны научиться жить мирно бок о бок.
Участники семинара «Гармония в местном сообществе – залог мира во всем мире» слушают обращение Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Каждый из нас хочет жить счастливо, поэтому мы обязаны научиться сосуществовать в доверии и взаимном уважении. Между нами безусловно есть различия, такие как раса, национальность, вероисповедание и так далее, однако эти различия второстепенные, ведь по сути мы все одинаковые люди. Когда я узнал, что ученые обнаружили подтверждения тому, что по природе своей человек милосерден, я подумал: “У нас есть твердые основания для надежды”.
Помощь другим приносит истинное удовлетворение. Не важно, какими сильными мы кажемся сами себе, наше выживание зависит от других людей. Совершенно очевидно, что общество других необходимо нам для личного счастья, поэтому если мы делаем счастливыми других, и нам будет хорошо. Необходимо действовать. Однако, если нами движет эгоизм, будет трудно оставаться открытыми, завоевать доверие и дружбу других. Обучаясь душевной теплоте, мы создадим более сострадательный мир. Сотрудники и студенты учебных заведений, подобных вашему, могут преобразовать Ладак, штат Джамму и Кашмир и всю Индию в целом.
Мы сталкиваемся с многочисленными проблемами. Среди них и конфликты во имя религии, которые просто не укладываются в голове и не могут быть оправданы. Подобное узколобое, недальновидное мышление давно отжило свой век. Мы обязаны трудиться ради блага всего человечества в целом.
Я говорю о подобных вещах везде, куда бы ни приезжал. Как буддист я ежедневно молюсь о счастье всех живых существ, но едва ли в наших силах помочь обитателям других планет в далеких уголках вселенной. Даже на нашей планете живут бесчисленные животные, птицы и насекомые, для которых мы мало что можем сделать. Те, кому мы на самом деле способны помочь, это семь миллиардов людей – им огромное благо могут принести знания о важности внутреннего покоя и мира. Вот этими мыслями я и хотел с вами поделиться, а теперь готов ответить на ваши вопросы». Организаторы собрали более 50 письменных вопросов, которые зачитывал ведущий, прося авторов вопросов подняться и представиться.
Ведущие зачитывают вопросы слушателей во время семинара «Гармония в местном сообществе – залог мира во всем мире». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
На вопрос, в чем состоит родство людей в лоне религии, Его Святейшество ответил: «В ощущении братства». Кто-то поинтересовался, не лучше ли было бы ограничиться только одной религией для всех, на что Его Святейшество без промедления ответил: «Это невозможно; даже в буддизме существуют различные воззрения. Все основные вероисповедания несут общее послание любви, однако мы нуждаемся в разнообразии их философских воззрений».
Один из зрителей заметил, что, хотя все религии призывают жить в ладу и согласии, наличие различных школ философской мысли, как кажется, этому противоречит. Его Святейшество ответил, что, по его убеждению, образование должно быть светским. Совершенно очевидно, что возможно быть хорошим, порядочным человеком с добрым сердцем и не быть при этом последователем какой-либо религии. В пользу важности душевной теплоты свидетельствуют данные научных исследований и здравый смысл.
Когда попросили дать совет сторонникам мира в Кашмире, Его Святейшество рассказал о своей первой встрече с главным министром Шейхом Абдуллой в доме Неру в Дели. В то время он полагал, что проблему Тибета можно решить, однако это оказалось не так. Его Святейшество добавил, что Ганди не желал разделения, однако стоял вопрос, кто будет премьер-министром: Мухаммад Джинна или Неру, который тоже хотел получить этот пост. Его Святейшество рассказал, что Виноба Бхаве был сторонником более прочного союза между народами Южной Азии, что могло бы поспособствовать поиску решения. Заметив в заключение, что однозначного ответа у него нет, Его Святейшество призвал молодых людей, которых волнует этот вопрос, хорошенько поразмышлять и прийти к собственному мнению о том, как строить мир.
Один из слушателей встает в то время, как ведущий зачитывает его вопрос Его Святейшеству Далай-ламе. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество согласился, что Будда не придавал важности касте или общественному положению своих учеников. Великий учитель полагал, что только знания и практика достойны уважения. Его Святейшество добавил, что в эпоху демократии и равенства нет места кастовой дискриминации, которая просто себя изжила.
На вопрос, почему люди ему доверяют, Его Святейшество рассмеялся и сказал, что причиной тому его улыбка. «Я всегда считаю себя и других просто людьми. Это помогает без труда находить друзей».
Представитель организации христианских студентов произнес несколько слов, поблагодарив Его Святейшество за визит и участие в семинаре, а также сказал спасибо всем, кто сделал эту встречу возможной. Все жаждали пожать руку Его Святейшеству и сфотографироваться с ним на память, поэтому он еще долго не мог выйти из зала. Добравшись наконец до машины, он отправился в расположенный в окрестностях Ше комплекс, устроенный для проведения фестиваля Синдху Даршан, куда его пригласили на обед члены Ладакского автономного совета по горному развитию.
С площадки открывался чудесный вид на тихие воды Инда, берущего истоки в ледниках Тибета. Доктор Сонам Дава, главный исполнительный советник Ладакского автономного совета по горному развитию воздал должное своему дорогому гостю. После выступления группы ладакских музыкантов Его Святейшество выразил беспокойство, не слишком ли они долго находились под палящими лучами солнца, а затем сказал лишь несколько слов.
Его Святейшество Далай-лама во время визита в комплекс Синдху Даршан. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Удивительно, как сильно изменился Ладак со времен моего первого посещения, но будет чудесно, если наряду с материальным развитием мы не будем забывать о важности внутреннего развития с опорой на древние индийские знания об устройстве ума и эмоций – а теперь давайте обедать!»
После обеда Его Святейшество вернулся в Шивацель Пходранг. Завтра он начинает трехдневные учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы».
Перевод: Ольга Селезнева
Вдоль дальней стены сцены устроили выставку фотографий, запечатлевших события из жизни Кушока Бакулы Ринпоче; Его Святейшество с большим интересом осмотрел выставку. Затем он зажег традиционный светильник в знак официального открытия семинара.
Его Святейшество Далай-лама приветствует слушателей, поднявшись на сцену в начале семинара «Гармония в местном сообществе – залог мира во всем мире», организованного в Центральном институте буддологии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В своем вступительном слове Ринчен Намгьел, президент молодежного крыла Ладакской буддийской ассоциации, объяснил, что Девятнадцатый Бакула Ринпоче прикладывал значительные усилия для объединения ладакцев, особенно после обретения Индией независимости. Он был архитектором современного Ладака, депутатом парламента, общественным реформатором, который продвигал идеи гармонии в сообществе с опорой на образование. При его активном участии вводили запрет на жертвоприношения животных. Сегодня мир и гармония в ладакском сообществе стали живым примером для всего остального мира.
Бакулу Ринпоче считают эманацией одного из Шестнадцати архатов, близких учеников Будды, чья задача защищать буддийское учение. Девятнадцатый Бакула Ринпоче родился в королевской семье Матхо. Он отправился в Тибет, где познакомился с Тринадцатым Далай-ламой, учился в монастыре Дрепунг Лоселинг и получил степень геше-лхарамбы. В 1949 году по указанию пандиты Неру он занялся парламентской деятельностью и начал свой труд на благо Ладака. Ринпоче не жалел сил для улучшения образования и был одним из учредителей Центрального института буддологии, который поначалу располагался в монастыре Спитук, а позже переехал сюда. Бакула Ринпоче занимался также организацией поездок ученых-философов для обучения в Варанаси и Шри-Ланку.
Почувствовав, что Шейх Абдулла, тогдашний главный министр штата Джамму и Кашмир, пренебрегает делами Ладака, Бакула Ринпоче открыто бросил ему вызов. Будучи буддийским монахом, он придерживался строгого светского подхода, что позволило ему служить всем жителям Ладака. Позже он многое сделал для возрождения буддизма в Монголии.
Представитель молодежного отделения ассоциации «Имамия» добавил, что Бакула Ринпоче считал образование ключевым фактором развития. Ринпоче призывал людей отбросить эгоистические мотивы и послужить на благо всего Ладака. Представитель молодежного крыла «Мон-уль-Ислам» выразил восхищение Его Святейшеством Далай-ламой и добавил, что именно Далай-лама научил его видеть во всех людях членов одной большой семьи. Он заметил, что и по словам пророка Мухаммеда, настоящий человек тот, кто служит другим, и в целом мусульмане придерживаются такого взгляда: «Вы следуете своей религии; мы своей».
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся во время семинара «Гармония в местном сообществе – залог мира во всем мире», организованного в Центральном институте буддологии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Когда Его Святейшество пригласили к микрофону, он назвал собравшихся братьями и сестрами, добавив, что для него огромная честь снова оказаться среди них. Он сказал, что в пору своей первой поездки в Ладак в 60-х годах он познакомился с Бакулой Ринпоче и встретил много замечательных друзей, большинство из которых уже не с нами. Тогда Ладак был довольно отсталым в материальном плане. С тех пор многое изменилось, ведь Бакула Ринпоче и другие, например, Сонам Норбу, внесли значительный вклад в его развитие.
«Очень важно помнить, как много он сделал, – продолжил Его Святейшество. – В свое время Ринпоче также сыграл важную роль в развитии Монголии и возрождении там буддизма, особенно в области монашеской дисциплины.
Однако прошлое осталось в прошлом, а мы должны смотреть в будущее. В общем и целом начало 21-го столетия в нашем мире кажется лучше, чем век минувший. Люди пресытились насилием и искренне стремятся к миру. Меня восхищает дух Европейского Союза. По окончании Второй мировой войны народы Европы, враждовавшие друг с другом на протяжении столетий, решили трудиться сообща ради общего блага. С тех пор вот уже 60 лет Европа наслаждается мирной жизнью.
Одной из величайших ошибок 20-го столетия стало наше упрямое желание решать проблемы с опорой на грубую силу. Наш мир стал настолько взаимозависим, и с точки зрения экономики, и глобального изменения климата, затрагивающих каждого из нас, что такой подход безнадежно устарел. Нам необходимо новое мышление, согласующееся с новой реальностью. Мы должны научиться жить мирно бок о бок.
Участники семинара «Гармония в местном сообществе – залог мира во всем мире» слушают обращение Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Каждый из нас хочет жить счастливо, поэтому мы обязаны научиться сосуществовать в доверии и взаимном уважении. Между нами безусловно есть различия, такие как раса, национальность, вероисповедание и так далее, однако эти различия второстепенные, ведь по сути мы все одинаковые люди. Когда я узнал, что ученые обнаружили подтверждения тому, что по природе своей человек милосерден, я подумал: “У нас есть твердые основания для надежды”.
Помощь другим приносит истинное удовлетворение. Не важно, какими сильными мы кажемся сами себе, наше выживание зависит от других людей. Совершенно очевидно, что общество других необходимо нам для личного счастья, поэтому если мы делаем счастливыми других, и нам будет хорошо. Необходимо действовать. Однако, если нами движет эгоизм, будет трудно оставаться открытыми, завоевать доверие и дружбу других. Обучаясь душевной теплоте, мы создадим более сострадательный мир. Сотрудники и студенты учебных заведений, подобных вашему, могут преобразовать Ладак, штат Джамму и Кашмир и всю Индию в целом.
Мы сталкиваемся с многочисленными проблемами. Среди них и конфликты во имя религии, которые просто не укладываются в голове и не могут быть оправданы. Подобное узколобое, недальновидное мышление давно отжило свой век. Мы обязаны трудиться ради блага всего человечества в целом.
Я говорю о подобных вещах везде, куда бы ни приезжал. Как буддист я ежедневно молюсь о счастье всех живых существ, но едва ли в наших силах помочь обитателям других планет в далеких уголках вселенной. Даже на нашей планете живут бесчисленные животные, птицы и насекомые, для которых мы мало что можем сделать. Те, кому мы на самом деле способны помочь, это семь миллиардов людей – им огромное благо могут принести знания о важности внутреннего покоя и мира. Вот этими мыслями я и хотел с вами поделиться, а теперь готов ответить на ваши вопросы». Организаторы собрали более 50 письменных вопросов, которые зачитывал ведущий, прося авторов вопросов подняться и представиться.
Ведущие зачитывают вопросы слушателей во время семинара «Гармония в местном сообществе – залог мира во всем мире». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
На вопрос, в чем состоит родство людей в лоне религии, Его Святейшество ответил: «В ощущении братства». Кто-то поинтересовался, не лучше ли было бы ограничиться только одной религией для всех, на что Его Святейшество без промедления ответил: «Это невозможно; даже в буддизме существуют различные воззрения. Все основные вероисповедания несут общее послание любви, однако мы нуждаемся в разнообразии их философских воззрений».
Один из зрителей заметил, что, хотя все религии призывают жить в ладу и согласии, наличие различных школ философской мысли, как кажется, этому противоречит. Его Святейшество ответил, что, по его убеждению, образование должно быть светским. Совершенно очевидно, что возможно быть хорошим, порядочным человеком с добрым сердцем и не быть при этом последователем какой-либо религии. В пользу важности душевной теплоты свидетельствуют данные научных исследований и здравый смысл.
Когда попросили дать совет сторонникам мира в Кашмире, Его Святейшество рассказал о своей первой встрече с главным министром Шейхом Абдуллой в доме Неру в Дели. В то время он полагал, что проблему Тибета можно решить, однако это оказалось не так. Его Святейшество добавил, что Ганди не желал разделения, однако стоял вопрос, кто будет премьер-министром: Мухаммад Джинна или Неру, который тоже хотел получить этот пост. Его Святейшество рассказал, что Виноба Бхаве был сторонником более прочного союза между народами Южной Азии, что могло бы поспособствовать поиску решения. Заметив в заключение, что однозначного ответа у него нет, Его Святейшество призвал молодых людей, которых волнует этот вопрос, хорошенько поразмышлять и прийти к собственному мнению о том, как строить мир.
Один из слушателей встает в то время, как ведущий зачитывает его вопрос Его Святейшеству Далай-ламе. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество согласился, что Будда не придавал важности касте или общественному положению своих учеников. Великий учитель полагал, что только знания и практика достойны уважения. Его Святейшество добавил, что в эпоху демократии и равенства нет места кастовой дискриминации, которая просто себя изжила.
На вопрос, почему люди ему доверяют, Его Святейшество рассмеялся и сказал, что причиной тому его улыбка. «Я всегда считаю себя и других просто людьми. Это помогает без труда находить друзей».
Представитель организации христианских студентов произнес несколько слов, поблагодарив Его Святейшество за визит и участие в семинаре, а также сказал спасибо всем, кто сделал эту встречу возможной. Все жаждали пожать руку Его Святейшеству и сфотографироваться с ним на память, поэтому он еще долго не мог выйти из зала. Добравшись наконец до машины, он отправился в расположенный в окрестностях Ше комплекс, устроенный для проведения фестиваля Синдху Даршан, куда его пригласили на обед члены Ладакского автономного совета по горному развитию.
С площадки открывался чудесный вид на тихие воды Инда, берущего истоки в ледниках Тибета. Доктор Сонам Дава, главный исполнительный советник Ладакского автономного совета по горному развитию воздал должное своему дорогому гостю. После выступления группы ладакских музыкантов Его Святейшество выразил беспокойство, не слишком ли они долго находились под палящими лучами солнца, а затем сказал лишь несколько слов.
Его Святейшество Далай-лама во время визита в комплекс Синдху Даршан. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Удивительно, как сильно изменился Ладак со времен моего первого посещения, но будет чудесно, если наряду с материальным развитием мы не будем забывать о важности внутреннего развития с опорой на древние индийские знания об устройстве ума и эмоций – а теперь давайте обедать!»
После обеда Его Святейшество вернулся в Шивацель Пходранг. Завтра он начинает трехдневные учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы».
Перевод: Ольга Селезнева