Буддисты в России – больше не «японские шпионы»

17-07-2011, 12:52  |  Напечатать

На протяжении четырех поколений советские власти упорно преследовали буддистов, именуя их «японскими шпионами». Теперь, спустя 20 лет после падения коммунизма и развала СССР, буддизм в некоторых районах Сибири и Дальнего Востока переживает колоссальный подъем. Подробности об этом – в видеорепортаже Джеймса Брука из Улан-Удэ.



Барабаны, драконы, колокола, монотонные песнопения, все это наводит на мысли о Тибете. Но мы находимся на берегу озера Байкал, и буддийские монахи говорят здесь по-русски.

Йондон: Бабушка была буддисткой, она хорошо знала буддийский канон. Потом передала это знание маме.

Йондон Улгутуев преподает философию в Иволгинском дацане, главном буддийском монастыре России. По его словам, когда он изучал буддизм в Индии, никто не верил, что он из России.

Йондон: Спрашивают, ты откуда? Я говорю, из России. Большинство не верят. Как это из России, ты на россиянина не похож. Да ведь я и есть россиянин.

Двадцатипятилетний Йондон, как и более миллиона жителей постсоветской России, решил вернуться к вере своих предков. В царской России к тибетскому буддизму покоренных монголоидных народов Центральной Азии относились снисходительно. Но советские власти повели против него безжалостную войну. Храмы и монастыри сровняли с землей, древние рукописи пустили на самокрутки. Сотни священнослужителей были расстреляны, остальные сосланы в лагеря.

Монахиня Тензин Чойдрин рассказывает, как коммунисты уничтожали буддийскую культуру и цивилизацию.

Тензин Чойдрон: В результате коммунистических репрессий почти полностью была уничтожена буддийская система мировоззрения, разрушены основы традиционного образа жизни, традиционная система ценностей.

При советской власти буддистам пришлось уйти в подполье. Однако властям не удалось до конца ликвидировать исконную веру в ее исторических оплотах: в Калмыкии, Туве, Бурятии. После продолжавшихся десятилетиями гонений буддизм в азиатской части России переживает колоссальный подъем. Здесь, в Бурятии, были построены сотни дацанов и храмов, и более миллиона человек вновь обрели веру своих предков. Но хотя сегодня в России буддистов больше, чем до революции, Кремль отказывается выполнить их главное требование. Буддисты хотят, чтобы их высший духовный лидер, Далай-лама, приехал в Россию и освятил новые храмы и монастыри. Москва отказывает ему в визе с момента его последнего приезда в 2004 году.

Тензин Чойдрон: Роль Далай-ламы в возрождении буддизма в России переоценить просто невозможно. Его приезд это как вода, в которой нуждается почва, высохшая от зноя.

По ее словам, теперь, когда Далай-лама сложил с себя полномочия политического лидера тибетского народа, Москва могла бы предоставить визу духовному наставнику миллиона российских граждан. Однако Китай сейчас стал главным торговым партнером страны, а китайские власти четко дали понять: Кремлю придется выбирать между миллионом последователей Далай-ламы и миллиардом китайцев.

Президент республики Бурятия Вячеслав Наговицын получил назначение от Кремля. По его словам, вопрос о визе для Далай-ламы в Москве остается открытым.

Вячеслав Наговицын: Этот вопрос не обсуждается на уровне республики. Он может быть обсужден только на уровне МИДов, для того чтобы принять решение.

Тем временем его правительство тесно сотрудничает с буддийскими организациями в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и безнадзорностью детей.

Ирина пришла в храм помолиться за своего будущего ребенка.

Ирина: Сходить на хурал, помолиться, чтобы беременность и роды прошли хорошо.

Судя по числу беременных женщин, приходящих сюда помолиться и получить благословение, время играет на руку буддизму в этом азиатском уголке России.

Голос Америки
Просмотров: 5 753  |  Тэги: Буддизм Бурятия Россия Далай-лама виза
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

В монастыре Копан состоялись двухнедельные дебаты среди монастырей линии гелуг
В Непале на протяжении последних десяти лет восемь монастырей линии гелуг тибетского буддизма, входящих в Непальский гелугпинский комитет по образованию, проводят ежегодные интенсивные ...

Опубликована программа Третьей международной конференции «К русскоязычному буддийскому канону. Перевод текста как диалог культур»
Опубликована программа Третьей международной конференции «К русскоязычному буддийскому канону. Перевод текста как диалог культур», которая состоится 13–14 ноября 2024 г. в очном формате и онлайн. ...

Видео. Салимаа Ховалыг. Формирование института Пандито Камбы-ламы в Урянхайском крае
12–14 июня 2024 года в Кызыле отпраздновали 105-летие учреждения института Пандито Камбы-ламы (верховного ламы), где в рамках торжественных мероприятий был проведен круглый стол «Развитие буддизма в ...

Основные разделы сайта