Его Святейшество Далай-лама назвал главных учеников посвящения Калачакры
2-01-2012, 12:22 | Напечатать
Предварительные ритуалы перед началом построения песочной мандалы Калачакры.
Бодхгая, Индия. 1 января 2012
В первый день нового года по западному календарю духовный лидер тибетского буддизма Его Святейшество Далай-лама провел первое публичное учение в рамках тантрического посвящения Калачакры, которое в последующие десять дней будет проходить в индийском местечке Бодхгая.
Хотя точное число участников важнейшего посвящения будет объявлено позже, по предварительным подсчетам в Бодхгае ожидалось свыше 200 тысяч паломников из разных стран мира, в том числе не менее тысячи россиян.
Основными учениками, ориентируясь на которых Далай-лама будет даровать это посвящение раздела высшей йога-тантры, духовный лидер назвал многочисленных тибетцев, намеренно прибывших из Тибета на посвящение Калачакры.
«Мы с вами не так часто встречаемся и общаемся друг с другом, у вас нет возможности регулярно приезжать на учения в Индию. А в самом Тибете тибетский буддизм и тибетский язык доставляют неудобства китайским властям, и они налагают большие ограничения на изучение и практику буддизма», ─ сказал Далай-лама, обращаясь к тибетцам из исторических регионов У-Цанг, Кам и Амдо.
Выразив радость от того, что паломникам из Тибета удалось преодолеть все преграды и принять участие в посвящении Калачакры, Его Святейшество Далай-лама назвал их «основными учениками» нынешнего посвящения, к числу которых он также отнес и китайцев, преимущественно из материкового Китая.
«Китайцы из материкового Китая со времен своих далеких предков считали себя буддистами. Безусловно, мы вправе называть Китай буддийской страной. Несмотря на все трудности, вы проявляете интерес к буддийской Дхарме; вас я также считаю основными ученикам», ─ добавил он.
Обращаясь к ученикам, львиную долю которых составляют выходцы из регионов, традиционно исповедующих буддизм (из Тибета, Китая, Монголии, Кореи, Японии, Шри-Ланки, Камбоджи и других стран), Его Святейшество Далай-лама вновь подчеркнул, что буддизм ─ это не только поклонение и вера, но прежде всего «средство преобразования, улучшения ума».
«Мы не можем довольствоваться словами: “Я принимаю прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе”, при этом не изучая Учение и не претворяя его на практике, ─ отметил он. ─ У нас есть вера и преданность, и подчас нам кажется, что этого достаточно. Однако, чтобы быть буддистами 21-го столетия, нужно изучать Дхарму; понимать, как достигается состояние Будды, которое характеризуется наличием четырех тел будды; как обретается всеведущий ум будды».
Предварительные ритуалы перед началом построения песочной мандалы Калачакры.
Бодхгая, Индия. 1 января 2012
По словам Далай-ламы, очень важно понять, как преобразовать «наш необузданный ум, полный негативных проявлений. Именно его мы должны изменить, чтобы постепенно стать всеведущим буддой».
Усматривая изъян в том, что в Тибете, а в последние пятьдесят лет и в эмиграции, люди по большей части считают изучение классических буддийских сочинений уделом монахов, получающих философское образование в великих монастырских университетах, Далай-лама подчеркнул, что хотел бы, чтобы паломники вернулись домой, хотя бы отчасти углубив свое понимание Дхармы.
«Будет печально, если, возвратившись назад, вы скажете: “Ездил в Индию, получил посвящение Калачакры, но так ничего и не понял», ─ отметил он.
Для того чтобы помочь паломникам из разных стран вернуться домой с багажом новых духовных знаний, Его Святейшество Далай-лама по традиции предваряет посвящение Калачакры трехдневными учениями по буддийской философии.
Как подтверждение действенности такого подхода Его Святейшество рассказал историю об одном весьма сведущем в буддийской Дхарме паломнике из местечка Пенпо в Центральном Тибете, однажды посещавшем посвящение Калачакры в Индии.
«В тот год во время предварительных учений я разъяснял «Бодхичарья-аватару» (Путь бодхисатвы») Шантидевы. После того как посвящение Калачакры завершилось, я встретился с этим паломником и спросил его мнение о том, как оно прошло. Он ответил: “Это было огромное благословение получить посвящение Калачакры, но что особенно мне помогло, так это учения по «Бодхичарья-аватаре»”. Он добавил, что до этих учений не слишком хорошо понимал суть буддизма, а теперь он вернется в Тибет, и постарается объяснить тибетцам, в чем она состоит», ─ рассказал Его Далай-лама, призвав участников посвящения задуматься о словах этого паломника и, по возможности, последовать его примеру.
Для предварительных учений в этом году Его Святейшество Далай-лама выбрал сразу несколько сочинений буддийских философов и практиков: текст Камалашилы «Срединные ступени медитации», Гьялсэ Тогме Сангпо «37 практик бодхисаттвы», геше Лангри Тангпы «Восемь строф о тренировке ума», Нагарджуны «Хвала превзошедшему мир», Куну Ринпоче «Драгоценный светильник, зажженный в честь бодхичитты».
Желая подготовить паломников к восприятию его комментариев к этим важным буддийским текстам, духовный лидер предложил им разбиться на группы по основным регионам и на протяжении двух последующих дней, пока будут идти связанные с посвящением Калачакры ритуальные церемонии, уделить время обсуждению основ буддизма. По замыслу Его Святейшества Далай-ламы, помочь паломникам в этом должны монахи из соответствующих регионов, уже завершившие обучение в крупных тибетских монастырях Индии.
По мнению Далай-ламы, такие дополнительные занятия могут оказаться особенно полезными для тибетцев, прибывших на посвящение Калачакры из двух исторических провинций Тибета ─ Кама и Амдо, поскольку жители этих регионов не понимают диалект центрального Тибета и восприятие учений представляет для них определенные сложности. Кстати сказать, языки провинций Кам и Амдо входят в число 18 языков, на которые осуществляется синхронный перевод посвящения Калачакры. Среди других языков ─ китайский, корейский, японский, английский, французский, испанский, итальянский, русский, а также не столь очевидные ─ бутанский, хинди и язык гималайского местечка Мон.
Далай-лама читает заключительные молитвы после завершения ритуала "принятия учеников".
Бодхгая, Индия. 1 января 2012.
По завершении своего выступления Его Святейшество Далай-лама провел предваряющий посвящение Калачакры ритуал «принятия учеников», который, по его словам, по традиции выполняется «для узкого круга учеников, прежде всего для основных спонсоров». (Основным спонсором учений этого года стала семья главного министра штата Аруначал Прадеш Шри Дордже Кханду, трагически погибшего при крушении вертолета в апреле 2011). Его Святейшество Далай-лама отметил, что, поскольку на этот раз на посвящение Калачакры в Бодхгае собралось множество людей из разных стран, он решил сделать эту церемонию публичной.
Говоря о предстоящем посвящении Калачакры, духовный лидер отметил, что считает особенно важным тот факт, что оно проходит на священной земле Бодхгаи.
«Бодхгая – святое место, где 2 600 лет тому назад Будда обрел просветление. Это место посещали многие тибетские наставники и переводчики, которые приходили в Тибет для изучения буддизма. Рассказывают, что один из них даже стал настоятелем монастыря в Бодхгае», – объяснил Далай-лама.
«Великие китайские наставники в свое время также посещали это святое место, превозмогая на своем пути многие трудности. Так что это место считают священным все последователи буддизма. Они приходят сюда, чтобы совершать поклонения и подношения. Это самое святое место для всех буддистов», – пояснил он.
Согласно авторитетному высказыванию, которое привел сегодня Его Святейшество Далай-лама, получение посвящения Калачакры в Бодхгае равнозначно семи аналогичным посвящениям, полученным в других местах.
Юлия Жиронкина
Фото: Игорь Янчеглов