Далай-лама призвал монгольские народы развивать в себе "дух Чингисхана"
29-06-2010, 20:28 | Напечатать
25 июня в рамках своего масштабного визита в Японию Его Святейшество Далай-лама провел отдельную встречу с представителями монгольских народов. На аудиенции в городе Йокогама, где Его Святейшество Далай-лама дал учения по тексту «Восхваление взаимозависимого возникновения» присутствовал верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, а также руководители фонда «Сохраним Тибет».
Комментируя встречу Его Святейшества Далай-ламы с буддистами Монголии, Внутренней Монголии и Синцзян-Уйгурского района и Калмыкии, назвал ее «чрезвычайно важным моментом единения монголов разного происхождения».
«Далай-лама дал нам важное наставление, сказав, что монголам необходимо вновь возродить в себе «дух Чингисхана», то есть мужество и уверенность в собственных силах. Мне кажется, это особенно важно в наше время, когда мы переживаем экономический кризис, разрушение окружающей среды и превосходство материальных ценностей над духовными», – отметил Тэло Тулку Ринпоче, добавив, что каждый участник подобных встреч с духовным лидером буддистов, проходят они в Монголии или других странах, может считать себя крайне удачливым.
«Его Святейшество Далай-лама – неиссякаемый источник вдохновения, и каждая встреча с ним уникальна и не похожа на предыдущую», – подчеркнул Верховный лама Калмыкии, в прошлом месяце принимавший участие в подготовке визита Далай-ламы в Блумингтон, США, который был организован Тибетско-монгольским культурным центром.
«Каким бы напряженным ни был график Его Святейшества, и сколько бы людей не стремилось к встрече с ним, в его сердце всегда уготовано особое место для монгольских народов», – добавил Тэло Тулку Ринпоче.
Обращение Далай-ламы к монгольским народам
Сегодня у меня появилась возможность встретиться собратьями и сестрами из Монголии, и я очень этому рад, и приветствую всех вас. Вот уже тысячу лет Тибет и Монголию связывают уникальные отношения. Выделяют три основных периода распространения буддизма в Монголии: ранний, средний и поздний. На протяжении всех этих трех периодов буддизм приходил в Монголию из Тибета.
Я впервые посетил Монголию В 1979 году и отметил тогда, что все молитвы в главном монастыре Гандан Текченлинг читают на тибетском языке. Монголы отправлялись в Тибет изучать буддийскую философию, а завершив обучение, они сами составляли тексты на тибетском языке – это свидетельствовало об уникальных узах, связывающих наши народы.
Большинство из вас приехали из Монголии, независимой страны, но некоторые – из Внутренней Монголии, [входящей в состав КНР]. В 1953 году я посещал Пекин, и каждый день жители Внутренней Монголии искали возможность получить у меня аудиенцию. А в собственно Монголии я неоднократно бывал с 1979-го года.
Далай-лама вновь призвал монгольские народы развивать в себе Когда я говорю: «Монголы…», то мне на ум сразу же приходит кумыс. Удается ли вам раздобыть кумыс в Японии?
Титул «Далай-лама» был пожалован монголами Третьему Далай-ламе, и с тех пор его носили все последующие воплощения. Это еще одно свидетельство уникальных отношений между Монголией и Тибетом.
С самого детства я изучал буддийскую философию, и один из моих партнеров по философскому диспуту был родом из Внутренней Монголии. Из семи партнеров по диспуту он был самым лучшим, по-настоящему блестящим ученым.
Надо было мне в те времена немного подучить монгольский язык. Тринадцатый Далай-лама прожил в Монголии год или два, и он очень хорошо говорил по-монгольски. Возвратившись из Монголии в Тибет, он носил монгольское платье. За время своего пребывания в Монголии ему очень полюбился кумыс, и [во дворце Потала] он держал несколько кобылиц специально для этой цели.
Впоследствии в истории Монголии произошли трагические события, но сегодня Монголия стала независимой страной. Пользуясь этой вновь обретенной свободой, монголы, проживающие в Монголии, а также калмыки, буряты и тувинцы, живущие в Российской Федерации, восстанавливают буддизм.
В тибетских монастырях, воссозданных нами в изгнании (прежде всего, в Дрепунге), обучается около 300 монахов из Монголии и Российской Федерации, изучающих буддийскую философию. Есть у нас в монастырях и три-четыре ученика из Внутренней Монголии. Мы, тибетцы, находимся в Индии в статусе беженцев, но мы живем вместе с монголами, как братья и сестры.
Кто из вас, монголов, проживающих в Японии, учится в университетах?
Изучать современные отрасли знания чрезвычайно важно. Несколько лет назад в Монголии праздновали 800-летие империи Чингисхана. Тогда я поделился с монголами своими мыслями. Я сказал им: сегодня, когда вы чествуете Чингисхана, вы должны постараться возродить в своих сердцах дух Чингисхана, взрастить смелость, решимость и мужество. Чингисхан направлял эти качества на покорение других народов, вы же должны направить их на созидание.
Когда я встречался с монголами, обучающимися в университетах в Европе и Америке, я обращался к ним с этим наставлением. Сегодня, поскольку мне довелось встретиться с вами, я решил передать и вам эту просьбу.
Наряду с изучением современных областей знания, вы должны в равной мере изучать и буддизм. Хотя среди монголов встречаются и христиане, и мусульмане, но Монголия в целом – буддийская страна. Для буддистов недостаточно просто молиться и совершать благопожелания. На тибетский язык переведено свыше 300 томов учений: 100 из них составляет Кагьюр и 200 – Тенгьюр, комментарии, составленные индийскими наставниками. Недостаточно просто хранить эти тексты на алтаре. Индийские наставники написали свыше 200 томов комментариев к Слову Будды, которые, в свою очередь, комментировали тибетские учителя. Это наглядно показывает нам, что эти тексты предназначены для изучения.
Среди многообразных религиозных традиций именно буддийские монахи посвящают больше всего времени и сил обстоятельному изучению философии. Ученые говорят, что библиотеки для хранения книг первыми появились именно в буддийских монастырях. Как правило, мы храним Кагьюр и Тенгьюр только лишь для того, чтобы периодически выражать ему знаки почтения. Но на самом деле, это неправильно. Кагьюр и Тенгьюр предназначены для изучения. Поэтому я обычно говорю тибетцам, а также китайцам, японцам и корейцам и вьетнамцам, которые следуют буддизму Махаяны: вы должны быть буддистами 21-го века, а это означает, обладать всесторонними знаниями современных областей науки и буддийской философии.
Порой я в шутку говорю своим друзьям, индусам: вы читаете шлоки из Упанишад, однако не изучаете их и не размышляете над их смыслом. То же касается и японцев, они читают Сутру Сердца, но не изучают ее. Это признак отсталости. Среди тибетцев также есть люди, которые знают тексты наизусть, но не изучают их. Постигать смысл текстов крайне важно.
Вам, как студентам, так и пожилым, очень важно изучать избранные вами отрасли современного знания и одновременно постигать Учение Будды, тогда вы получите ясное представление о том, что такое буддизм. В современном мире даже ученые в Америке и других странах начинают проявлять интерес к тем знаниям, которые накоплены в буддизме. Прежде всего, их интересует буддийская наука о функционировании сознания.
Далай-лама вновь призвал монгольские народы развивать в себе В буддийской традиции выделяют два типа практикующих: с малыми и большими способностями. Те люди, которые обладают малыми способностями, практикуют буддизм на уровне веры, а те, кто обладает большими способностями, изучают буддизм с опорой на логический анализ.
Учения о вере, преданности и любви встречаются как в буддизме, так и в других религиозных традициях. Буддизм же отличает то, что эти учения о любви, сострадании и т.д. дополняются учениями о развитии мудрости.
Вопросы к Его Святейшеству Далай-ламе
– В японской традиции делается акцент на однонаправленное сосредоточение (шаматху), в тибетской же – подчеркивается необходимость изучения философии. Кто же прав?
В VIII веке по приглашению тибетского царя в Тибет прибыл индийский наставник Шантаракшита, который даровал тибетцам монашеские обеты. С его помощью тибетцы начали изучать буддийскую философию. Однако впоследствии один из китайских монахов стал утверждать, что изучать буддизм не так важно, но важно – медитировать. Тогда же в Тибет прибыл Камалашила, уделявший равное значение и изучению буддизма, и медитации. Обе составляющих значимы, однако одной медитации недостаточно, говорил он, и в подтверждение правоты этого довода преподавал в Тибете буддийскую Дхарму.
Для того чтобы медитировать, необходимо опираться на мудрость. Буддийская медитация в этом смысле отлична от небуддийской.
На первом этапе мы изучаем буддийское учение, до тех пор пока не придем к выводу, как именно мы будем выстраивать свою медитацию. К этому выводу можно прийти в процессе размышления над буддийским учением. После того как в процессе размышления мы достигаем определенного уровня понимания, мы переходим к медитации. Такова последовательность действий в буддизме.
Безусловно, медитировать и развивать шаматху очень важно, потому что без однонаправленного сосредоточения человеку очень трудно стать Буддой.
Тибетский буддизм содержит полное Учение Будды: для внешнего уровня у нас есть практика Винаи (монашеской дисциплины), для внутреннего – практики Бодхисаттвы, а для тайного – тантрические практики.
– Вы подчеркиваете, что очень важно изучать Учение Будды, однако в главном храме Монголии в основном проводят пуджи и ритуалы. Говорили ли вы об этом, когда приезжали в Монголию?
Сразу же после того, как я оказался в изгнании, я обратился с просьбой к буддийским монастырям, мужским и женским, делать основной упор на изучение буддийской философии. В тех монастырях, где до того времени не изучали философию, были затем введены подобные занятия. Даже в женских монастырях были введены курсы изучения философии.
Далай-лама вновь призвал монгольские народы развивать в себе Монашеские институты с изучением буддийской философии вскоре появились и в Гималайском регионе. В различных тибетских монастырях Индии сегодня обучается свыше тысячи монахов и монахинь из различных областей гималайского региона. Все они изучают буддийскую философию.
В монгольских монастырях также необходимо обратить внимание на постижение философии. В 1979 году, когда я впервые посетил Монголию, это была еще коммунистическая страна. В одном из музеев я видел изображения монаха с широко распахнутым ртом, в который входили бедняки. Эта картина должна была символизировать жестокую эксплуатацию, которой духовенство подвергало местное население. В Китае коммунисты также говорили, что буддизм необходим исключительно для эксплуатации людей.
Западные ученые сегодня проявляют интерес к буддизму вовсе не оттого, что хотят найти в буддизме новое средство эксплуатации. Наверное, справедливым будет утверждение, что для того чтобы понять суть буддизма, нужно быть ученым.
Нередко в своем понимании буддизма мы опираемся на слепую веру. Даже среди тибетцев найдется немало таких людей, руководствующихся слепой верой. Однако очень важно изучать буддийское Учение, чтобы наша вера основывалась на убеждении, обретенном в ходе логического анализа. Если вера основана на постижении, то она будет неколебимой. Без постижения, без логического анализа вера окажется довольно хрупкой.
Нужна ли духовность современному обществу? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно о проанализировать, какое общество счастливее: то, в котором есть религия, или то, где ее нет?
– Я из Внутренней Монголии, мне доводилось бывать в том месте, где вы родились. Сейчас я учусь в Японии, не могли бы вы дать мне свое благословение на успешное продолжение учебы.
Одних благословений и молитв недостаточно, нужно учиться.
Один тибетский наставник сказал: естественно, медитации и практики, связанные с Манджушри, способствуют развитию мудрости. Но если сравнивать месячное затворничество по практикам Манджушри, с месяцем, посвященным освоению буддийской философии, например, начального курса, называемого «Собрание тем», с помощью философского диспута, то изучение философии гораздо существеннее продвинет вас в развитии мудрости, нежели затворничество.
– Меня очень вдохновили ваши слова о важности изучения буддийской философии. Когда я вернусь на родину, мне хотелось бы открыть учебное заведение, где люди могли бы постигать Учение.
Многие проблемы и трудности, с которыми сталкивается современный мир, порождены человеком. Эти проблемы возникают, потому что у людей нет целостной картины происходящего. Совершенно очевидно, что человечеству недостает понимания важности морально-нравственных принципов. Эта проблема наблюдается и в Китае. Если, несмотря на все материальное развитие общества, у людей нет опоры на нравственные принципы, то тогда едва ли можно ожидать развития общества в подлинном смысле этого слова.
Счастье не приходит само по себе, его основой является покой ума. Верующий вы человек или нет, высокие нравственные принципы необходимы всем.
В наши дни в Америке и Канаде многие ученые и эксперты начинают говорить о том, что в современной системе образования ощущается острая нехватка знаний о морально-нравственных принципах, и потому эта тема становится предметом живого обсуждения.
И если мы хотим привить обществу интерес к морально-нравственным ценностям, то буддизм может внести здесь весьма существенный вклад.
Все религии учат любви и состраданию, однако буддизм подводит под это основу из логических размышлений. В буддизме преподавание ведется с опорой на логику – это особенно верно для традиции Наланды, которая берет начало от таких выдающихся учителей, как Нагарджуна и Арьядева. Все эти наставники излагали буддизм с опорой на логику.
Западные ученые говорят, что буддизм – это не религия, но наука о функционировании ума. Я выделяю в буддизме три основных категории: буддийская наука, буддийская философия и буддийская вера.
Изучать буддизм очень важно. Даже если вы не питаете веры в буддизм, необходимо постигать буддийскую философию и науку.
Те из вас, кто получает образование в Японии, если у вас впредь появится такая возможность, вы можете продолжить свое обучение в Университете высшей тибетологии в Сарнатхе и других учебных заведениях тибетского сообщества в Индии. Мы будем рады видеть вас в стенах наших институтов. Не имеет значения, монах вы или мирянин, вы можете приехать и получить знания по буддийской философии. Вы можете также приехать для обучения в Дхарамсалу, монах вы или мирянин.
– Я читала вашу книгу «Моя страна, мой народ», она в нашей семье хранится на священном месте. В этой книге вы говорите, что в вас нет ничего особенного, что вы не бог, но такой же человек, как и мы, который черпает вдохновение в постижении законов бытия. Мне очень понравилась эта книга, но одновременно я была очень удивлена тому, что вы обычный, нормальный человек. И я подумала, кто же теперь будет мне богом, в кого мне верить? И можно ли самому стать богом?
Все живые существа обладают Татхагатагарбхой, природой Будды, которая и служит основной причиной, приводящей нас к состоянию Будды. Для того чтобы пробудить в себе эту природу, необходимо развивать мудрость постижения пустоты и Бодхичитту.
В «Бодхичарья-аватаре» сказано, что вы не должны предаваться самоуничижению, думая, что у вас не получится достичь Просветления, ведь, сам Будда сказал, что даже мухи и другие маленькие существа обладают природой Будды. Если они приложат усилие, то смогут стать Буддами. И уж конечно, если мы, люди, приложим усилия со своей стороны, то непременно станем Буддами.
Юлия Жиронкина
По материалам синхронного перевода Тензина Цепака
Фото: Андриан Мельников
Просмотров: 7 497
Похожие новости: