А. П. Дж. Абдул Калам: Созерцательная наука дополняет современную науку
22-11-2010, 20:19 | Напечатать
20 ноября бывший президент Индии Абдул Калам принял участие в диалоге с Далай-ламой и профессором Вольфом Зингером, известным нейробиологом и директором Института по исследованию мозга им. Макса Планка (Франкфурт) об общественной важности научных открытий и созерцательных практик, особенно тех, которые зародились и получили развитие в Индии.
По словам Абдула Калама, уважаемого ученого и инженера, современная наука и наука созерцательная дополняют друг друга. Созерцательная наука через медитативные практики позволяет человеку понять себя, развить творческие качества ума, пытливость и склонность к созерцанию, обрести спокойствие, положительный настрой и глубину мысли. В таком состоянии, отметил доктор Калам, «все умственные установки исчезают, расцветает воображение и способность к творческому мышлению, активируются нейроны мозга, повышает способность к решению задач, что ведет к совершению новаторских открытий».
Бывший президент Индии уверен, что при условии объединения усилий всеми великими просветленными людьми все дисциплины и традиции науки, будь то современная наука или созерцательные практики, смогут сосуществовать и служить на благо всего человечества. Он вспомнил, как более сорока лет назад выдающийся ученый Викрам Сарабхаи, инициатор индийской космической программы, уговорил преподобного Петера Перейру, епископа города Тривандрум на юге Индии, уступить землю, на которой стояла его церковь и проживала большая община рыбаков, под строительство первого индийского космического исследовательского центра, который послужил на благо всей страны.
Так как отец Абдула Калама был мусульманским имамом и одновременно его первым учителем физики, доктор Калам с детства научился отделять друг от друга теологический и духовный аспекты религии. Он полагает необходимым ввести в школах изучение науки о нравственности, чтобы дети с раннего возраста умели не только понимать разницу между духовной и теологической сторонами религии, но и применять эти знания в повседневной жизни и на благо общества. «Духовность присуща всем религиям», - сказал Абдул Калам.
Вспоминая свой визит в качестве президента Индии в 300-летний буддийский монастырь Таванг в штате Аруначал Прадеш, он сказал, что был поражен тем, что живущие в суровых климатический условиях монахи и сельские жители выглядят совершенно счастливыми и очень веселыми. На вечернем учении в монастыре настоятель говорил о том, как в буддизме достигают счастья, и как работает ум монаха. «Перестаньте думать о собственном «я», и тогда эго исчезнет, - привел доктор Калам слова настоятеля. – Ненависть растает, жестокость также испарится из вашего ума, и воцарится мир».
В своем выступлении Его Святейшество Далай-лама, прежде всего, выразил почтение и уважение к доктору Каламу, с которым он встречался и обсуждал духовные и философские вопросы. Далее он отметил, что в сравнении с крупнейшими древними цивилизациями, такими как Египет и Китай, индийская цивилизация внесла самый большой вклад в развитие философии. Его Святейшество добавил, что уже много лет назад, движимый любопытством и стремлением узнать больше о таких областях науки как космология, нейрология, квантовая физика и физиология, он начал вести диалог с западными учеными. По его словам некоторые аспекты буддизма имеют много общего с современной наукой, а «наука об уме», как ее называют в некоторых буддийских текстах, привлекает все большее внимание со стороны научного сообщества.
Профессор Зингер, один из основных докладчиков на проходящей в Нью-Дели конференции под эгидой института «Ум и жизнь», сказал, что ему, как нейробиологу, очень интересны созерцательные практики, и что диалог между традициями Востока и Запада поможет понять природу реальности, облегчить страдания и повысить уровень благополучия всего человечества в целом.
По словам Абдула Калама, уважаемого ученого и инженера, современная наука и наука созерцательная дополняют друг друга. Созерцательная наука через медитативные практики позволяет человеку понять себя, развить творческие качества ума, пытливость и склонность к созерцанию, обрести спокойствие, положительный настрой и глубину мысли. В таком состоянии, отметил доктор Калам, «все умственные установки исчезают, расцветает воображение и способность к творческому мышлению, активируются нейроны мозга, повышает способность к решению задач, что ведет к совершению новаторских открытий».
Бывший президент Индии уверен, что при условии объединения усилий всеми великими просветленными людьми все дисциплины и традиции науки, будь то современная наука или созерцательные практики, смогут сосуществовать и служить на благо всего человечества. Он вспомнил, как более сорока лет назад выдающийся ученый Викрам Сарабхаи, инициатор индийской космической программы, уговорил преподобного Петера Перейру, епископа города Тривандрум на юге Индии, уступить землю, на которой стояла его церковь и проживала большая община рыбаков, под строительство первого индийского космического исследовательского центра, который послужил на благо всей страны.
Так как отец Абдула Калама был мусульманским имамом и одновременно его первым учителем физики, доктор Калам с детства научился отделять друг от друга теологический и духовный аспекты религии. Он полагает необходимым ввести в школах изучение науки о нравственности, чтобы дети с раннего возраста умели не только понимать разницу между духовной и теологической сторонами религии, но и применять эти знания в повседневной жизни и на благо общества. «Духовность присуща всем религиям», - сказал Абдул Калам.
Вспоминая свой визит в качестве президента Индии в 300-летний буддийский монастырь Таванг в штате Аруначал Прадеш, он сказал, что был поражен тем, что живущие в суровых климатический условиях монахи и сельские жители выглядят совершенно счастливыми и очень веселыми. На вечернем учении в монастыре настоятель говорил о том, как в буддизме достигают счастья, и как работает ум монаха. «Перестаньте думать о собственном «я», и тогда эго исчезнет, - привел доктор Калам слова настоятеля. – Ненависть растает, жестокость также испарится из вашего ума, и воцарится мир».
В своем выступлении Его Святейшество Далай-лама, прежде всего, выразил почтение и уважение к доктору Каламу, с которым он встречался и обсуждал духовные и философские вопросы. Далее он отметил, что в сравнении с крупнейшими древними цивилизациями, такими как Египет и Китай, индийская цивилизация внесла самый большой вклад в развитие философии. Его Святейшество добавил, что уже много лет назад, движимый любопытством и стремлением узнать больше о таких областях науки как космология, нейрология, квантовая физика и физиология, он начал вести диалог с западными учеными. По его словам некоторые аспекты буддизма имеют много общего с современной наукой, а «наука об уме», как ее называют в некоторых буддийских текстах, привлекает все большее внимание со стороны научного сообщества.
Профессор Зингер, один из основных докладчиков на проходящей в Нью-Дели конференции под эгидой института «Ум и жизнь», сказал, что ему, как нейробиологу, очень интересны созерцательные практики, и что диалог между традициями Востока и Запада поможет понять природу реальности, облегчить страдания и повысить уровень благополучия всего человечества в целом.