Далай-лама: нам нужно четко понимать, кто перед нами ― монах или мирянин

17-03-2011, 13:23  |  Напечатать

Далай-лама: нам нужно четко понимать, кто перед нами ― монах или мирянин
Его Святейшество Далай-лама во время учений, дарованных им по просьбе буддистов из Тайланда.
Дхарамсала, Индия. 15 марта 2011. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)


В Дхарамсале, Индия, завершились учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов Тайланда. Духовный лидер давал комментарии к двум текстам, которые он нередко выбирает для кратких учений: трудам Гьялсэ Тогме Сангпо «37 практик Бодхисаттвы» и Камалашилы «Срединные ступени медитации».

По признанию духовного лидера, выбору текстов для объяснений предшествовали долгие размышления. Первоначально он планировал дать комментарии к трактату, который был бы общим для последователей и Махаяны, и Тхеравады и был бы доступен как на тибетском языке, так и на пали. В качестве возможных вариантов Далай-лама рассматривал «Сутру о Четырех Благородных Истинах» и «Дхаммападу», однако впоследствии все же остановил свой выбор на «Срединных ступенях медитации» Камалашилы.

«В прошлом у нас не было тесных контактов с последователями палийского канона, ― объяснил Его Святейшество Далай-лама в обращенной к тайским буддистам вступительной речи, ― и когда вы попросили меня прочитать вам лекции по буддийской Дхарме, то, поразмыслив, я выбрал текст основного ученика Шантаракшиты, Камалашилы».

По мнению Далай-ламы, текст Камалашилы о созерцании, написанный им в Тибете и предназначенный преимущественно для тибетской аудитории, позволит тайским буддистам «открыть что-то новое для себя» и «вернуться из Дхарамсалы с новыми идеями».

Его Святейшество Далай-лама вспомнил, как в середине 1960-х совершал паломничество в Тайланд и «был воодушевлен» увиденным.

«Тайланд ― это буддийская страна со множеством храмов, статуй и множеством монахов. Естественно, среди многих тысяч монахов найдутся и те, что ведут себя неподобающе, но в целом Тайланд ― настоящая буддийская страна, где практика Винаи, нравственной дисциплины, находится на очень высоком уровне», ― рассказал духовный лидер, подчеркнув, что «был под большим впечатлением от нравственной дисциплины тайских монахов».

Далай-лама отметил, что свод монашеской дисциплины (Винаи), а также основополагающие учения о Четырех Благородных Истинах и 37 факторах Пробуждения, являются общими как для последователей распространенной в Тибете Махаяны, так и для традиционной для Тайланда Тхеравады.

Подчеркивая важность Винаи для буддистов Махаяны, Далай-лама коснулся истории распространения буддизма в Тибете. «Настоятель Шантаракшита, прибывший в Тибет в 8 столетии по приглашению тибетского царя Трисонга Децена, был монахом и неукоснительно соблюдал Винаю. Таким образом, монашеская дисциплина была неотъемлемой частью того буддизма, который он принес в Тибет», ― подчеркнул Далай-лама, добавив, что различия между палийским и санскритским сводом монашеской дисциплины невелики: в Махаяне монахи держат 253 обета, в Тхераваде ― около 220.

По мнению духовного лидера, монахи всех направлений буддизма «должны изучать Дхарму, быть смиренными, вести простую жизнь и посвящать себя медитации». Он вновь жестко отозвался о тех людях, которые позволяют себе носить монашеские одеяния, не являясь монахами. «Это причина упадка буддийской Дхармы», ― считает Далай-лама.

«В Тибете мы делили практиков Дхармы на две категории: к первой относили монахов, которые хранили в чистоте монашеские обеты, а ко второй ― тантрических практиков, которые носили белые одеяния и длинные волосы».

Приводя примеры, Далай-лама упомянул о «карпо намсум» ― трех наставниках в белых одеяниях традиции Сакья. «Из пяти патриархов линии Сакья двое были монахами, хранившими обеты безбрачия, а трое ― мирянами. В линии Кагью есть монахи, например Гампопа (Дагпо Лхардже), а есть миряне, такие как Джецун Миларепа», ― пояснил духовный лидер, добавив, что «нам нужно четко понимать, кто перед нами ― монах или мирянин».

«Если вы монах, то носите соответствующие монашеские одежды. Но если вы их надели, то обязаны соблюдать обет безбрачия», ― заявил Далай-лама, подчеркнув, что «путаница в одеждах» недопустима и чревата большими трудностями.

О проблеме ношения монашеских одеяний людьми, не являющимися буддийскими монахами, упоминал в этом году и 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже на учениях, приуроченных к Большому молитвенному собранию линии Кагью в Бодхгае. «Если человек совершает подношения монаху, то накапливает огромные духовные заслуги, ибо делает подношения одной из Трех Драгоценностей буддизма ― Драгоценности Сангхи. Но если перед ним всего-навсего переодетый мирянин, то он в лучшем случае практикует щедрость», ― отметил Кармапа, добавив, что духовные лица еще и по этой причине не должны вводить в заблуждение мирян.

Духовные лидеры буддизма не впервые привлекают внимание широкой публики к проблемам буддийского монашества. В эксклюзивном интервью РИА Новости, состоявшемся по окончании учений для буддистов России 2010 года, Далай-лама подчеркивал, что люди, вступающие на путь монашества «должны знать буддийское учение; знать, что значит быть хорошим монахом; в чем истинная цель монаха; чем полезно монашество…. Только в этом случае у них появляется искреннее желание следовать монашескому пути».

«А иначе, случается так, что люди поступают в монастыри, лишь для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь. У них нет истинного намерения достичь высокой духовной цели», ― заявил Далай-лама, возложив дополнительную ответственность за чистоту монашества и на администрацию соответствующих монастырей. «Монастырская администрация должна состоять из высоко квалифицированных монахов, настоятель должен быть монахом, и тогда он будет поддерживать строгую дисциплину в монастыре».

Юлия Жиронкина
Просмотров: 6 725  |  Тэги: Учения Тайланд монашество
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Видео. Сангнак Тензин Ринпоче. Учения по практике тренировки ума (лоджонг). Занятие 11
Одиннадцатое занятие досточтимого Сангнака Тензина Ринпоче из цикла «ТРАДИЦИЯ ДЗОГЧЕН», посвященное практикам тренировки ума (лоджонг). Занятие состоялось 13 января 2022 г. Сангнак Ринпоче – ...

Санал-гелюнг и геше Эрдэм проведут совместную практику Тары
Фонд «Дрепунг Гоманг Центр» с радостью сообщает, что 26 января в 19:00 (мск) Санал-гелюнг и геше Эрдэм проведут практику Зелёной Тары. Санал-гелюнг и геше Эрдэм – монахи Сангхи Дрепунг Гоманга, ...

Буддийский монах в Германии спас пожилого мужчину от зимней стужи: угостил мандаринами и напоил чаем
Тепло, чай и мандарины. Немецкий почитатель Будды спас от холода жителя дома престарелых, который случайно оказался на улице в мороз. Монах по имени Прапаибункит Силапонг приютил пожилого человека в ...

Основные разделы сайта