Далай-лама прочел публичную лекцию «Счастье и жизнь без стресса»
24-04-2018, 21:30 | Напечатать
Нью-Дели, Индия, 24 апреля 2018 года – Сегодня утром по прибытии на зеленую территорию Индийского института технологий (ИИТ), расположенного в пригороде Нью-Дели Хауз Кхас, Его Святейшество Далай-ламу встречали учредитель компании «Velocity 48» госпожа Парул Рай и актриса Тиска Чопра. Они проводили тибетского духовного лидера в зал, где его уже ожидали полторы тысячи зрителей.
На сцене Его Святейшество вместе с организаторами встречи зажег традиционный светильник. Ведущая Садхна Сривастав попросила директора ИИТ профессора В. Рамгопала Рао и исполнительного советника Санджива Джайна поднести Его Святейшеству в знак приветствия цветы и белый хадак. Парул Рай объяснила, что всегда мечтала дарить людям возможность воочию видеть и слушать людей, которых мы почитаем живыми легендами, поэтому она необыкновенно рада, что Его Святейшество принял приглашение. Она шутливо добавила, что это скорее случайность, чем умысел, что все эксперты на сцене – женщины.
Его Святейшество Далай-лама и организаторы встречи зажигают традиционный светильник в начале публичной лекции в Индийском институте технологий. Фото: Тензин Чойджор.
Произнося приветственную речь, Тиска Чопра призналась, что ее несколько пугает выступление на сцене ИИТ и обязанность представить зрителям Его Святейшество, которого «Нью-Йорк Таймс» называет самым известным человеком на планете. Она перечислила несколько вопросов, на которые ей очень хотелось бы получить ответы: «Действительно ли смысл нашей жизни в обретении счастья? Можно ли научиться состраданию? Что такое жизнь, прожитая не зря?»
Садхна Сривастав пригласила Его Святейшество к микрофону, и он произнес: «Уважаемые, дорогие сестры и братья, некоторые мои друзья и особенно бывший президент Ирландии Мэри Робинсон называют меня феминистским Далай-ламой, потому что я часто повторяю: во времена, когда так нужно продвигать сострадание, женщины должны выходить на лидирующие позиции. Научные эксперименты свидетельствуют о том, что женщины более восприимчивы и отзывчивы к боли других. Всех нас родили матери и большинство из нас выжили именно благодаря материнской любви и заботе.
На протяжении человеческой истории воины, убивавшие других, как правило были мужчинами. Мясники тоже в большинстве своем мужчины. Поэтому, как я уже упомянул, во времена, когда нам так нужны любовь и сострадание, я верю, что женщинам отведена особая роль.
Его Святейшество Далай-лама выступает в Индийском институте технологий с публичной лекцией «Счастье и жизнь без стресса». Фото: Тензин Чойджор.
Что касается счастья и жизни без стресса, каждое живое существо, способное переживать боль и удовольствие, хочет быть счастливым. Есть множество различных степеней счастья. Например животные, в том числе птицы, насекомые и рыбы, не наделены таким чудесным мозгом, как мы. Их жизни полностью сосредоточены вокруг переживаний, получаемых с помощью органов чувств. От этого зависит их выживание, именно поэтому у некоторых видов животных органы чувств развиты гораздо лучше наших.
У нас, с другой стороны, прекрасно развиты речь и мыслительный процесс, однако само по себе это не гарантирует, что наши идеи не могут привести к беде. Порой мы слишком много ожидаем от будущего или полностью потерялись в мыслях о прошлом, что рождает стресс и беспокойство.
Человек по природе своей склонен к состраданию и душевной теплоте, ведь именно так начинается наша жизнь. Без любви и нежности мы бы просто не выжили. Таким образом, необходимо сочетать наши естественные умственные способности с добросердечием. Душевная теплота дарит внутреннюю силу и уверенность в себе, позволяет быть честными и правдивыми, благодаря чему нам нечего скрывать, а это, в свою очередь стяжает нам доверие и дружбу.
Наше выживание и будущее зависят от других людей, они источник нашего счастья. Если я улыбнусь цветку, он останется равнодушным. Но если я улыбнусь другому человеку, он или она, как правило, подарят улыбку в ответ. Не проявляя теплоты и заботы о других, мы никогда не станем счастливыми.
Некоторые из более чем 1500 слушателей во время публичной лекции Его Святейшества Далай-ламы в Индийском институте технологий. Фото: Тензин Чойджор.
Как я уже говорил, люди – обладатели чудесного, блестящего мозга. Однако когда в нашем сознании властвуют гнев, конкуренция и зависть, мы легко поддаемся страху и беспокойству. Руководствуясь эгоизмом, мы забываем о нравственных принципах и дальновидности. Однако, когда мы сочетаем интеллектуальные способности с душевной теплотой, мы уважаем права других, искренне желаем им счастья и не хотим причинять им вреда.
Когда эмоции затуманивают наше сознание, мы не в состоянии использовать свои интеллектуальные способности, ясно мыслить и адекватно воспринимать реальность. Тут не обойтись без спокойного, ясного и непредвзятого сознания. Необходимо смотреть на происходящее с разных точек зрения, чтобы увидеть картину в целом. Если мы справимся, мы будем счастливее и в наших жизнях будет меньше стресса».
Затем Его Святейшество обратился к индийской тысячелетней традиции секуляризма, согласно которой в равной степени уважаются все вероисповедания, а также взгляды неверующих. Все религии передают послание любви и сострадания, приносящее мир, счастье и удовлетворение. И все же, поскольку один миллиард из семи миллиардов жителей нашей планеты не питают интереса к духовным материям, это религиозное послание не может достичь всех без исключения. Вот почему нам нужна светская этика.
Вид со сцены на конференц-зал Индийского института технологий во время публичной лекции Его Святейшества Далай-ламы «Счастье и жизнь без стресса». Фото: Тензин Чойджор.
Его Святейшество провел грань между теистическими и нетеистическими религиями. Теистические традиции, такие как иудаизм, христианство, ислам и некоторые ответвления индуизма, проповедуют веру в бога-творца, полного любви. Их последователи верят, что и они тоже должны относиться к творениям своего бога с любовью и состраданием. По мнению Его Святейшества, это очень мощная идея. Далее он объяснил, что нетеистические традиции, такие как некоторые направления школы самкья, джайнизм и буддизм утверждают, что у жизни нет начала, и следовательно существуют перерождения и карма. Однако, если в самкье и джайнизме утверждается существование атмана, независимого «я», буддизм учит о бессамостности, о несуществовании независимого «я», которое является лишь обозначением, наложенным на основу тела и сознания.
«Цель учений о бессамостности, – продолжил Его Святейшество, – помочь нам обуздать свои эмоции. Один мой американский друг, когнитивный психолог Аарон Бек, который лечит людей, склонных к гневу, говорил мне, что отрицательные чувства, которые вспыльчивые люди испытывают к объекту своего гнева, на 90% лишь проекции их собственного сознания. Это перекликается с учениями Нагарджуны о концептуальных умопостроениях. Будучи учеником Нагарджуны я по собственному опыту знаю, как размышления над его учением о том, что ничто не существует независимо, помогает ослабить беспокоящие эмоции. Это еще один путь обретения внутреннего мира и счастья.
Его Святейшество Далай-лама выступает в Индийском институте технологий с публичной лекцией «Счастье и жизнь без стресса». Фото: Тензин Чойджор.
В то же самое время Шантидева в своей поэме “Путь бодхисаттвы” разъясняет, как чрезмерное сосредоточение на себе порождает разрушительные эмоции, такие как гнев, и что противоядие гневу – альтруизм и душевная теплота.
Таким образом, каждый из нас может попытаться обуздать свои разрушительные эмоции, взрастить душевную теплоту и обрести покой ума. А после мы сможем поделиться своим опытом с нашими сестрами и братьями».
Ниврути Рай из ИИТ стала ведущей сессии вопросов и ответов. Его Святейшество сказал, что любому под силу измениться. Если мы, например, поисследуем, есть ли в гневе и разочаровании хоть какая-то ценность, то обнаружим, что гнев всегда бесполезен. Однако сострадание – противоядие ко многим разрушительным эмоциям. Поскольку гнев и сострадание взаимоисключающие эмоции, когда одна из них усиливается, другая ослабевает. Его Святейшество подчеркнул, как важно размышлять на подобные темы, глубоко с ними ознакамливаться и обретать убежденность в их истинности.
На вопрос, как оставаться сильным после смерти близкого человека, Его Святейшество посоветовал смотреть на вещи трезво. У любого живого существа, сказал он, будь то цветок или наше тело, есть начало и конец. Рождение и смерть – неотъемлемая часть жизни.
Одна из слушательниц задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе в ходе публичной лекции в Индийском институте технологий. Фото: Тензин Чойджор.
«Когда умер мой наставник, мне казалось, будто почва ушла у меня из-под ног, меня охватила большая печаль, – продолжил Его Святейшество. – Однако затем я подумал, что слезами делу не поможешь, так что гораздо лучше претворять в жизнь его пожелания».
Отвечая на вопрос другого слушателя, который стоял перед жизненным выбором, Его Святейшество посоветовал первым делом в полной мере задействовать свои интеллектуальные способности и неспешно все обдумать. Затем спросить совета хороших друзей. Прийти таким образом к заключению и после этого решительно действовать.
На вопрос, почему хорошие и невинные люди так часто страдают, Его Святейшество предположил, что если речь идет о голодающих, то виной тому пренебрежение людей, которые могли бы помочь, но не делают этого из-за отсутствия моральных принципов.
Вид на конференц-зал Индийского института технологий во время публичной лекции Его Святейшества Далай-ламы, на которую собралось более 1500 слушателей. Фото: Тензин Чойджор.
В заключение кто-то из зрителей спросил, эгоистичны ли люди по своей природе. Его Святейшество согласился, что нам свойственно заботиться о самих себе, однако посоветовал быть мудрыми эгоистами, а не глупыми. Принимая во внимание, насколько мы все взаимозависимы, весьма недальновидно думать только о себе, поэтому мудрые эгоисты обеспечивают собственную выгоду, заботясь об интересах других.
Когда встреча подошла к концу, Его Святейшество поблагодарил зрителей, которые пришли его послушать. Он попросил их поразмышлять над его словами и постараться претворять их в жизнь при каждом удобном случае.
Пока Его Святейшество медленно шел к дверям, люди стремились подойти к нему поближе – многие мечтали лично пообщаться с Его Святейшеством. Он покинул здание института и вернулся в отель. Завтра утром Его Святейшество улетает домой в Дхарамсалу.
Перевод: Ольга Селезнева.
На сцене Его Святейшество вместе с организаторами встречи зажег традиционный светильник. Ведущая Садхна Сривастав попросила директора ИИТ профессора В. Рамгопала Рао и исполнительного советника Санджива Джайна поднести Его Святейшеству в знак приветствия цветы и белый хадак. Парул Рай объяснила, что всегда мечтала дарить людям возможность воочию видеть и слушать людей, которых мы почитаем живыми легендами, поэтому она необыкновенно рада, что Его Святейшество принял приглашение. Она шутливо добавила, что это скорее случайность, чем умысел, что все эксперты на сцене – женщины.
Его Святейшество Далай-лама и организаторы встречи зажигают традиционный светильник в начале публичной лекции в Индийском институте технологий. Фото: Тензин Чойджор.
Произнося приветственную речь, Тиска Чопра призналась, что ее несколько пугает выступление на сцене ИИТ и обязанность представить зрителям Его Святейшество, которого «Нью-Йорк Таймс» называет самым известным человеком на планете. Она перечислила несколько вопросов, на которые ей очень хотелось бы получить ответы: «Действительно ли смысл нашей жизни в обретении счастья? Можно ли научиться состраданию? Что такое жизнь, прожитая не зря?»
Садхна Сривастав пригласила Его Святейшество к микрофону, и он произнес: «Уважаемые, дорогие сестры и братья, некоторые мои друзья и особенно бывший президент Ирландии Мэри Робинсон называют меня феминистским Далай-ламой, потому что я часто повторяю: во времена, когда так нужно продвигать сострадание, женщины должны выходить на лидирующие позиции. Научные эксперименты свидетельствуют о том, что женщины более восприимчивы и отзывчивы к боли других. Всех нас родили матери и большинство из нас выжили именно благодаря материнской любви и заботе.
На протяжении человеческой истории воины, убивавшие других, как правило были мужчинами. Мясники тоже в большинстве своем мужчины. Поэтому, как я уже упомянул, во времена, когда нам так нужны любовь и сострадание, я верю, что женщинам отведена особая роль.
Его Святейшество Далай-лама выступает в Индийском институте технологий с публичной лекцией «Счастье и жизнь без стресса». Фото: Тензин Чойджор.
Что касается счастья и жизни без стресса, каждое живое существо, способное переживать боль и удовольствие, хочет быть счастливым. Есть множество различных степеней счастья. Например животные, в том числе птицы, насекомые и рыбы, не наделены таким чудесным мозгом, как мы. Их жизни полностью сосредоточены вокруг переживаний, получаемых с помощью органов чувств. От этого зависит их выживание, именно поэтому у некоторых видов животных органы чувств развиты гораздо лучше наших.
У нас, с другой стороны, прекрасно развиты речь и мыслительный процесс, однако само по себе это не гарантирует, что наши идеи не могут привести к беде. Порой мы слишком много ожидаем от будущего или полностью потерялись в мыслях о прошлом, что рождает стресс и беспокойство.
Человек по природе своей склонен к состраданию и душевной теплоте, ведь именно так начинается наша жизнь. Без любви и нежности мы бы просто не выжили. Таким образом, необходимо сочетать наши естественные умственные способности с добросердечием. Душевная теплота дарит внутреннюю силу и уверенность в себе, позволяет быть честными и правдивыми, благодаря чему нам нечего скрывать, а это, в свою очередь стяжает нам доверие и дружбу.
Наше выживание и будущее зависят от других людей, они источник нашего счастья. Если я улыбнусь цветку, он останется равнодушным. Но если я улыбнусь другому человеку, он или она, как правило, подарят улыбку в ответ. Не проявляя теплоты и заботы о других, мы никогда не станем счастливыми.
Некоторые из более чем 1500 слушателей во время публичной лекции Его Святейшества Далай-ламы в Индийском институте технологий. Фото: Тензин Чойджор.
Как я уже говорил, люди – обладатели чудесного, блестящего мозга. Однако когда в нашем сознании властвуют гнев, конкуренция и зависть, мы легко поддаемся страху и беспокойству. Руководствуясь эгоизмом, мы забываем о нравственных принципах и дальновидности. Однако, когда мы сочетаем интеллектуальные способности с душевной теплотой, мы уважаем права других, искренне желаем им счастья и не хотим причинять им вреда.
Когда эмоции затуманивают наше сознание, мы не в состоянии использовать свои интеллектуальные способности, ясно мыслить и адекватно воспринимать реальность. Тут не обойтись без спокойного, ясного и непредвзятого сознания. Необходимо смотреть на происходящее с разных точек зрения, чтобы увидеть картину в целом. Если мы справимся, мы будем счастливее и в наших жизнях будет меньше стресса».
Затем Его Святейшество обратился к индийской тысячелетней традиции секуляризма, согласно которой в равной степени уважаются все вероисповедания, а также взгляды неверующих. Все религии передают послание любви и сострадания, приносящее мир, счастье и удовлетворение. И все же, поскольку один миллиард из семи миллиардов жителей нашей планеты не питают интереса к духовным материям, это религиозное послание не может достичь всех без исключения. Вот почему нам нужна светская этика.
Вид со сцены на конференц-зал Индийского института технологий во время публичной лекции Его Святейшества Далай-ламы «Счастье и жизнь без стресса». Фото: Тензин Чойджор.
Его Святейшество провел грань между теистическими и нетеистическими религиями. Теистические традиции, такие как иудаизм, христианство, ислам и некоторые ответвления индуизма, проповедуют веру в бога-творца, полного любви. Их последователи верят, что и они тоже должны относиться к творениям своего бога с любовью и состраданием. По мнению Его Святейшества, это очень мощная идея. Далее он объяснил, что нетеистические традиции, такие как некоторые направления школы самкья, джайнизм и буддизм утверждают, что у жизни нет начала, и следовательно существуют перерождения и карма. Однако, если в самкье и джайнизме утверждается существование атмана, независимого «я», буддизм учит о бессамостности, о несуществовании независимого «я», которое является лишь обозначением, наложенным на основу тела и сознания.
«Цель учений о бессамостности, – продолжил Его Святейшество, – помочь нам обуздать свои эмоции. Один мой американский друг, когнитивный психолог Аарон Бек, который лечит людей, склонных к гневу, говорил мне, что отрицательные чувства, которые вспыльчивые люди испытывают к объекту своего гнева, на 90% лишь проекции их собственного сознания. Это перекликается с учениями Нагарджуны о концептуальных умопостроениях. Будучи учеником Нагарджуны я по собственному опыту знаю, как размышления над его учением о том, что ничто не существует независимо, помогает ослабить беспокоящие эмоции. Это еще один путь обретения внутреннего мира и счастья.
Его Святейшество Далай-лама выступает в Индийском институте технологий с публичной лекцией «Счастье и жизнь без стресса». Фото: Тензин Чойджор.
В то же самое время Шантидева в своей поэме “Путь бодхисаттвы” разъясняет, как чрезмерное сосредоточение на себе порождает разрушительные эмоции, такие как гнев, и что противоядие гневу – альтруизм и душевная теплота.
Таким образом, каждый из нас может попытаться обуздать свои разрушительные эмоции, взрастить душевную теплоту и обрести покой ума. А после мы сможем поделиться своим опытом с нашими сестрами и братьями».
Ниврути Рай из ИИТ стала ведущей сессии вопросов и ответов. Его Святейшество сказал, что любому под силу измениться. Если мы, например, поисследуем, есть ли в гневе и разочаровании хоть какая-то ценность, то обнаружим, что гнев всегда бесполезен. Однако сострадание – противоядие ко многим разрушительным эмоциям. Поскольку гнев и сострадание взаимоисключающие эмоции, когда одна из них усиливается, другая ослабевает. Его Святейшество подчеркнул, как важно размышлять на подобные темы, глубоко с ними ознакамливаться и обретать убежденность в их истинности.
На вопрос, как оставаться сильным после смерти близкого человека, Его Святейшество посоветовал смотреть на вещи трезво. У любого живого существа, сказал он, будь то цветок или наше тело, есть начало и конец. Рождение и смерть – неотъемлемая часть жизни.
Одна из слушательниц задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе в ходе публичной лекции в Индийском институте технологий. Фото: Тензин Чойджор.
«Когда умер мой наставник, мне казалось, будто почва ушла у меня из-под ног, меня охватила большая печаль, – продолжил Его Святейшество. – Однако затем я подумал, что слезами делу не поможешь, так что гораздо лучше претворять в жизнь его пожелания».
Отвечая на вопрос другого слушателя, который стоял перед жизненным выбором, Его Святейшество посоветовал первым делом в полной мере задействовать свои интеллектуальные способности и неспешно все обдумать. Затем спросить совета хороших друзей. Прийти таким образом к заключению и после этого решительно действовать.
На вопрос, почему хорошие и невинные люди так часто страдают, Его Святейшество предположил, что если речь идет о голодающих, то виной тому пренебрежение людей, которые могли бы помочь, но не делают этого из-за отсутствия моральных принципов.
Вид на конференц-зал Индийского института технологий во время публичной лекции Его Святейшества Далай-ламы, на которую собралось более 1500 слушателей. Фото: Тензин Чойджор.
В заключение кто-то из зрителей спросил, эгоистичны ли люди по своей природе. Его Святейшество согласился, что нам свойственно заботиться о самих себе, однако посоветовал быть мудрыми эгоистами, а не глупыми. Принимая во внимание, насколько мы все взаимозависимы, весьма недальновидно думать только о себе, поэтому мудрые эгоисты обеспечивают собственную выгоду, заботясь об интересах других.
Когда встреча подошла к концу, Его Святейшество поблагодарил зрителей, которые пришли его послушать. Он попросил их поразмышлять над его словами и постараться претворять их в жизнь при каждом удобном случае.
Пока Его Святейшество медленно шел к дверям, люди стремились подойти к нему поближе – многие мечтали лично пообщаться с Его Святейшеством. Он покинул здание института и вернулся в отель. Завтра утром Его Святейшество улетает домой в Дхарамсалу.
Перевод: Ольга Селезнева.
Похожие новости: