Развивать Учение в собственном сердце. Обращение Его Святейшества Далай-ламы к монгольскому духовенству

25-11-2011, 14:56  |  Напечатать


Скачать

Выступление Его Святейшество Далай-ламы в Гьюд-дацане (в главном монастыре Монголии Гандантегченлинг). 10 ноября 2011. Улан-Батор, Монголия.

Сердечно благодарим Тензина Гонпо за перевод с тибетского и Андрея Терентьева ― за ценные замечания.
Видео и озвучивание: Игорь Янчеглов
Техническая поддержка: Максим Брежестовский


На этот раз у нас с вами было два с половиной дня на лекции и общение со студентами. Все прошло плодотворно, чему я весьма рад. У всех вас очень сильная вера, вы слушали мои разъяснения с огромным интересом. Еще раз благодарю вас за внимание…

В недавнем прошлом, когда в Монголии не было свободы, когда была запрещена религия, вера жила в душе народа, он хранил ее в своей душе.
Сейчас же свобода обретена, обретены демократические свободы, и настал черед задуматься о том, как сохранить те основы буддийского Учения; задуматься о том, как восстановить то, что утеряно, и развить то, что сохранилось.

Когда, выступая в тибетских монастырях и также в монастырях гималайского региона, я говорю о необходимости восстанавливать утерянные аспекты Буддийского Учения и развивать сохраненные, я призываю не довольствоваться тем, что у нас и так есть, но думать о развитии.

Что значит "развитие"? После того как мы пришли в Индию, лет через десять в тибетских монастырях, где проводились только ритуальные службы, где практики Гухьясамаджи, Чакрасамвары, Ямантаки, а также и Калачакры читались исключительно как ритуалы, и никто не изучал философию, я стал говорить о том, что обучение необходимо.

И тогда в монастырях приступили к преподаванию философии: в Намгьял-дацане начали изучать философию ― цанид. Стали изучать ее в Гьюто и Гьюмэ.
Что касается восстановления полных монашеских обетов (гелонгма) в женских монастырях, то это должно соответствовать трактатам Винаи, у меня нет права самостоятельно принимать решение об их восстановлении. Однако я могу утверждать, что в женских монастырях, как в школах шедра, необходимо изучать Пять философских трактатов… Недавно у нас уже появилась монахиня-геше.

И еще, лет десять-одиннадцать тому назад в школах шедра те, кто лучше учился, стали дополнительно изучать и общие научные дисциплины. Ведь одной стороны, считающие себя буддистами должны знать, в чем суть буддизма, в чем его особенности, и для этого мы ввели изучение великих трактатов. Но с другой, наука ― это тоже поиск истины, поиск истинного смысла материальной действительности. А ведь и в буддийских трактатах тоже проводится поиск истинного смысла материальной действительности. А потому наука и буддизм должны идти рука об руку. Поэтому я говорю, что изучающим буддизм полезно одновременно изучать и общие научные дисциплины.

Когда мы основывали в Индии тибетские школы, нам тогда очень помогало индийское правительство, в этих школах преподавание общих дисциплин велось на английском языке, а отдельно преподавался тибетский язык. И тогда для всех учащихся, без разделения на монахов и мирян, без разделения на юношей и девушек, была введена новая дисциплина ― буддийский философский диспут. И через какое-то время мы добились прогресса в изучении буддийской философии, добились восстановления [утраченного]…

Подобное положение дел и у вас в Монголии, у нас с вами одно Учение. Да, в Монголии есть и не буддисты, но в целом ваша страна считается буддийской. Кроме того, среди буддийских стран Монголия ― это государство, где распространен именно тибетский буддизм. А потому те методы, с помощью которых мы восстанавливали и развивали буддизм в Индии, на мой взгляд, подойдут и вам. Я бы даже сказал, что они необходимы.

Итак, нельзя довольствоваться лишь тем, что есть, нужно думать о развитии. Нужно видеть возможность развития и стремиться к этому. По большей части вы ― последователи школы Гелуг. потому, как говорит Гунтанг Тонпи Донме в "Молитве о распространении Гелуг:

"Внешне, и по поведению, он, как шравака спокоен и смирен,
Внутренне, он ― с поднятым [змеиным] капюшоном йоги двух стадий,
Пусть соединяющее прекрасные пути сутры и тантры
Учение Будды Лобсана [Дакпы] процветает".


Так он говорил. Здесь у вас, например, есть статуи Чакрасамвары, Гухьясамаджи и Ваджрабхайравы, есть и статуя Калачакры. Считать их богами, считать их творцами мира, считать что, они сотворили вашу Монголию ― это ошибка. Они ― объекты медитации, понятно?

Индийские махасиддхи лицезрели их в своих чистых видениях, после чего посредством практики каналов, ветров и капель проявили изначальный ясный свет в природе пути. Так возникли эти разделы тантры. Но перед этой стадией необходима практика Бодхичитты... Бодхичитты и воззрения пустоты, то есть всех аспектов парамитаяны.

Успешность практик сутры опирается на основу, описанную словами: "Внешне, и по поведению, он как шравака спокоен и смирен"…

Это означает, что и в большой и у малой колеснице, во всех буддийских странах, повсюду, есть общий фундамент, и этот фундамент ― принятие монахами и послушниками обетов личного освобождения и строгое соблюдение монахами целибата. Это общий фундамент для всех буддистов. На этом фундаменте в традиции Махаяны надстраиваются практики бодхичитты и шести парамит. Это дополнение. А к ним, в свою очередь, добавляется тайная мантра ― Ваджраяна, четыре раздела тантры, в особенности ануттарайогатантра, внутри которой есть практики стадий зарождения и завершения.
Таким образом получаем вышеприведенное:

"Внешне, поведением, шравакаспокойное и смирное,
Внутренне, ― он с поднятым [змеиным] капюшоном йоги двух стадий,
Пусть соединяющее прекрасные пути сутры и тантры
Учение Будды Лобсана [Дакпы] процветает ".

Наш главный учитель ― это Дхармараджа Лобсан Дакпа (Цонкапа), Дже Лама Лобсан Дакпа, а он был держателем Винаи, чистым бхикшу. Он также был величайшим Видьядхарой. В практике ануттарайогатантры ]из пяти стадий Гухьясамаджи он на опыте реализовал "отстранение тела, отстранение речи и отстранение ума", и это все за одну жизнь. Но, тем не менее, он оставался чистым бхикшу, соблюдавшим целибат. Это очень важно.
Дже Ринпоче поступал так, чтобы его последователям было на кого равняться, с кого брать пример.

Далее:

"Разъяснение и слушание Трех Корзин ― теоретическая Дхарма,
Практика трех дисциплин ― это практическое Учение,
Удивительны жизнь и освобождение в умудренности и реализациях.
Пусть процветает Учение Будды Лобсана [Дакпы]".


Итак, первое ― это разъяснение и слушание Трех Корзин, изучение теоретических основ, их исследование в диспуте. Далее, практическое часть Учения ― практика трех дисциплин. Взяв за основу дисциплину нравственности, мы практикуем дисциплины сосредоточения и мудрости. Владение теоретическими основами Дхармы, их сохранение и преумножение, осуществляется благодаря разъяснению и слушанию. А владение практическими основами Дхармы, их сохранение и преумножение, достигается благодаря практике трех дисциплин.
Одним словом, как говорит великий мудрец Васубандху (Абхидхармакоша, Глава VIII):

"Превосходная Дхарма Учителя – двух видов:
Теория и практика.
Владение [Учением] ― это только
Разъяснение и воплощение [на практике]".


То есть владение [Учением], его сохранение и преумножение достигаются посредством разъяснения и воплощения [на практике]. Это вы все должны понять и развивать.

Итак, все поняли?
Сказано: "Владение [Учением] ― это только разъяснение и воплощение".

Здесь упомянуто слово "только"… Знаете, почему? Знаете разницу между "Отрицанием не-обладания" и "отрицанием другого" ? Так вот, здесь не "отрицание не-обладания", а "отрицание другого" (то есть не отсутствие какой-то особенности, но отсутствие иного cуществования данной вещи вообще).
То есть владение Учением Будды, его сохранение и преумножение, осуществляются лишь двумя действиями ― изучением теории и воплощением его на практике, а не строительством храмов, понятно?

Не достичь этого и изваянием статуй. Не помогут и другие красивые постройки и то, что монахи будут красиво одеваться. Нужно развивать теоретические и практические аспекты Учения в собственном сердце.
Просмотров: 6 087  |  Тэги: Монголия
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

22 ноября ‒ праздник нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей
На двадцать второй день девятого месяца по лунному календарю буддисты отмечают один из четырех важнейших праздников ‒ день нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей (тиб. ...

Центр «Ганден Тендар Линг» открывает сбор средств на издание новой книги Ламы Сопы Ринпоче
Буддийский центр сохранения традиций махаяны «Ганден Тендар Линг» приступает к изданию русскоязычной версии книги выдающегося тибетского буддийского учителя современности Ламы Тхубтена Сопы Ринпоче ...

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

Основные разделы сайта