Далай-лама принял участие в торжественном открытии двора для монастырских диспутов в Сера Ме и даровал учения
21-12-2017, 19:58 | Напечатать
Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 21 декабря 2017 года – Когда сегодня рано утром Его Святейшество Далай-лама прибыл в монастырь Сера Ме, его встречали настоятель, держатель трона Ганден, бывший держатель трона Ганден, Шарце и Джангце Чодже, а также сикьонг. Двое тибетских малышей в ярких нарядных костюмах ждали своего духовного лидера с мисочкой молока и коробочкой зерна и цампы в руках, чтобы поднести традиционное тибетское приветствие. Его Святейшество, весело смеясь и шутя с детьми, взял щепотку цампы и обмакнул пальцы в молоко.
Юные тибетцы подносят традиционное приветствие Его Святейшеству Далай-ламе, прибывшему в монастырь Сера Ме. Фото: Джереми Рассел.
У дверей нового двора для монастырских диспутов и научного центра Его Святейшество перерезал ленточку и прочел благоприятствующие строфы, подбрасывая в воздух зерно. В глубине сцены, возвышающейся над двором, Его Святейшество зажег центральный фитиль огромной масляной лампы, после чего занял свое место на троне.
В своем приветственном слове настоятель монастыря Сера Ме рассказал, как в 2012 году, когда Его Святейшество останавливался в Дрепунг Лоселинге, он посетовал Далай-ламе, что монастырский двор для проведения диспутов крайне неблагоустроенный. Монахи изнемогают под палящими лучами солнца летом и мокнут под проливными дождями в сезон муссонов. Его Святейшество предложил начальный капитал, и они начали проектировать новый двор, который сегодня полностью готов. Настоятель поблагодарил меценатов и всех, кто внес свой вклад в строительство, попросив всех посвятить обретенные заслуги долголетию Его Святейшества и успехам в учебе монахов, которые будут вести диспуты в новом дворе.
Один из почетных гостей праздника, Джагадгуру Шри Шиваратхри, поднес Его Святейшеству шаль, гирлянду и тюрбан. Он сказал, что восхищается тибетцами, бережно хранящими древние индийские знания, и их умением использовать логику и обоснование в ходе монастырских диспутов. Вслед за ним выступил Кхенпо Сонам Тенпель, спикер тибетского парламента в изгнании, отдавший должное дальновидности Его Святейшества, благодаря которой в изгнании удалось сохранить тибетский язык и культуру. В этих начинаниях Его Святейшество щедро поддержало правительство Индии, а также правительства многих штатов, например Карнатаки.
Джагадгуру Шри Шиваратхри преподносит Его Святейшеству Далай-ламе в знак почтения шаль, гирлянду и тюрбан во время церемонии открытия нового двора для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Фото: Лобсанг Церинг.
Сикьонг Лобсанг Сенге поприветствовал гостей. Он напомнил об основании этого поселения в далеком 1963 году, учреждении великих монастырей в 1974, а также об их расширении в 1989 и строительстве зала собраний монастыря Сера Ме в 2002 году. По его мнению, открытие нового двора для монастырских диспутов стало следующим этапом на пути стабильного развития.
В своей речи сикьонг также отметил, что прошло уже десять лет с тех пор, как монастыри разрешили спор о Долгьяле. Он поздравил монастырские власти с тем, что они приняли совет Его Святейшества и организовали мирное отделение большинства монахов от тех, кто не желал отказаться от практик поклонения Шугдену. После этих слов по залу прокатилась волна рукоплесканий. Сикьонг добавил, что Его Святейшество призывает все религии жить в мире и согласии.
Он упомянул также о дальновидной мечте Его Святейшества сберечь традиции Наланды среди тибетцев в изгнании, во всем Гималайском регионе, в Тибете и Китае, а также возродить интерес к древним индийским знаниям в Индии.
Некоторые из более чем 8000 верующих во время церемонии открытия нового двора для философских диспутов монастыря Сера Ме с участием Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Лобсанг Церинг.
Шри Шри Шри Нирмалананданатха Свами-джи с благодарностью говорил о лидерстве Его Святейшества. Видеть так много монахов, собравшихся вместе – неиссякаемый источник вдохновения.
Его Святейшество поблагодарил собравшихся почетных гостей, а также ораторов, которые поделились своими взглядами. Он сказал, что индийское понимание устройства ума и эмоций, родившееся благодаря практикам однонаправленного сосредоточения и прозрения в суть вещей, шаматхе и випашьяне, существовало еще до появления Будды. На самом деле, Будда следовал этим традициям, когда решил сесть под деревом бодхи и начать медитацию.
Его Святейшество еще раз сказал собравшимся о своем восхищении межрелигиозной гармонией в Индии, являющей пример всему остальному миру, добавив, что себя он называет посланником древней индийской мудрости. Его Святейшество обратил внимание, что совет Будды не терять скептицизма, принимать его учения лишь после должного анализа и исследования, уникальная черта буддизма. Ключ к расширению наших познаний – в полной мере применять свои интеллектуальные способности.
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся в ходе церемонии открытия нового двора для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Фото: Лобсанг Церинг.
Обоим свами Его Святейшество поднес статуэтки Будды, сказав, что хотя, безусловно, Будда был основателем буддизма, он считает его не только выдающимся мыслителем и философом, но и ученым.
В завершение встречи монах, следящий за дисциплиной в Сера Ме, поблагодарил гостей, меценатов и всех, кто помог в строительстве нового двора.
«Настоятель Сера Ме попросил меня даровать обширные учения, – объяснил Его Святейшество, – но я ответил, что мне не следует сейчас слишком переутомляться, поэтому я дарую учения по сочинению Чже Цонкапы “Восхваление взаимозависимого возникновения”.
В мире множество религиозных традиций, и каждая несет послание о любви и сострадании, терпимости и прощении, умении довольствоваться малым и самодисциплине. Поистине, некоторые христианские монахи и монахини, с которыми я встречался, довольствуются гораздо меньшим, чем их тибетские братья и сестры. В Испании в монастыре Монсеррат я познакомился с одним католическим монахом, который пять лет жил отшельником в горах, питаясь в основном только чаем и хлебом. Когда я спросил, какие практики он выполнял, он ответил, что медитировал о любви. И лишь он произнес эти слова, его глаза озарились удивительной внутренней радостью.
Монахи во время церемонии открытия нового двора для философских диспутов монастыря Сера Ме, на которую собралось более 8000 верующих. Фото: Лобсанг Церинг.
Конечно, хотя различные традиции несут единое послание, их философские воззрения сильно разнятся, что отвечает нуждам и склонностям ума различных людей.
Во время первого поворота колеса Дхармы Будда даровал объяснения Четырех благородных истин, как свидетельствует палийский канон. Во время второго поворота он учил о совершенстве мудрости, и записи этих учений мы находим в санскритском каноне. Данное сочинение, “Восхваление взаимозависимого возникновения”, превозносит Будду за использование логического обоснования и объяснения пустоты в свете взаимозависимого возникновения. Поскольку вещи существуют в зависимости от других факторов, они пусты (лишены самобытия). Зависимость открывает относительность – явления могут быть определены только в зависимости от других факторов.
Существуют несколько логических доводов, или силлогизмов, поддерживающих это. Среди них “ваджрные осколки” и исследование сущности посредством логического довода “свободы от единичности и множественности”. Эти обоснования взаимозависимого возникновения удерживают от впадение в крайностей нигилизма и этернализма. Когда Нагарджуна говорил, что вещи возникают взаимозависимо и существуют лишь как обозначения, он следовал воззрениям Срединного пути. Именно эти идеи вы обнаружите в его трактате “Коренные строфы о срединности”, где показано, что вещи пусты.
Его Святейшество Далай-лама дарует учения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» в ходе церемонии открытия нового двора для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Фото: Лобсанг Церинг.
Страдания произрастают из неведения, и Будда учил о пустоте, чтобы искоренить неведение. Все учения Будды берут истоки в понимании взаимозависимого возникновения, которое нелегко обрести. Читая ранние труды Чже Цонкапы, например “Золотые четки”, комментарий на “Украшение из постижений”, мы видим, что в тот момент он еще не обрел полного постижения пустоты.
Устная передача “Восхваления взаимозависимого возникновения” с объяснениями крайне редка, но я получил ее от учителя из Киннаури, гена Ригзина Темпы, который в свою очередь получил ее от Кхангсара Дордже Чанга. Другой мой учитель, Нгодруп Цогньи тоже очень любил это произведение».
Его Святейшество прочел трактат, перемежая чтение пояснениями. Он посоветовал интересующимся ученикам изучить главы 18 и 24 «Коренных строф о срединности» Нагарджуны. Он также очень рекомендовал прочесть его «Семьдесят строф о пустоте» и «Шестьдесят строф логического обосновании». Дочитав текст до конца, Его Святейшество заметил, что в детстве выучил это произведение наизусть за одно утро, и сегодня призывает других тоже заучивать его наизусть и почаще повторять.
Тибетцы из местного тибетского сообщества почтительно провожают Его Святейшество Далай-ламу по завершении церемонии открытия нового двора для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Фото: Лобсанг Церинг.
Затем Его Святейшество попросили представить новое издание «Коренных строф о срединности» и комментарий к нему на тибетском языке, опубликованные монастырем Сера Ме. Его Святейшество поблагодарил всех участников встречи и учений за то, что пришли. Он сказал, что восхищается усердием монахов в обучении, но не видит причин, почему бы и мирянам тоже не учиться. В основе буддизма лежит не только вера, но и обретение понимания, для чего требуется полномерное использования наших интеллектуальных способностей.
Встречу завершили чтением «Молитвы о процветании учений Будды», сочиненную Его Святейшеством, после чего всех гостей пригласили на обед.
Перевод: Ольга Селезнева
Юные тибетцы подносят традиционное приветствие Его Святейшеству Далай-ламе, прибывшему в монастырь Сера Ме. Фото: Джереми Рассел.
У дверей нового двора для монастырских диспутов и научного центра Его Святейшество перерезал ленточку и прочел благоприятствующие строфы, подбрасывая в воздух зерно. В глубине сцены, возвышающейся над двором, Его Святейшество зажег центральный фитиль огромной масляной лампы, после чего занял свое место на троне.
В своем приветственном слове настоятель монастыря Сера Ме рассказал, как в 2012 году, когда Его Святейшество останавливался в Дрепунг Лоселинге, он посетовал Далай-ламе, что монастырский двор для проведения диспутов крайне неблагоустроенный. Монахи изнемогают под палящими лучами солнца летом и мокнут под проливными дождями в сезон муссонов. Его Святейшество предложил начальный капитал, и они начали проектировать новый двор, который сегодня полностью готов. Настоятель поблагодарил меценатов и всех, кто внес свой вклад в строительство, попросив всех посвятить обретенные заслуги долголетию Его Святейшества и успехам в учебе монахов, которые будут вести диспуты в новом дворе.
Один из почетных гостей праздника, Джагадгуру Шри Шиваратхри, поднес Его Святейшеству шаль, гирлянду и тюрбан. Он сказал, что восхищается тибетцами, бережно хранящими древние индийские знания, и их умением использовать логику и обоснование в ходе монастырских диспутов. Вслед за ним выступил Кхенпо Сонам Тенпель, спикер тибетского парламента в изгнании, отдавший должное дальновидности Его Святейшества, благодаря которой в изгнании удалось сохранить тибетский язык и культуру. В этих начинаниях Его Святейшество щедро поддержало правительство Индии, а также правительства многих штатов, например Карнатаки.
Джагадгуру Шри Шиваратхри преподносит Его Святейшеству Далай-ламе в знак почтения шаль, гирлянду и тюрбан во время церемонии открытия нового двора для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Фото: Лобсанг Церинг.
Сикьонг Лобсанг Сенге поприветствовал гостей. Он напомнил об основании этого поселения в далеком 1963 году, учреждении великих монастырей в 1974, а также об их расширении в 1989 и строительстве зала собраний монастыря Сера Ме в 2002 году. По его мнению, открытие нового двора для монастырских диспутов стало следующим этапом на пути стабильного развития.
В своей речи сикьонг также отметил, что прошло уже десять лет с тех пор, как монастыри разрешили спор о Долгьяле. Он поздравил монастырские власти с тем, что они приняли совет Его Святейшества и организовали мирное отделение большинства монахов от тех, кто не желал отказаться от практик поклонения Шугдену. После этих слов по залу прокатилась волна рукоплесканий. Сикьонг добавил, что Его Святейшество призывает все религии жить в мире и согласии.
Он упомянул также о дальновидной мечте Его Святейшества сберечь традиции Наланды среди тибетцев в изгнании, во всем Гималайском регионе, в Тибете и Китае, а также возродить интерес к древним индийским знаниям в Индии.
Некоторые из более чем 8000 верующих во время церемонии открытия нового двора для философских диспутов монастыря Сера Ме с участием Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Лобсанг Церинг.
Шри Шри Шри Нирмалананданатха Свами-джи с благодарностью говорил о лидерстве Его Святейшества. Видеть так много монахов, собравшихся вместе – неиссякаемый источник вдохновения.
Его Святейшество поблагодарил собравшихся почетных гостей, а также ораторов, которые поделились своими взглядами. Он сказал, что индийское понимание устройства ума и эмоций, родившееся благодаря практикам однонаправленного сосредоточения и прозрения в суть вещей, шаматхе и випашьяне, существовало еще до появления Будды. На самом деле, Будда следовал этим традициям, когда решил сесть под деревом бодхи и начать медитацию.
Его Святейшество еще раз сказал собравшимся о своем восхищении межрелигиозной гармонией в Индии, являющей пример всему остальному миру, добавив, что себя он называет посланником древней индийской мудрости. Его Святейшество обратил внимание, что совет Будды не терять скептицизма, принимать его учения лишь после должного анализа и исследования, уникальная черта буддизма. Ключ к расширению наших познаний – в полной мере применять свои интеллектуальные способности.
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся в ходе церемонии открытия нового двора для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Фото: Лобсанг Церинг.
Обоим свами Его Святейшество поднес статуэтки Будды, сказав, что хотя, безусловно, Будда был основателем буддизма, он считает его не только выдающимся мыслителем и философом, но и ученым.
В завершение встречи монах, следящий за дисциплиной в Сера Ме, поблагодарил гостей, меценатов и всех, кто помог в строительстве нового двора.
«Настоятель Сера Ме попросил меня даровать обширные учения, – объяснил Его Святейшество, – но я ответил, что мне не следует сейчас слишком переутомляться, поэтому я дарую учения по сочинению Чже Цонкапы “Восхваление взаимозависимого возникновения”.
В мире множество религиозных традиций, и каждая несет послание о любви и сострадании, терпимости и прощении, умении довольствоваться малым и самодисциплине. Поистине, некоторые христианские монахи и монахини, с которыми я встречался, довольствуются гораздо меньшим, чем их тибетские братья и сестры. В Испании в монастыре Монсеррат я познакомился с одним католическим монахом, который пять лет жил отшельником в горах, питаясь в основном только чаем и хлебом. Когда я спросил, какие практики он выполнял, он ответил, что медитировал о любви. И лишь он произнес эти слова, его глаза озарились удивительной внутренней радостью.
Монахи во время церемонии открытия нового двора для философских диспутов монастыря Сера Ме, на которую собралось более 8000 верующих. Фото: Лобсанг Церинг.
Конечно, хотя различные традиции несут единое послание, их философские воззрения сильно разнятся, что отвечает нуждам и склонностям ума различных людей.
Во время первого поворота колеса Дхармы Будда даровал объяснения Четырех благородных истин, как свидетельствует палийский канон. Во время второго поворота он учил о совершенстве мудрости, и записи этих учений мы находим в санскритском каноне. Данное сочинение, “Восхваление взаимозависимого возникновения”, превозносит Будду за использование логического обоснования и объяснения пустоты в свете взаимозависимого возникновения. Поскольку вещи существуют в зависимости от других факторов, они пусты (лишены самобытия). Зависимость открывает относительность – явления могут быть определены только в зависимости от других факторов.
Существуют несколько логических доводов, или силлогизмов, поддерживающих это. Среди них “ваджрные осколки” и исследование сущности посредством логического довода “свободы от единичности и множественности”. Эти обоснования взаимозависимого возникновения удерживают от впадение в крайностей нигилизма и этернализма. Когда Нагарджуна говорил, что вещи возникают взаимозависимо и существуют лишь как обозначения, он следовал воззрениям Срединного пути. Именно эти идеи вы обнаружите в его трактате “Коренные строфы о срединности”, где показано, что вещи пусты.
Его Святейшество Далай-лама дарует учения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» в ходе церемонии открытия нового двора для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Фото: Лобсанг Церинг.
Страдания произрастают из неведения, и Будда учил о пустоте, чтобы искоренить неведение. Все учения Будды берут истоки в понимании взаимозависимого возникновения, которое нелегко обрести. Читая ранние труды Чже Цонкапы, например “Золотые четки”, комментарий на “Украшение из постижений”, мы видим, что в тот момент он еще не обрел полного постижения пустоты.
Устная передача “Восхваления взаимозависимого возникновения” с объяснениями крайне редка, но я получил ее от учителя из Киннаури, гена Ригзина Темпы, который в свою очередь получил ее от Кхангсара Дордже Чанга. Другой мой учитель, Нгодруп Цогньи тоже очень любил это произведение».
Его Святейшество прочел трактат, перемежая чтение пояснениями. Он посоветовал интересующимся ученикам изучить главы 18 и 24 «Коренных строф о срединности» Нагарджуны. Он также очень рекомендовал прочесть его «Семьдесят строф о пустоте» и «Шестьдесят строф логического обосновании». Дочитав текст до конца, Его Святейшество заметил, что в детстве выучил это произведение наизусть за одно утро, и сегодня призывает других тоже заучивать его наизусть и почаще повторять.
Тибетцы из местного тибетского сообщества почтительно провожают Его Святейшество Далай-ламу по завершении церемонии открытия нового двора для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Фото: Лобсанг Церинг.
Затем Его Святейшество попросили представить новое издание «Коренных строф о срединности» и комментарий к нему на тибетском языке, опубликованные монастырем Сера Ме. Его Святейшество поблагодарил всех участников встречи и учений за то, что пришли. Он сказал, что восхищается усердием монахов в обучении, но не видит причин, почему бы и мирянам тоже не учиться. В основе буддизма лежит не только вера, но и обретение понимания, для чего требуется полномерное использования наших интеллектуальных способностей.
Встречу завершили чтением «Молитвы о процветании учений Будды», сочиненную Его Святейшеством, после чего всех гостей пригласили на обед.
Перевод: Ольга Селезнева
Похожие новости: