Далай-лама принял участие в торжественном открытии нового Центра медитации и науки
14-12-2017, 20:33 | Напечатать
Мундгод, штат Карнатака, Индия, 14 декабря 2017 года – Главное здание нового Центра медитации и науки с установленным прямо перед входом возвышением, облицованным красным латеритом, стало центром комплекса, раскинувшегося на 11 акрах позади монастыря Дрепунг Лоселинг. Когда сегодня утром Его Святейшество Далай-лама направлялся туда из монастыря Дрепунг Лачи, вдоль дорог выстроилось множество тибетцев, горящих желанием поприветствовать своего духовного лидера.
У дверей центра Его Святейшество перерезал церемониальную ленточку и прочел благоприятствующие строфы, подбрасывая в воздух цветочные лепестки и зерна. Оказавшись в стенах здания, он зажег традиционный светильник, а после в другом конце комнаты нажал на кнопку компьютера, запустив новый вебсайт Центра медитации и науки.
Его Святейшество Далай-лама запускает новый вебсайт Центра медитации и науки монастыря Дрепунг Лоселинг. Фото: Лобсанг Церинг.
Затем Его Святейшество провели по научной выставке центра. Каждый экспонат посвящен одному из основополагающих принципов науки, например, гравитации, электромагнетизму и законам оптики и сопровождается ясным объяснением, написанным на тибетском языке. Кроме того, один из монахов всегда был рядом и отвечал на вопросы гостей.
Четыреста монахов и монахинь, преподаватели, сотрудники и меценаты расселись в крытом амфитеатре центра. Геше Еши Келсанг поприветствовал Его Святейшество и других почетных гостей. Гелонг Тхубтен Церинг, содиректор научного проекта, взял рассказ о центре на себя, так как геше Лобсанг Тензин уехал даровать учения. Он объяснил, что монастырь Дрепунг продолжает классическую древнеиндийскую традицию изучения десяти главных и дополнительных наук.
В 2009 году в учебную программу монастыря ввели естественнонаучные дисциплины. Поскольку предварительное знание математики и английского языка – неотъемлемое условие для начала обучения, открыли классы и для их изучения. Сегодня по настоянию геше Лобсанга Тензина 400 монахов изучают эти предметы, а также участвуют в инициативе «Эмори–Тибет» – уникальном начинании университета «Эмори», монастыря Дрепунг и Библиотеки тибетских трудов и архивов в Дхарамсале.
Настоятель монастыря Дрепунг Лоселинг поприветствовал Его Святейшество и других гостей. По его словам, главным образом благодаря призывам Его Святейшества тибетские монастыри начали проявлять интерес к изучению современной науки. С 2016 года естественнонаучные предметы были формально введены в учебные программы трех главных монастырей – Дрепунга, Сера и Гандена. Он добавил, что, помня, как важны для человеческого счастья любовь и сострадание, а также исследуя мир современной науки, здесь в монастыре Дрепунг Лоселинг стараются внести свой скромный вклад в претворение мечты Его Святейшества. Он завершил свою речь молитвами о долголетии Его Святейшества и исполнении всех его желаний.
Настоятель монастыря Дрепунг Лоселинг геше Лобсанг Еши приветствует Его Святейшество Далай-ламу и других почетных гостей церемонии открытия Центра медитации и науки. Фото: Лобсанг Церинг.
Его Святейшество первым делом выразил глубочайшую признательность монастырю Дрепунг Лоселинг за открытие Центра медитации и науки, места, где современная наука может прийти в плодотворное соприкосновение с наукой и философией Древней Индии.
«Это не мимолетная прихоть, а долгосрочное начинание. Я хочу поблагодарить университет Эмори и всех, кто поддержал этот проект.
В мире живет семь миллиардов человек и каждый из нас хочет счастья и не желает страданий. И все же нашим бедам не видно конца и края, одни убивают друг друга, другие умирают от голода. Пришла пора взять на себя ответственность за поиск решения.
Во многих уголках мира произошел колоссальный прогресс в сфере образования, однако его нельзя назвать адекватным, ведь оно вращается только вокруг материального развития, пренебрегая такими ценностями, как любовь и сострадание – источниками внутреннего покоя и мира. Сегодня даже религии используют, чтобы делить людей на своих и чужих и оправдывать преступления.
В начале 20-го столетия никто не говорил о мире во всем мире. Однако к концу прошлого века, после долгой череды войн, создания оружия массового поражения мировоззрение людей поменялось. Они начали понимать, что никакой нужды в вечных раздорах нет. Начало расти желание мира во всем мире. В Европе, например, исторические враги, какими были Франция и Германия, решили, что гораздо лучше сотрудничать ради достижения общего блага, и заложили основы Европейского Союза.
Его Святейшество Далай-лама дарует наставления во время церемонии открытия Центра медитации и науки монастыря Дрепунг Лоселинг. Фото: Лобсанг Церинг.
Все больше людей начинают осознавать, что с помощью грубой силы долгосрочного мира не построить. Нам нужен новый подход, опирающийся на покой ума. Поэтому так важно распознавать в себе гордыню, гнев и зависть, уничтожающие внутренний покой и мир, и предпринимать шаги для их усмирения. Нам нужна эмоциональная гигиена, подобно тому, как мы соблюдаем правила гигиены тела для поддержания хорошего физического здоровья. Для обретения покоя ума нет нужды возводить храмы или монастыри, мы должны преобразовывать свой ум.
Упор иудео-христианских традиций на вере в бога-творца принес большое благо многим людям, однако он оставляет мало места для работы над своим умом и эмоциями. Будда учил, что наши счастье или несчастье в наших собственных руках и зависят от того, обуздали ли мы свой ум, одолели ли гнев, привязанность и неведение о реальности. Нагарджуна ясно об этом писал:
Через устранение кармы и загрязнений приходит нирвана.
Карма и загрязнения – порождения концептуального ума.
Тот возникает из умопостроений.
Умопостроения прекращаются в пустоте.
Думая, что другие существуют независимо, мы порождаем ментальные загрязнения, толкающие нас на неблагие поступки. В традициях Древней Индии мы находим практики однонаправленного сосредоточения и проникновения в суть вещей, с опорой на которые мы можем обсуждать устройство ума и эмоций в светском контексте. Я надеюсь, индийские ученые-философы будут принимать участие в подобных дискуссиях, однако многие современные индийцы больше обеспокоены материальным благосостоянием, чем внутренним развитием.
Некоторые из более 400 монахов, собравшихся на церемонии открытия Центра медитации и науки монастыря Дрепунг Лоселинг с участием Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Лобсанг Церинг.
Благодаря преданности Трисонга Децена, Шантаракшиты и Гуру Падмасамбхавы мы, тибетцы, унаследовали великую традицию монастыря-университета Наланда с ее упором на обосновании и логике».
Его Святейшество добавил, что ученые все больше узнают о работе мозга. Если раньше они уделяли внимание исключительно проявлениям сознания, связанного с органами чувств, то сегодня просыпается интерес к ментальному сознанию. Многие сегодня признают, например, что медитации ведут к изменениям физической структуры мозга. Его Святейшество очень доволен, что новый центр посвящен и медитациям и научному поиску.
Его Святейшество посоветовал четко различать вещи, которые, как доказала наука, не существуют, и те, существование которых еще не доказано. Если явление нельзя наблюдать воочию, это вовсе не означает, что его нет в природе. В то же время, он призывает последователей Будды становиться буддистами 21-го века, которые полагаются не на слепую веру, а на понимание, обретенное благодаря логическому обоснованию.
Однажды Мао Цзэдун сказал Его Святейшеству, что у того научный склад ума, но тут же добавил ложку дегтя, заметив, что религия – это яд. Его Святейшество пошутил, что если бы Мао был жив, то он бы, наверное, убедил его сделать исключение для традиции Наланда.
Его Святейшество Далай-лама во время церемонии открытия Центра медитации и науки монастыря Дрепунг Лоселинг. Фото: Лобсанг Церинг.
Управляющий монастыря Лоселинг произнес слова благодарности, сказал огромное спасибо Его Святейшеству, бывшему и нынешнему Ганден Трипам, а также другим почетным гостям за участие в открытии центра. Он добавил, что двери их центра будут всегда открыты для монахов и монахинь из других монастырей, желающих принять участие в таких программах, как научная инициатива «Эмори–Тибет» и научная инициатива «Эмори–Тибет» для монахинь. Он завершил свою речь молитвами о скором возвращении Его Святейшества во дворец Потала.
Перевод: Ольга Селезнева.
У дверей центра Его Святейшество перерезал церемониальную ленточку и прочел благоприятствующие строфы, подбрасывая в воздух цветочные лепестки и зерна. Оказавшись в стенах здания, он зажег традиционный светильник, а после в другом конце комнаты нажал на кнопку компьютера, запустив новый вебсайт Центра медитации и науки.
Его Святейшество Далай-лама запускает новый вебсайт Центра медитации и науки монастыря Дрепунг Лоселинг. Фото: Лобсанг Церинг.
Затем Его Святейшество провели по научной выставке центра. Каждый экспонат посвящен одному из основополагающих принципов науки, например, гравитации, электромагнетизму и законам оптики и сопровождается ясным объяснением, написанным на тибетском языке. Кроме того, один из монахов всегда был рядом и отвечал на вопросы гостей.
Четыреста монахов и монахинь, преподаватели, сотрудники и меценаты расселись в крытом амфитеатре центра. Геше Еши Келсанг поприветствовал Его Святейшество и других почетных гостей. Гелонг Тхубтен Церинг, содиректор научного проекта, взял рассказ о центре на себя, так как геше Лобсанг Тензин уехал даровать учения. Он объяснил, что монастырь Дрепунг продолжает классическую древнеиндийскую традицию изучения десяти главных и дополнительных наук.
В 2009 году в учебную программу монастыря ввели естественнонаучные дисциплины. Поскольку предварительное знание математики и английского языка – неотъемлемое условие для начала обучения, открыли классы и для их изучения. Сегодня по настоянию геше Лобсанга Тензина 400 монахов изучают эти предметы, а также участвуют в инициативе «Эмори–Тибет» – уникальном начинании университета «Эмори», монастыря Дрепунг и Библиотеки тибетских трудов и архивов в Дхарамсале.
Настоятель монастыря Дрепунг Лоселинг поприветствовал Его Святейшество и других гостей. По его словам, главным образом благодаря призывам Его Святейшества тибетские монастыри начали проявлять интерес к изучению современной науки. С 2016 года естественнонаучные предметы были формально введены в учебные программы трех главных монастырей – Дрепунга, Сера и Гандена. Он добавил, что, помня, как важны для человеческого счастья любовь и сострадание, а также исследуя мир современной науки, здесь в монастыре Дрепунг Лоселинг стараются внести свой скромный вклад в претворение мечты Его Святейшества. Он завершил свою речь молитвами о долголетии Его Святейшества и исполнении всех его желаний.
Настоятель монастыря Дрепунг Лоселинг геше Лобсанг Еши приветствует Его Святейшество Далай-ламу и других почетных гостей церемонии открытия Центра медитации и науки. Фото: Лобсанг Церинг.
Его Святейшество первым делом выразил глубочайшую признательность монастырю Дрепунг Лоселинг за открытие Центра медитации и науки, места, где современная наука может прийти в плодотворное соприкосновение с наукой и философией Древней Индии.
«Это не мимолетная прихоть, а долгосрочное начинание. Я хочу поблагодарить университет Эмори и всех, кто поддержал этот проект.
В мире живет семь миллиардов человек и каждый из нас хочет счастья и не желает страданий. И все же нашим бедам не видно конца и края, одни убивают друг друга, другие умирают от голода. Пришла пора взять на себя ответственность за поиск решения.
Во многих уголках мира произошел колоссальный прогресс в сфере образования, однако его нельзя назвать адекватным, ведь оно вращается только вокруг материального развития, пренебрегая такими ценностями, как любовь и сострадание – источниками внутреннего покоя и мира. Сегодня даже религии используют, чтобы делить людей на своих и чужих и оправдывать преступления.
В начале 20-го столетия никто не говорил о мире во всем мире. Однако к концу прошлого века, после долгой череды войн, создания оружия массового поражения мировоззрение людей поменялось. Они начали понимать, что никакой нужды в вечных раздорах нет. Начало расти желание мира во всем мире. В Европе, например, исторические враги, какими были Франция и Германия, решили, что гораздо лучше сотрудничать ради достижения общего блага, и заложили основы Европейского Союза.
Его Святейшество Далай-лама дарует наставления во время церемонии открытия Центра медитации и науки монастыря Дрепунг Лоселинг. Фото: Лобсанг Церинг.
Все больше людей начинают осознавать, что с помощью грубой силы долгосрочного мира не построить. Нам нужен новый подход, опирающийся на покой ума. Поэтому так важно распознавать в себе гордыню, гнев и зависть, уничтожающие внутренний покой и мир, и предпринимать шаги для их усмирения. Нам нужна эмоциональная гигиена, подобно тому, как мы соблюдаем правила гигиены тела для поддержания хорошего физического здоровья. Для обретения покоя ума нет нужды возводить храмы или монастыри, мы должны преобразовывать свой ум.
Упор иудео-христианских традиций на вере в бога-творца принес большое благо многим людям, однако он оставляет мало места для работы над своим умом и эмоциями. Будда учил, что наши счастье или несчастье в наших собственных руках и зависят от того, обуздали ли мы свой ум, одолели ли гнев, привязанность и неведение о реальности. Нагарджуна ясно об этом писал:
Через устранение кармы и загрязнений приходит нирвана.
Карма и загрязнения – порождения концептуального ума.
Тот возникает из умопостроений.
Умопостроения прекращаются в пустоте.
Думая, что другие существуют независимо, мы порождаем ментальные загрязнения, толкающие нас на неблагие поступки. В традициях Древней Индии мы находим практики однонаправленного сосредоточения и проникновения в суть вещей, с опорой на которые мы можем обсуждать устройство ума и эмоций в светском контексте. Я надеюсь, индийские ученые-философы будут принимать участие в подобных дискуссиях, однако многие современные индийцы больше обеспокоены материальным благосостоянием, чем внутренним развитием.
Некоторые из более 400 монахов, собравшихся на церемонии открытия Центра медитации и науки монастыря Дрепунг Лоселинг с участием Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Лобсанг Церинг.
Благодаря преданности Трисонга Децена, Шантаракшиты и Гуру Падмасамбхавы мы, тибетцы, унаследовали великую традицию монастыря-университета Наланда с ее упором на обосновании и логике».
Его Святейшество добавил, что ученые все больше узнают о работе мозга. Если раньше они уделяли внимание исключительно проявлениям сознания, связанного с органами чувств, то сегодня просыпается интерес к ментальному сознанию. Многие сегодня признают, например, что медитации ведут к изменениям физической структуры мозга. Его Святейшество очень доволен, что новый центр посвящен и медитациям и научному поиску.
Его Святейшество посоветовал четко различать вещи, которые, как доказала наука, не существуют, и те, существование которых еще не доказано. Если явление нельзя наблюдать воочию, это вовсе не означает, что его нет в природе. В то же время, он призывает последователей Будды становиться буддистами 21-го века, которые полагаются не на слепую веру, а на понимание, обретенное благодаря логическому обоснованию.
Однажды Мао Цзэдун сказал Его Святейшеству, что у того научный склад ума, но тут же добавил ложку дегтя, заметив, что религия – это яд. Его Святейшество пошутил, что если бы Мао был жив, то он бы, наверное, убедил его сделать исключение для традиции Наланда.
Его Святейшество Далай-лама во время церемонии открытия Центра медитации и науки монастыря Дрепунг Лоселинг. Фото: Лобсанг Церинг.
Управляющий монастыря Лоселинг произнес слова благодарности, сказал огромное спасибо Его Святейшеству, бывшему и нынешнему Ганден Трипам, а также другим почетным гостям за участие в открытии центра. Он добавил, что двери их центра будут всегда открыты для монахов и монахинь из других монастырей, желающих принять участие в таких программах, как научная инициатива «Эмори–Тибет» и научная инициатива «Эмори–Тибет» для монахинь. Он завершил свою речь молитвами о скором возвращении Его Святейшества во дворец Потала.
Перевод: Ольга Селезнева.