Подлинное лицо войны

26-03-2011, 00:35  |  Напечатать

Всем известно, что войны и крупные военные структуры это основой источник насилия в мире. Вне зависимости от того, с какой целью они созданы, наступательной или оборонительной, задача у этих могущественных организаций одна – убивать людей. Нам необходимо задуматься о природе войны. Большинство из нас приучены считать ведение войн захватывающим и увлекательным занятием, в ходе которого мужчины могут проявить мужество и доказать свои способности. Поскольку формирование и поддержание вооруженных сил узаконено, мы думаем, что война – это нечто приемлемое. Мало кто называет преступлением развязывание и ведение войны, одобрение войны тоже не считается зазорным. На самом деле это результат навязанной нам идеологии. В войне нет абсолютно ничего захватывающего и увлекательного. Война чудовищна и по самой своей природе является трагедией и источником страданий.

Война сродни полыхающему костру, в котором сгорают не дрова, а живые люди. Я нахожу это сравнение наиболее уместным и наглядным. В современном мире война ведется с применением разного рода огнестрельного оружия. Мы так привыкли воспринимать войну как нечто увлекательное, что говорим о тех или иных новейших видах вооружения, как о выдающихся технологических достижениях, забывая, что огонь из них будет вестись по живым людям. Война сродни пожару и скоростью распространения. В случае ослабления одного из участков фронта, командующий отправляет туда подкрепление, подпитывая таким образом пожар войны живыми людьми. Но поскольку нам старательно промывают мозги, мы не задумываемся о страданиях, которые испытывает каждый отдельно взятый солдат. Ни один из них не хочет умереть, не хочет быть ранен. Никто из его родных и близких не хочет, чтобы ему был нанесен какой-либо вред. В случае гибели или увечья одного солдата, страдать будут, по крайней мере, еще пять-десять человек – его родные и близкие. Масштабы трагедии войны ужасающи, но мы слишком одурманены, что это осознать.

По правде говоря, и мне тоже в детстве военные казались привлекательными. Военная форма выглядит такой элегантной и красивой. Но именно в этом кроется соблазн. Дети начинают играть в игры, которые в один прекрасный день могут закончиться бедой. На самом деле существует множество увлекательных игр, в основу которых не положена идея убийства, и для которых не надо переодеваться в военную форму. Мы, взрослые, в своем ослеплении войной никак не хотим видеть, что, разрешая детям привыкать к военным играм, сами толкаем их к несчастью. Некоторые бывшие солдаты говорили мне, что когда они впервые убили человека, им было не по себе. Однако в дальнейшем убийство стало восприниматься как нечто нормальное. Со временем человек привыкает к чему угодно.

Вооруженные силы несут разрушение не только во время войны. Сама их структура построена на злостном нарушении прав человека, от которого в первую очередь страдают их собственные солдаты. После того как командир произнесет им прекрасные слова о важности армии, необходимости воинской дисциплины и победы над врагом, колоссальные массы солдат практически полностью утрачивают свои права. Отныне они должны отказаться от собственной воли и, в конце концов, пожертвовать своими жизнями. Более того, всегда существует опасность, что могущественная армия может уничтожить благополучие собственной страны.

В каждом обществе есть люди с разрушительными наклонностями, и искушение встать во главе организации, способной претворить их желания в жизнь, может стать всепоглощающим. Но какими бы жестокими и бесчеловечными ни были многочисленные кровожадные диктаторы, как бы ни угнетали они свои народы и какие бы проблемы они ни создавали в мировом масштабе, очевидно, что наносить вред и лишать жизни несметные множества людей они могут лишь при помощи вооруженных сил, действующих с согласия и при попустительстве общества. До тех пор, пока существуют могущественные армии, всегда будет существовать и угроза диктаторства. Если мы действительно считаем диктаторство недостойной и разрушительной формой правления, нам необходимо признать, что одной из основных его причин является существование могущественных вооруженных сил.

Не следует забывать и о том, что милитаризм обходится очень дорого. Обеспечение мира с помощью военной силы - непосильно разорительная ноша для общества. Правительства расходуют огромные средства на разработку все более изощренных средств вооружения, использовать которые никто, на самом деле, не собирается. Не только денежные средства, но дорогая энергия и человеческий разум безрассудно расточаются на то, что сеет лишь страх.

Мне хотелось бы пояснить – несмотря на то, что я категорически выступаю против войн, я не высказываюсь однозначно за политику умиротворения [агрессора]. Зачастую необходимо занять решительную позицию против агрессии. Например, очевидно, что Вторая мировая война была полностью оправдана. Она спасла цивилизацию от тирании нацистской Германии, как точно подметил Уинстон Черчилль. С моей точки зрения, война в Корее тоже была справедливой, поскольку она дала возможность Южной Корее постепенно развивать демократию. Но мы можем судить о том, был ли конфликт оправдан морально, только оглядываясь в прошлое. Так, теперь мы знаем, что во время «холодной войны» политика ядерного сдерживания сыграла определенную положительную роль. Тем не менее, очень сложно дать сколько-нибудь точную оценку подобных вопросов. Война это насилие, а насилие непредсказуемо. А потому войн необходимо по возможности избегать, и никогда нельзя полагать, будто мы можем заранее предсказать, принесет ли конкретная война пользу и какую.

В случае «холодной войны», политика ядерного сдерживания, возможно, действительно обеспечила стабильность, но не принесла подлинного мира. Последние 40 лет в Европа прожила без войн, но это нельзя назвать миром, а лишь его внешним подобием. В лучшем случае, создание вооружений для поддержания мира может быть лишь временным решением. Пока между противоборствующими сторонами нет доверия, любое событие может нарушить равновесие. Только на основе искреннего доверия можно построить прочный мир.


Перевод Даримы Дарибазарон
Просмотров: 12 476  |  Тэги: война мир сострадание
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

2024.11.22-2024.11.25
22–25 НОЯБРЯ 09:00; 14:00 (мск) – Троицкий хурул (Рипа). Практика гневной дакини Трома Нагмо с Ламой Пема Ранриг. Очно в Калмыкии.

Открыта регистрация на ежегодный осенний семинар с Чокьи Ньимой Ринпоче
Открыта регистрация для онлайн-участия в ежегодном осеннем семинаре с Чокьи Ньимой Ринпоче, который пройдет с 24 ноября по 8 декабря. Семинар этого года будет проводиться в только что торжественно ...

Основные разделы сайта