Далай-лама принял участие в симпозиуме «Западная наука и буддийские воззрения» и посетил Тибетский дом
14-09-2017, 20:40 | Напечатать
Франкфурт, Германия, 14 сентября 2017 года – Сегодня в конференц-центре «Ярхундертхалле», где прошел симпозиум «Западная наука и буддийские воззрения», ведущий Герт Скобель объявил, что они хотели бы в начале встречи отдать дань памяти немецкому физику и философу Карлу Фридриху фон Вайцзеккеру, который умер десять лет тому назад. Его сын, Эрнст Ульрих Вайцзеккер, биолог и со-президент аналитического центра «Римский клуб» тоже приехал на конференцию.
Открывая встречу, Его Святейшество Далай-лама заметил, что для него огромная честь сидеть рядом с сыном своего учителя фон Вайцзеккера и своим стародавним другом Вольфом Зингером – так чудесно вновь оказаться всем вместе. Он добавил, что называет Дэвида Бома и Карла Фридриха фон Вайцзеккера своими наставниками по квантовой физике, но они не раз беседовали и на другие, самые разнообразные темы.
Его Святейшество Далай-лама и участники симпозиума «Западная наука и буддийские воззрения» отдают дань памяти немецкому физику и философу Карлу Фридриху фон Вайцзеккеру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Эрнст Ульрих фон Вайцзеккер сказал, что его отец был бы счастлив, знай он, с какой теплотой его вспоминает Далай-лама. Он рассказал, что недавно в «Римском клубе» как раз обсуждали необходимость новой системы образования, учитывающей и краткосрочные, и долгосрочные цели, а также требования рынка и государства.
В своем докладе под названием «Новости западной науки» Вольф Зингер заметил, что люди могут быть как альтруистичными, так и очень жестокими. Поскольку у нас есть язык, мы можем общаться. По его мнению, мы сами несем полную ответственность за свою жизнь и за нашу планету.
Вольф Зингер представляет доклад на тему «Новости западной науки» во время симпозиума «Западная наука и буддийские воззрения», организованного в конференц-центре «Ярхундертхалле». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Герт Скобель сделал доклад «Обзор нравственного вклада в западном обществе», в котором рассмотрел Будду в историческом контексте. Он сравнил западный подход, с его тенденцией смотреть на мир с точки зрения личного «я», и восточный, где упор делается на восприятии от третьего лица. Он сказал также о значении и уместности светской этики.
Разъясняя положения своего доклада «Нейронаука и осознанность», Бритта Холзель упомянула о проснувшемся недавно колоссальном интересе к осознанности, особенно в свете снижения стресса, предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний, лечения боли, а также развития сострадания и повышения общего благополучия. Она упомянула о роли осознанности в управлении вниманием, эмоциями, а также для лучшего понимания себя и управления своим поведением.
Бритта Холзель выступает с докладом «Нейронаука и осознанность» в ходе симпозиума «Западная наука и буддийские воззрения», организованного в конференц-центре «Ярхундертхалле». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Геше Лобсанг Тензин Неги рассказал о «Программе тренировки сострадания на когнитивной основе» и «Программе социального, нравственного и эмоционального развития», заметив, что во всем мире гигантскими шагами идет материальный прогресс, и нам очень не хватает подобных успехов в продвижении человеческого счастья и благополучия. Он сослался на Всемирный доклад о счастье, публикуемый ООН, и рассказал о своей работе в университете «Эмори», отправной точкой которой стала книга Гоулмана и Сенге «Тройной фокус», а также труды Его Святейшества «Этика для нового тысячелетия» и «Больше, чем религия: этика для всего мира». Геше Лобсанг сказал, что они разрабатывают учебные программы, способствующие социальному, эмоциональному и нравственному обучению, и ключевая роль отведена разработке семинаров для подготовки преподавателей.
«Я был бесконечно счастлив услышать ваши доклады о проделанной работе, – произнес Его Святейшество. – Они напомнили мне о том, что все вещи происходят благодаря другим факторам и ничто не существует независимо.
Слушатели во время симпозиума «Западная наука и буддийские воззрения» с участием Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Современное образование не дает адекватного развития уму. Его необходимо дополнять. В общем и целом, люди с большей готовностью прислушиваются к утверждениям, подкрепленным данными научных исследований. Я убежден, что учебные программы по развитию нравственности тоже должны опираться на научные изыскания, а также на общий для всех опыт и здравый смысл. По сути, можно сказать, что нравственные поступки приносят счастье, а безнравственные порождают боль и страдания. Поэтому так важно вводить учебные программы для развития душевной теплоты, зная, что она способствует хорошему физическому самочувствию и благополучию, личному и семейному счастью, а также построению более счастливого общества».
Затем Далай-лама и Вольф Зингер обсудили научные воззрения начала 20-го века, когда считалось, будто ум – не что иное, как продукт мозговой деятельности. К концу прошлого столетия многие ученые пришли к выводу, что некоторые виды умственной активности вызывают измеримые изменения в мозге. Зингер ответил, что большинство ученых сегодня полагают, что ум – это эмергентное свойство мозга, но некоторые обратные функции, возможно, пока недооцениваются.
Его Святейшество Далай-лама комментирует доклады в ходе симпозиума «Западная наука и буддийские воззрения», организованного в конференц-центре «Ярхундертхалле». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество спросил, существует ли, по мнению Зингера, мозг в момент зачатия, и тот ответил, что в этот момент мозг существует лишь потенциально. Его Святейшество не отступал и спросил, можем ли мы, на элементарном уровне, утверждать, что частицы, из которых состоит мозг, и частицы, формирующие камни и растения, одни и те же. Зингер ответил, что материя одна и та же, однако организована она по-разному.
Снова подняв вопрос, который он уже не раз задавал другим, Его Святейшество полюбопытствовал, если совершенный сперматозоид и совершенная яйцеклетка встретятся в идеальных условиях, означает ли это стопроцентное зачатие. Получив отрицательный ответ, Его Святейшество спросил, какой же еще фактор может участвовать в зачатии. Зингер ответил, что сперматозоид – живое существо, однако согласился, что у него нет сознания.
Одна из слушательниц задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время симпозиума «Западная наука и буддийские воззрения», организованного в конференц-центре «Ярхундертхалле». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Одна из зрительниц пожаловалась, что их беседа, как кажется, в основном сосредоточена на мозге, и обходит стороной сердце. Его Святейшество заметил, что сердце управляется мозгом. Он задал вопрос: что управляет альтруизмом и любовью, которые мы соотносим с сердцем, и Зингер ответил: «Мозг!»
Как бы там ни было, в завершение Далай-лама сказал, что во многих проблемах, одолевающих сегодня человечество, виновато отсутствие заботы о благополучии других, и его не развить техническими средствами, здесь помогут лишь «перемены сердца».
После обеда Его Святейшество отправился в новый Тибетский дом, где его встречали учредитель Дагьяб Ринпоче и мэр Франкфурта Уве Бекер. Его Святейшество перерезал ленточку, зажег традиционный светильник и прочел строфы освящения в знак торжественного открытия.
Его Святейшество Далай-лама и Дагьяб Ринпоче освящают здание нового Тибетского дома во время церемонии его открытия. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Мэр Бекер поприветствовал Его Святейшество и представил его собравшимся здесь журналистам.
«Мир становится все теснее, – сказал Его Святейшество. – И причиной тому техническое развитие. Поэтому так важно знать культуру различных народов. Немцы, которых интересовал Тибет, приехали в Лхасу еще до начала Второй мировой войны.
После войны, новый народ восстал из пепла и руин, и меня всегда поражало, что мои немецкие друзья не таят обиды за произошедшее с их страной.
С поры моего первого визита в Европу в 1973 году я приезжал во Франкфурт несколько раз и частенько делаю пересадку в вашем аэропорту по пути в другие страны. Я очень рад, что здесь основали немецкий Тибетский дом. Наше богатейшее наследие включает в себя и традицию монастыря-университета Наланда, с ее упором на логике и понимании устройства ума и эмоций, которую тибетцы сберегли в целости и сохранности. Я очень надеюсь, что Тибетский дом станет центром обучения, где люди смогут знакомиться с этими предметами академически».
Журналистка задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время пресс-конференции в Тибетском доме. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
На вопрос о его отношении к миграционному кризису, охватившему Европу, Далай-лама выразил восхищение усилиями Германии в деле помощи другим. Он сказал, что нынешние беженцы похожи на тибетцев, которые не теряют надежды однажды вернуться домой. В свете этого, им необходимо предоставить убежище, а их детям возможность получить образование. Однако долгосрочной целью должно стать возвращение на родину, когда там наконец воцарится мир.
Далай-лама согласился с другим журналистом, который посетовал, что на первое место выходят экономические соображения, а не возмущение нарушениями прав человека в Тибете. Его Святейшество ответил, что у него нет претензий к китайскому народу, однако он не согласен с политикой сторонников жесткой линии в руководстве Китая.
Подняли вопрос о недостойном сексуальном поведении в некоторых буддийских организациях, и Его Святейшество ответил, что лично знаком с Согьялом Ринпоче, которого недавно обвинили в подобных грехах, и признал право его учеников откровенно высказывать свое мнение. Он сказал, что уважение к духовному учителю крайне важно, однако в сочинении «Этапы пути к пробуждению» есть такая цитата из винаи: «Если пояснения учителя согласуется с благой практикой, внимательно слушай и следуй им. Если нет – не следуй им. Если совет учителя противоречит Дхарме, возражай».
Его Святейшество Далай-лама благодарит журналистов по завершении пресс-конференции в Тибетском доме. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Обращаясь непосредственно к собравшимся журналистам, Его Святейшество призвал их продвигать общечеловеческие ценности и межрелигиозную гармонию. Он сказал, что они должны не только сообщать о сенсационных отрицательных событиях, но и рассказывать о хороших новостях, например, о данных научных исследований, подтверждающих милосердную основополагающую природу человека, а иначе люди будут думать прямо противоположное. Он попросил их рассказывать людям, что человечество не обречено, и если мы усердно потрудимся сегодня, то завтра мир станет более счастливым и спокойным.
Завтра Его Святейшество улетает из Франкфурта на Сицилию на юге Италии.
Перевод: Ольга Селезнева
Открывая встречу, Его Святейшество Далай-лама заметил, что для него огромная честь сидеть рядом с сыном своего учителя фон Вайцзеккера и своим стародавним другом Вольфом Зингером – так чудесно вновь оказаться всем вместе. Он добавил, что называет Дэвида Бома и Карла Фридриха фон Вайцзеккера своими наставниками по квантовой физике, но они не раз беседовали и на другие, самые разнообразные темы.
Его Святейшество Далай-лама и участники симпозиума «Западная наука и буддийские воззрения» отдают дань памяти немецкому физику и философу Карлу Фридриху фон Вайцзеккеру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Эрнст Ульрих фон Вайцзеккер сказал, что его отец был бы счастлив, знай он, с какой теплотой его вспоминает Далай-лама. Он рассказал, что недавно в «Римском клубе» как раз обсуждали необходимость новой системы образования, учитывающей и краткосрочные, и долгосрочные цели, а также требования рынка и государства.
В своем докладе под названием «Новости западной науки» Вольф Зингер заметил, что люди могут быть как альтруистичными, так и очень жестокими. Поскольку у нас есть язык, мы можем общаться. По его мнению, мы сами несем полную ответственность за свою жизнь и за нашу планету.
Вольф Зингер представляет доклад на тему «Новости западной науки» во время симпозиума «Западная наука и буддийские воззрения», организованного в конференц-центре «Ярхундертхалле». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Герт Скобель сделал доклад «Обзор нравственного вклада в западном обществе», в котором рассмотрел Будду в историческом контексте. Он сравнил западный подход, с его тенденцией смотреть на мир с точки зрения личного «я», и восточный, где упор делается на восприятии от третьего лица. Он сказал также о значении и уместности светской этики.
Разъясняя положения своего доклада «Нейронаука и осознанность», Бритта Холзель упомянула о проснувшемся недавно колоссальном интересе к осознанности, особенно в свете снижения стресса, предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний, лечения боли, а также развития сострадания и повышения общего благополучия. Она упомянула о роли осознанности в управлении вниманием, эмоциями, а также для лучшего понимания себя и управления своим поведением.
Бритта Холзель выступает с докладом «Нейронаука и осознанность» в ходе симпозиума «Западная наука и буддийские воззрения», организованного в конференц-центре «Ярхундертхалле». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Геше Лобсанг Тензин Неги рассказал о «Программе тренировки сострадания на когнитивной основе» и «Программе социального, нравственного и эмоционального развития», заметив, что во всем мире гигантскими шагами идет материальный прогресс, и нам очень не хватает подобных успехов в продвижении человеческого счастья и благополучия. Он сослался на Всемирный доклад о счастье, публикуемый ООН, и рассказал о своей работе в университете «Эмори», отправной точкой которой стала книга Гоулмана и Сенге «Тройной фокус», а также труды Его Святейшества «Этика для нового тысячелетия» и «Больше, чем религия: этика для всего мира». Геше Лобсанг сказал, что они разрабатывают учебные программы, способствующие социальному, эмоциональному и нравственному обучению, и ключевая роль отведена разработке семинаров для подготовки преподавателей.
«Я был бесконечно счастлив услышать ваши доклады о проделанной работе, – произнес Его Святейшество. – Они напомнили мне о том, что все вещи происходят благодаря другим факторам и ничто не существует независимо.
Слушатели во время симпозиума «Западная наука и буддийские воззрения» с участием Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Современное образование не дает адекватного развития уму. Его необходимо дополнять. В общем и целом, люди с большей готовностью прислушиваются к утверждениям, подкрепленным данными научных исследований. Я убежден, что учебные программы по развитию нравственности тоже должны опираться на научные изыскания, а также на общий для всех опыт и здравый смысл. По сути, можно сказать, что нравственные поступки приносят счастье, а безнравственные порождают боль и страдания. Поэтому так важно вводить учебные программы для развития душевной теплоты, зная, что она способствует хорошему физическому самочувствию и благополучию, личному и семейному счастью, а также построению более счастливого общества».
Затем Далай-лама и Вольф Зингер обсудили научные воззрения начала 20-го века, когда считалось, будто ум – не что иное, как продукт мозговой деятельности. К концу прошлого столетия многие ученые пришли к выводу, что некоторые виды умственной активности вызывают измеримые изменения в мозге. Зингер ответил, что большинство ученых сегодня полагают, что ум – это эмергентное свойство мозга, но некоторые обратные функции, возможно, пока недооцениваются.
Его Святейшество Далай-лама комментирует доклады в ходе симпозиума «Западная наука и буддийские воззрения», организованного в конференц-центре «Ярхундертхалле». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество спросил, существует ли, по мнению Зингера, мозг в момент зачатия, и тот ответил, что в этот момент мозг существует лишь потенциально. Его Святейшество не отступал и спросил, можем ли мы, на элементарном уровне, утверждать, что частицы, из которых состоит мозг, и частицы, формирующие камни и растения, одни и те же. Зингер ответил, что материя одна и та же, однако организована она по-разному.
Снова подняв вопрос, который он уже не раз задавал другим, Его Святейшество полюбопытствовал, если совершенный сперматозоид и совершенная яйцеклетка встретятся в идеальных условиях, означает ли это стопроцентное зачатие. Получив отрицательный ответ, Его Святейшество спросил, какой же еще фактор может участвовать в зачатии. Зингер ответил, что сперматозоид – живое существо, однако согласился, что у него нет сознания.
Одна из слушательниц задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время симпозиума «Западная наука и буддийские воззрения», организованного в конференц-центре «Ярхундертхалле». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Одна из зрительниц пожаловалась, что их беседа, как кажется, в основном сосредоточена на мозге, и обходит стороной сердце. Его Святейшество заметил, что сердце управляется мозгом. Он задал вопрос: что управляет альтруизмом и любовью, которые мы соотносим с сердцем, и Зингер ответил: «Мозг!»
Как бы там ни было, в завершение Далай-лама сказал, что во многих проблемах, одолевающих сегодня человечество, виновато отсутствие заботы о благополучии других, и его не развить техническими средствами, здесь помогут лишь «перемены сердца».
После обеда Его Святейшество отправился в новый Тибетский дом, где его встречали учредитель Дагьяб Ринпоче и мэр Франкфурта Уве Бекер. Его Святейшество перерезал ленточку, зажег традиционный светильник и прочел строфы освящения в знак торжественного открытия.
Его Святейшество Далай-лама и Дагьяб Ринпоче освящают здание нового Тибетского дома во время церемонии его открытия. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Мэр Бекер поприветствовал Его Святейшество и представил его собравшимся здесь журналистам.
«Мир становится все теснее, – сказал Его Святейшество. – И причиной тому техническое развитие. Поэтому так важно знать культуру различных народов. Немцы, которых интересовал Тибет, приехали в Лхасу еще до начала Второй мировой войны.
После войны, новый народ восстал из пепла и руин, и меня всегда поражало, что мои немецкие друзья не таят обиды за произошедшее с их страной.
С поры моего первого визита в Европу в 1973 году я приезжал во Франкфурт несколько раз и частенько делаю пересадку в вашем аэропорту по пути в другие страны. Я очень рад, что здесь основали немецкий Тибетский дом. Наше богатейшее наследие включает в себя и традицию монастыря-университета Наланда, с ее упором на логике и понимании устройства ума и эмоций, которую тибетцы сберегли в целости и сохранности. Я очень надеюсь, что Тибетский дом станет центром обучения, где люди смогут знакомиться с этими предметами академически».
Журналистка задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время пресс-конференции в Тибетском доме. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
На вопрос о его отношении к миграционному кризису, охватившему Европу, Далай-лама выразил восхищение усилиями Германии в деле помощи другим. Он сказал, что нынешние беженцы похожи на тибетцев, которые не теряют надежды однажды вернуться домой. В свете этого, им необходимо предоставить убежище, а их детям возможность получить образование. Однако долгосрочной целью должно стать возвращение на родину, когда там наконец воцарится мир.
Далай-лама согласился с другим журналистом, который посетовал, что на первое место выходят экономические соображения, а не возмущение нарушениями прав человека в Тибете. Его Святейшество ответил, что у него нет претензий к китайскому народу, однако он не согласен с политикой сторонников жесткой линии в руководстве Китая.
Подняли вопрос о недостойном сексуальном поведении в некоторых буддийских организациях, и Его Святейшество ответил, что лично знаком с Согьялом Ринпоче, которого недавно обвинили в подобных грехах, и признал право его учеников откровенно высказывать свое мнение. Он сказал, что уважение к духовному учителю крайне важно, однако в сочинении «Этапы пути к пробуждению» есть такая цитата из винаи: «Если пояснения учителя согласуется с благой практикой, внимательно слушай и следуй им. Если нет – не следуй им. Если совет учителя противоречит Дхарме, возражай».
Его Святейшество Далай-лама благодарит журналистов по завершении пресс-конференции в Тибетском доме. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Обращаясь непосредственно к собравшимся журналистам, Его Святейшество призвал их продвигать общечеловеческие ценности и межрелигиозную гармонию. Он сказал, что они должны не только сообщать о сенсационных отрицательных событиях, но и рассказывать о хороших новостях, например, о данных научных исследований, подтверждающих милосердную основополагающую природу человека, а иначе люди будут думать прямо противоположное. Он попросил их рассказывать людям, что человечество не обречено, и если мы усердно потрудимся сегодня, то завтра мир станет более счастливым и спокойным.
Завтра Его Святейшество улетает из Франкфурта на Сицилию на юге Италии.
Перевод: Ольга Селезнева