Его Святейшество даровал посвящение Ямантаки и прочитал лекцию «Мир в трудные времена»
22-04-2012, 18:11 | Напечатать
Лонг-Бич, Калифорния, 21 апреля 2012 – В последний день своего пребывания в Лонг-Бич Его Святейшество даровал посвящение Ямантаки, встретился с группой китайцев и выступил перед 10-тысячной аудиторией с лекцией «Мире в трудные времена».
Ранним утром Его Святейшество направился из гостиницы в спорткомплекс Лонг-Бич, чтобы завершить подготовительные ритуалы посвящения Ямантаки.
Перед тем, как провести непосредственное посвящение Его Святейшество подчеркнул важность серьезного отношения к вопросам, связанным с высшей йога-тантрой. Беря на себя обязательство выполнять практики, необходимо иметь серьезный настрой. Говоря об отношении некоторых последователей тибетского буддизма к подобным посвящениям, Его Святейшество отметил, что налицо признаки упадка. Получив другое посвящение, Сангва Дхупа (Гухьясамаджа), многие выполняют только гуру-йогу, сказал Далай-лама и подчеркнул, что получившие посвящение обязательно должны брать на себя обязательство выполнять соответствующие ежедневные практики, садханы. Здесь Его Святейшество привел в пример случай с покойным Трулшиком Ринпоче, выдающимся практиком из традиции Миндролинг Ньингма, который придерживался несектарного подхода. Трулшик Ринпоче получил от Его Святейшества посвящение сангва дхупа (Гухьясамаджа) и по возвращению в Непал захотел заняться этой практикой. Поскольку у Ринпоче не было нужного текста, он отправил за ним своего помощника в гелугпинский монастырь в Катманду. Там помощнику сказали, что они ничего не знают о Сангва Дхупа. Удивленный помощник поинтересовался, не является ли эта практика основной медитационной практикой в традиции гелугпа, и получил ответ, в этом монастыре знают только гуру-пуджу и практику доржи нелджорма (Ваджрайогини). По убеждению Его Святейшества, это указывает на упадок традиции, поскольку из 18 томов трудов Цонкапы, пять посвящены практике Сангва Дхупа. Это свидетельство того, насколько заинтересован был в этой практике Цонкапа. Его Святейшество добавил, что его требование выполнять ежедневные практики к тем, кто получает посвящение Сангва Дхупа, является своего рода нововведением. Подобным же образом и те, кто серьезно настроен по отношению к практике Ямантаки, так же должны выполнять ежедневные практики.
Его Святейшество подчеркнул важность правильного понимания контекста и смысла изображения божеств, связанных с посвящениями. Многие божества изображены в объятиях друг друга, что может привести некоторых людей в замешательство, поскольку это не согласуется с буддийским учением о нравственном сексуальном поведении. Его Святейшество сказал, что при посещении некоторых монастырей в Индии, в которых есть подобные изображения, посоветовал не выставлять их для публичного обзора, где их могут видеть не только практикующие, но и туристы, несведущие в буддийском учении.
Его Святейшество дал подробный комментарий к посвящению Ямантаки, и утренняя сессия завершилась гораздо позже запланированного времени.
После короткого перерыва на обед Его Святейшество выступил с обращением к группе слушателей численностью в более чем 100 человек, в которую входили жители из КНР, а также уйгуры, монголы, тибетцы и представители других народностей. Многие из них прибыли для участия в Седьмой межэтнической/ межрелигиозной конференции по лидерству, созванной организацией «Инициативы для Китая».
Встречу открыл Ян Чжаньли из организации «Инициативы для Китая», он поприветствовал Его Святейшество и пригласил его поделиться своими размышлениями.
В начале своей речи Его Святейшество отметил, что все присутствующие чувствуют себя свободно и не испытывают страха. Однако общая родина всех собравшихся на встречу находится в непростой ситуации. После событий на площади Тяньаньмэнь многие китайцы покинули Китай. Опираясь на опыт тибетцев, уже давно ведущих жизнь беженцев, Его Святейшество посоветовал китайца, покинувшим свою страну, приготовиться к трудностям, поскольку их борьба будет нелегкой.
Выразив восхищение людьми, борющимися за справедливость, Его Святейшество сказал, что правду невозможно уничтожить. Он подчеркнул важность продолжения справедливой борьбы. По окончанию выступления Далай-ламы состоялась дискуссия.
Один из присутствовавших задал вопрос о том, что побуждает тибетцев продолжать придерживаться политики Срединного пути. Его Святейшество ответил, что в 1974 г., когда в Китае была в разгаре культурная революция, а тибетцы более или менее наладили жизнь в своих поселениях в эмиграции, обсуждалось взаимовыгодное решение тибетского вопроса. В 1979 г. был установлен прямой контакт с правительством Китая. Дэн Сяопин отправил сообщение, в котором заявил, что готов к обсуждению любых вопросов, кроме независимости Тибета. По словам Его Святейшества, в тот момент это вполне отвечало позиции тибетского правительства.
В последующем, когда в ходе диалога возникли трудности, был проведен опрос с целью выяснить пожелания самих тибетцев, живущих в эмиграции. Несмотря на то, что тибетцы, проживающие в Тибете, не могли открыто участвовать в этом процессе, были сделаны усилия для того, чтобы собрать информацию и об их мнении. Большинство согласились с преимуществами политики Срединного пути.
Поскольку в аудитории присутствовала г-жа Ребия Кадир, Его Святейшество отметил, что уйгуры Синьцзяна прославились своей борьбой за независимость. Однако после встреч с Его Святейшеством г-жа Кадир также осознала важность политики Срединного пути и выказала свою поддержку этому подходу. Далай-лама сказал, что Объединенный фронт Китая обвиняет его в том, что он вступил в заговор с Ребией Кадир и другими лидерами, тогда как на самом деле уйгуры просто согласились с логикой политики Срединного пути.
Далай-лама напомнил также, что последние одиннадцать лет, с 2011 года, когда состоялось избрание на пост калон-трипы профессора Самдонга Ринпоче, он фактически был наполовину в отставке. По завершению второго срока работы Самдонга Ринпоче, в 2011 году на пост калон-трипы был избран новый руководитель, обязавшийся придерживаться Срединного пути, поскольку он считает эту политику разумной.
Большинство тибетцев, по словам Далай-ламы, считают этот подход разумным, и потом он пользуется широкой поддержкой.
На вопрос о «большом Тибете» и о том, каково его место в борьбе тибетцев за свои права, Его Святейшество ответил, что тибетцы добиваются равных прав для всех тибетцев согласно конституции Китая. По его словам, упадок тибетского языка, традиций и деградация окружающей среды затрагивают всех тибетцев, независимо от того, где они проживают. Поскольку Тибет отстает в экономическом развитии, быть частью Китайской Народной Республики в интересах самих тибетцев. Тибетцы стремятся сохранить уникальный тибетский язык, окружающую среду и т.д., а также добиваются подлинной автономии.
Несмотря на то, что требования тибетцев вполне отвечают духу послания Дэн Сяопина, Китайский Народный Фронт продолжает называть их сепаратистами, контрреволюционерами, а с недавнего времени даже нацистами.
Его Святейшество сказал, что слегка обеспокоен тем, что китайский народ не имеет доступа к достоверной информации. В условиях демократии и свободы люди могли бы понять истинное положение вещей. Он также добавил, что если бы в Китае были демократия и свобода, тибетский вопрос можно было бы легко решить, возможно, на это потребовалось бы не больше недели. Не только тибетский вопрос, но и проблема уйгурского народа могли бы быть разрешены по справедливости. До сих пор, несмотря на заявления китайцев о стабильности и единстве, используется насильственный подход, который может лишь усугубить проблему. В 2008 году произошли протесты в Тибете, в 2009 году протестовали представители уйгурского меньшинства, в 2010 году – представители монгольского. Даже в самом Китае люди выступают с протестами, отметил Далай-лама, сославшись на события в провинции Гуандун.
Когда появились сообщения о Хартии 2008, Его Святейшество находился в Варшаве и незамедлительно выказал поддержку этой инициативе. Перемены в Китае неотвратимы, сказал он и сослался на то, что даже премьер-министра Вэнь Цзибао неоднократно призывал к политическим реформам, в частности, в этом году после заседания Национального народного конгресса и последовавших затем событий, связанных с Бо Силаем. В Китае грядут большие перемены, однако, отметил его Святейшество, важно, чтобы перемены были постепенными. В конце концов, сказал Его Святейшество, также как и он, Коммунистическая партия выйдет в отставку.
На вопрос о том, сможет ли он посетить Тибет в качестве духовного и светского лидера, Его Святейшество ответил, что в нынешней ситуации, когда его считают дьяволом, очевидно, что если он поедет в Тибет, то сразу окажется за решеткой. Он выразил обеспокоенность тем, что китайцы не имеют доступа к достоверной информации. В первую очередь необходимо открыто говорить правду. Далай-лама повторил, что 1,3 млрд. китайцев имеют право знать о реальном положении вещей и могут сами решать, что является правильным и что неправильным. Он также сказал о необходимости поднять правовые стандарты в Китае до международного уровня.
Что касается его самого, отметил Его Святейшество, он передал политические полномочия выбранному руководителю, и теперь на нем лежит ответственность лишь духовного лидера. Он упомянул о своем обязательстве способствовать межрелигиозной гармонии и распространению человеческих ценностей и о том, что в этих вопросах он мог бы быть полезен также и Китайской Народной Республике.
Однако если власти Китая будут продолжать придерживаться ложного пути, сказал Далай-лама, проблема только ухудшится. Его Святейшество добавил, что в период с 1951 по 1959 гг., когда ему пришлось сосуществовать с китайцами, он научился искусству лицемерия. Только в апреле 1959 г., когда он бежал в Индию, отпала необходимость лицемерить, и ему совершенно не хочется к этому возвращаться.
На просьбу обратиться к политическим заключенным, Его Святейшество сказал, что политические заключенные не совершили никакого преступления, но просто выступили в защиту правды. В борьбе за справедливость могут быть временные трудности и неудачи, однако конечный результат будет положительным, сказал он.
Его Святейшество заявил, что люди должны обладать решимостью, подобной духу, которым он преисполнился, когда посетил пещеры в Яньане. В наши дни, добавил он, свобода и демократия процветают во всем мире.
Говоря о Лю Сяобо, Его Святейшество сказал, что другой лауреат Нобелевской премии мира, Аун Сан Су Чжи из Мьянмы, долгое время провела под домашним арестом. Однако, в конце концов, она получила свободу. Дело Лю Сяобо вызывает огромный интерес в мире, и, в конце концов, перемены произойдут и здесь.
Затем Далай-лама вернулся в зал, чтобы прочитать публичную лекцию о «Мире в трудные времена».
Профессор Тензин Доржи, от лица Гаден Шарце Тубтен Даргье Линг, поприветствовал всех и представил Ричарда Гира, представившего в свою очередь Его Святейшество. Ричард Гир сказал, что благодаря своей гуманитарной деятельности Его Святейшество признан во всем мире и является одним из величайших людей на этой планете.
Его Святейшество начал с объяснения того, кем он является и кем не является. Он отметил, что, возможно, некоторые из более чем десяти тысяч людей, собравшихся в зале, пришли из любопытства, и в этом нет ничего зазорного. Возможно также, что среди присутствующих есть те, которые думают, что Его Святейшество обладает способностью исцелять, но это заблуждение. Он сам скептически относится к тем, кто называет себя целителями, и припомнил свое выступление в концертном зале Альберт-Холл много лет назад, во время которого он в шутку сказал, что если кто-то обладает способностью излечивать, он хотел бы с ними проконсультироваться по поводу зуда в области шеи.
Его Святейшество сказал, что есть те, кто считают, что он царь-бог, а кто-то называет его дьяволом. Это все абсурд, добавил он.
Его Святейшество сказал, что он всего-навсего обычный человек, такой же, как и все остальные. Как и любой другой человек, он испытывает гнев, зависть и привязанность.
Мы все способны проявлять сострадание. Говоря о важности материнской любви в детстве, Далай-лама привел в пример свою мать (родившую 15 или 16 детей) и сказал, что она оказала на него большое влияние. Она была так необычайно добра, чтоб она могла раздать всю еду беднякам и никогда не гневалась.
Таким образом, заботе и доброте мы учимся у наших матерей. Далай-лама уверен, что те люди, по отношению к которым была проявлена забота в детстве, в дальнейшем в жизни отличаются более позитивным настроем. С другой стороны, люди, которые в детстве испытали недостаток заботы, пусть даже и вырастут высокообразованными, успешными или состоятельными, могут чувствовать себя незащищенными, им бывает трудно открыться, они всегда предпочитают держать других на расстоянии, что может привести к недоверию. Его Святейшество сказал, что у таких людей могут быть красивые дома, самые благоприятные условия для жизни, много денег и т.д., но глубоко внутри им всегда будет чего-то не хватать.
Его Святейшество сказал, что забота, проявленная матерью в детстве, очень помогла ему. В этом возрасте в людях закладываются человеческие ценности. Становясь взрослыми, мы попадаем в атмосферу разногласий, между людьми развивается недоверие. Основные человеческие ценности отходят на второй план, и в нашем сердце начинают преобладать негативные эмоции, чувство соперничества, желание обмануть и т.д.
Его Святейшество сказал, что большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, созданы нами самими. Он отметил, что кровопролитные события происходили не только в 20-м веке, но продолжаются и сейчас. Нам также необходимо обратить внимание на такие проблемы, как коррупция, разрыв между богатыми и бедными слоями населения, проблемы окружающей среды, такие как глобальное потепление.
Его Святейшество говорил о потенциале человеческого разума, подчеркнув, что технологии сами по себе не могут стать причинами проблем. Если использовать их должным образом, они могут принести огромную пользу. Машины не создают проблемы, однако они могут стать источником проблем, если их использовать недолжным образом.
Обладая огромным потенциалом, мы не используем его в полной мере, и потому испытываем страдания. Поразительный человеческий разум должен необходимо применять в благих целях, и здесь чрезвычайно важны исследование и анализ. Нам необходимо рассматривать проблемы с разных точек зрения. Мы не можем увидеть реальное положение вещей, если будем рассматривать ситуацию только под одним углом, мы должны оценивать ситуацию с четырех или даже шести сторон, чтобы получить более полную картину. Для этого наш ум должен находиться в состоянии спокойствия.
Для достижения счастья, необходимо развивать человеческий ум и силу воли. Счастья нельзя добиться с помощью машин или купить с помощью денег. Счастья можно достичь только благодаря правильному умственному настрою.
Его Святейшество подчеркнул, что важно делать различие между чувственными и умственными переживаниями. Иногда, несмотря на состояние физической усталости, мы можем быть ментально очень бодры. С другой стороны, даже если мы физически здоровы, в состоянии стресса нам не достичь душевного покоя. Таким образом, состояние нашего ума более важно и оказывает на нас большее влияние, чем наше физическое состояние.
В 21-м веке жизнь на планете относительно мирная и спокойная, однако мы до сих пор сталкиваемся с проблемами, и нам необходимо выработать подход к их решению. Если выработать правильный умственный настрой, мы можем сохранять душевное спокойствие. Когда врачи говорят, что нам необходим отдых, они имеют в виду полное душевное расслабление, сказал Его Святейшество. Физический отдых в удобной кровати при отсутствии душевного спокойствия не принесет нам отдыха.
Спокойный ум тесно связан с уверенностью в себе. Очень трудно достичь душевного покоя, пребывая в страхе. И, как это ни странно, сказал он, забота о других придает нам большую уверенность в себе и внутренние силы.
Современная система образования направлена в первую очередь на материальный мир и совершенно не учитывает развитие внутренних ценностей. Ранее об этом заботились религиозные институты, добавил Его Святейшество.
Подход к развитию внутренних ценностей, основанный на религии, чреват проблемами. Во-первых, ни одна религия, какой бы замечательной она ни была, не является общепризнанной. К тому же существует множество неверующих людей.
Нам необходимо найти способ донести важность любви и сострадания всем, даже неверующим. Здесь мы могли бы руководствоваться примером индийского секуляризма, основанного на уважении ко всем религиям и неверующим. Мы должны выработать секулярный способ развития и поддержания внутренних ценностей.
Его Святейшество сказал, что первое его обязательство заключается в том, чтобы способствовать созданию нерелигиозного подхода к моральным ценностям. Что касается его второго обязательства, в 1956 г., когда он прибыл в Индию ему довелось встретиться с представителями различных религиозных верований. Стало очевидно, что с точки зрения философии существуют различия не только между религиями, но даже между самими буддистами. Однако, сказал Далай-лама, принимая во внимание различные умственные предрасположенности различных людей, нам необходимы различные философские взгляды. Все религиозные традиции делают нас внутренне сильнее. Независимо от различных философских взглядов, все религии заботятся о благополучии человечества.
Его Святейшество обязался способствовать установлению настоящей религиозной гармонии до конца своей жизни, неважно, будет ли это 10 лет, 20 или 30. Он призвал всех приложить усилия к тому, чтобы совместно построить мирную жизнь для всего человечества, которая невозможна без доброты. Мы можем начать с отдельных людей, затем распространить доброе чувство на свою семью и соседей. Именно таким образом можно внести перемены, сказал он.
В то же время люди, занятые в сфере образования, могли бы изучить способы развития нравственности и этики при помощи секулярного подхода. Некоторые университеты в Индии и США весьма преуспели в этом.
Такими действиями мы можем изменить целый мир, что было бы хорошо. Даже если у нас этого не получится, мы, по крайней мере, добьемся душевного спокойствия и сможем полностью расслабиться. Далай-лама сказал, что в молодости, когда ему было 20 или 30 лет, он нервничал перед публичными выступлениями, потому что ему хотелось, чтобы все прошло идеально. Его Святейшество припомнил, что в 1954-55 гг. в Китае и в 1956 г. в Индии перед встречами с высокопоставленными лицами и публичными выступлениями он испытывал беспокойство. Он также испытывал беспокойство во время своей первой официальной встречи с Мао Цзэдуном, его наставник тоже нервничал, так сильно, что на его лысой голове проступил пот.
Его Святейшество сказал, что в 1954 г., кода индийский посол в Пекине прибыл на встречу с ним, в комнате также находились китайские чиновники, которые выглядели очень сурово. На столе была ваза с фруктами, которая почему-то перевернулась, и эти же чиновники опустились на колени, чтобы собрать их. Его Святейшество до сих пор помнит контраст между тем, как сурово выглядели эти чиновники сначала, и тем, как человечно они отреагировали, когда перевернулась ваза и фрукты рассыпались.
Он настоятельно советовал людям задуматься над этими вопросами, чтобы изыскать способы достижения душевного покоя.
Во время последовавшей сессии вопросов и ответов Его Святейшество спросили, что, по его мнению, является самой важной практикой для культивирования сострадания. Его Святейшество ответил, что если человек верит в сотворение мира, тогда полное доверие и посвящение себя Богу помогает справиться с эгоцентризмом и развить в себе сострадание.
Буддисты должны верить в самих себя, в то, что их будущее зависит от их собственных действий. Соответственно человек должен развивать в себе мотивацию для уважения и проявления заботы о благополучии других людей. Необходимо помнить о том, что человек должен стремиться помочь другим при любой возможности, или, по крайней мере, воздержаться от причинения им вреда. Это и будет источником развития сострадания.
Если человек неверующий, то ему необходимо задуматься над утверждением врачей о том, что для хорошего здоровья необходим спокойный ум. Чрезвычайно обеспокоенный ум наносит вред нашему телу.
Его Святейшество сказал, что обычно сочетает здравый смысл и опыт в соответствии с секулярным подходом, и добавляет к этому некоторые буддийские методы для развития сострадания.
На вопрос о том, какой вклад, по его мнению, древняя тибетская культура внесла в современный мир, Его Святейшество ответил, что при тщательном изучении тибетского буддизма становится ясно, что это продолжение чистой традиции института Наланды. Это относится не только к буддизму как к религии, но также и к науке об уме и логике. Он добавил, что наука об уме и логика общеприменимы, и, являясь академической дисциплиной, могут быть включены в систему образования.
Однако, отметил он, буддизм как религия должен затрагивать только буддистов.
На вопрос о положительных и отрицательных аспектах жизни на Западе, Его Святейшество ответил, что не хотел бы делать различий между Востоком и Западом.
Америка – это страна, в которой уживаются много разных культур и религий, отметил он, и ему импонирует открытость и неформальность американцев, в отличие от немцев, англичан или японцев.
Очень важно помнить, что Китай является самой населенной страной, сказал Его Святейшество, а закрытое общество не отвечает ничьим интересам. Поэтому для того, чтобы стать подлинным членом мирового сообщества, Китай должен открыться.
Мир меняется, и с начала 20-го века много перемен произошло в Америке, даже Дхарамсала, где проживает Его Святейшество, очень изменилась с 1960-1970-х гг. Однако сказал он, если мы не будем уделять больше внимания внутренним ценностям, материальное развитие может быть только на руку таким негативным явлениям, как коррупция.
На вопрос о том, каким образом лучше справляться с нетерпимостью, проявляемой другими, Его Святейшество ответил, что необходимо четко понимать, что толерантность и умение прощать не означает, что надо безропотно сносить дурные поступки других. Дурные поступки необходимо пресекать, но делать это надо не с тем, чтобы нанести вред, а из подлинной заботы о благополучии тех, кто такие поступки совершает. Его Святейшество привел в пример отношение родителей к своим детям или ответственных учителей к своим ученикам. Временами они могут быть резкими, но не из-за недоброжелательства. Его Святейшество рассказал о том, как у его наставника были два кнута, один обычный для его старшего брата, который учился вместе с ним, а второй, обернутый в желтую ткань, для него. Он сказал, что тогда учился из-за боязни быть выпоротым, хотя и осознавал, что его учитель использовал кнут не из дурных намерений.
Его Святейшество сказал, что коммунистическая тоталитарная система изначально была эффективной, но позже никто не осмеливался критиковать ее, потому что любая критика подавлялась. Он припомнил, что после серьезных проблем в Тибете в 1986-87 гг. журналист Джонатан Мирски из The Observer спросил его, почему китайцы так его не любят. Его Святейшество ответил, что они его не любят, потому что он не соглашался с ними безоговорочно. На самом деле, отметил Его Святейшество, Мао Цзэдун говорил, что коммунистов следует подвергать критике, иначе они будут, как рыба без воды. Лозунг был хорош, но в 1957 г. Мао начал кампанию «Пусть расцветают сто цветов», и затем эти цветы превратились в сорняки. Он добавил, что тибетцы, проживающие в Индии, искренне следуют этому совету Мао в отношении важности критики.
После выступления, организаторы мероприятий, согласно традиции, введенной Его Святейшеством, сделали публичное заявление о финансовых результатах. Общий доход от мероприятий составил 650 тыс. долларов и общие расходы оцениваются в 317 тыс. долларов, прибыль, таким образом, составляет 333 тыс. долларов. Было заявлено, что Его Святейшество не берет платы за свои выступления и не извлекает из них никакой материальной выгоды, а избыточные средства будут распределены следующим образом: 133 тыс. долларов будут отданы доверительному фонду Далай-ламы для финансирования образовательных и культурных программ, 100 тыс. долларов головной образовательной организации Центра в Индии, 50 тыс. – центру Гаден Шарце Тубтен Даргье Линг для финансирования 6 проектов и оставшиеся 50 тыс. будут использованы в качестве начальных инвестиций для организации следующего визита Его Святейшества в этот регион.
Утром 22 апреля 2012 г. Его Святейшество отправляется в Рочестер, штат Миннеаполис, следующий пункт своего визита. Его Святейшество пройдет обычную медицинскую проверку, а 24 апреля примет участие в дискуссии за круглым столом о развитии душевной устойчивости с помощью осознанности
Перевод Даримы Дарибазарон
Ранним утром Его Святейшество направился из гостиницы в спорткомплекс Лонг-Бич, чтобы завершить подготовительные ритуалы посвящения Ямантаки.
Перед тем, как провести непосредственное посвящение Его Святейшество подчеркнул важность серьезного отношения к вопросам, связанным с высшей йога-тантрой. Беря на себя обязательство выполнять практики, необходимо иметь серьезный настрой. Говоря об отношении некоторых последователей тибетского буддизма к подобным посвящениям, Его Святейшество отметил, что налицо признаки упадка. Получив другое посвящение, Сангва Дхупа (Гухьясамаджа), многие выполняют только гуру-йогу, сказал Далай-лама и подчеркнул, что получившие посвящение обязательно должны брать на себя обязательство выполнять соответствующие ежедневные практики, садханы. Здесь Его Святейшество привел в пример случай с покойным Трулшиком Ринпоче, выдающимся практиком из традиции Миндролинг Ньингма, который придерживался несектарного подхода. Трулшик Ринпоче получил от Его Святейшества посвящение сангва дхупа (Гухьясамаджа) и по возвращению в Непал захотел заняться этой практикой. Поскольку у Ринпоче не было нужного текста, он отправил за ним своего помощника в гелугпинский монастырь в Катманду. Там помощнику сказали, что они ничего не знают о Сангва Дхупа. Удивленный помощник поинтересовался, не является ли эта практика основной медитационной практикой в традиции гелугпа, и получил ответ, в этом монастыре знают только гуру-пуджу и практику доржи нелджорма (Ваджрайогини). По убеждению Его Святейшества, это указывает на упадок традиции, поскольку из 18 томов трудов Цонкапы, пять посвящены практике Сангва Дхупа. Это свидетельство того, насколько заинтересован был в этой практике Цонкапа. Его Святейшество добавил, что его требование выполнять ежедневные практики к тем, кто получает посвящение Сангва Дхупа, является своего рода нововведением. Подобным же образом и те, кто серьезно настроен по отношению к практике Ямантаки, так же должны выполнять ежедневные практики.
Его Святейшество подчеркнул важность правильного понимания контекста и смысла изображения божеств, связанных с посвящениями. Многие божества изображены в объятиях друг друга, что может привести некоторых людей в замешательство, поскольку это не согласуется с буддийским учением о нравственном сексуальном поведении. Его Святейшество сказал, что при посещении некоторых монастырей в Индии, в которых есть подобные изображения, посоветовал не выставлять их для публичного обзора, где их могут видеть не только практикующие, но и туристы, несведущие в буддийском учении.
Его Святейшество дал подробный комментарий к посвящению Ямантаки, и утренняя сессия завершилась гораздо позже запланированного времени.
После короткого перерыва на обед Его Святейшество выступил с обращением к группе слушателей численностью в более чем 100 человек, в которую входили жители из КНР, а также уйгуры, монголы, тибетцы и представители других народностей. Многие из них прибыли для участия в Седьмой межэтнической/ межрелигиозной конференции по лидерству, созванной организацией «Инициативы для Китая».
Встречу открыл Ян Чжаньли из организации «Инициативы для Китая», он поприветствовал Его Святейшество и пригласил его поделиться своими размышлениями.
В начале своей речи Его Святейшество отметил, что все присутствующие чувствуют себя свободно и не испытывают страха. Однако общая родина всех собравшихся на встречу находится в непростой ситуации. После событий на площади Тяньаньмэнь многие китайцы покинули Китай. Опираясь на опыт тибетцев, уже давно ведущих жизнь беженцев, Его Святейшество посоветовал китайца, покинувшим свою страну, приготовиться к трудностям, поскольку их борьба будет нелегкой.
Выразив восхищение людьми, борющимися за справедливость, Его Святейшество сказал, что правду невозможно уничтожить. Он подчеркнул важность продолжения справедливой борьбы. По окончанию выступления Далай-ламы состоялась дискуссия.
Один из присутствовавших задал вопрос о том, что побуждает тибетцев продолжать придерживаться политики Срединного пути. Его Святейшество ответил, что в 1974 г., когда в Китае была в разгаре культурная революция, а тибетцы более или менее наладили жизнь в своих поселениях в эмиграции, обсуждалось взаимовыгодное решение тибетского вопроса. В 1979 г. был установлен прямой контакт с правительством Китая. Дэн Сяопин отправил сообщение, в котором заявил, что готов к обсуждению любых вопросов, кроме независимости Тибета. По словам Его Святейшества, в тот момент это вполне отвечало позиции тибетского правительства.
В последующем, когда в ходе диалога возникли трудности, был проведен опрос с целью выяснить пожелания самих тибетцев, живущих в эмиграции. Несмотря на то, что тибетцы, проживающие в Тибете, не могли открыто участвовать в этом процессе, были сделаны усилия для того, чтобы собрать информацию и об их мнении. Большинство согласились с преимуществами политики Срединного пути.
Поскольку в аудитории присутствовала г-жа Ребия Кадир, Его Святейшество отметил, что уйгуры Синьцзяна прославились своей борьбой за независимость. Однако после встреч с Его Святейшеством г-жа Кадир также осознала важность политики Срединного пути и выказала свою поддержку этому подходу. Далай-лама сказал, что Объединенный фронт Китая обвиняет его в том, что он вступил в заговор с Ребией Кадир и другими лидерами, тогда как на самом деле уйгуры просто согласились с логикой политики Срединного пути.
Далай-лама напомнил также, что последние одиннадцать лет, с 2011 года, когда состоялось избрание на пост калон-трипы профессора Самдонга Ринпоче, он фактически был наполовину в отставке. По завершению второго срока работы Самдонга Ринпоче, в 2011 году на пост калон-трипы был избран новый руководитель, обязавшийся придерживаться Срединного пути, поскольку он считает эту политику разумной.
Большинство тибетцев, по словам Далай-ламы, считают этот подход разумным, и потом он пользуется широкой поддержкой.
На вопрос о «большом Тибете» и о том, каково его место в борьбе тибетцев за свои права, Его Святейшество ответил, что тибетцы добиваются равных прав для всех тибетцев согласно конституции Китая. По его словам, упадок тибетского языка, традиций и деградация окружающей среды затрагивают всех тибетцев, независимо от того, где они проживают. Поскольку Тибет отстает в экономическом развитии, быть частью Китайской Народной Республики в интересах самих тибетцев. Тибетцы стремятся сохранить уникальный тибетский язык, окружающую среду и т.д., а также добиваются подлинной автономии.
Несмотря на то, что требования тибетцев вполне отвечают духу послания Дэн Сяопина, Китайский Народный Фронт продолжает называть их сепаратистами, контрреволюционерами, а с недавнего времени даже нацистами.
Его Святейшество сказал, что слегка обеспокоен тем, что китайский народ не имеет доступа к достоверной информации. В условиях демократии и свободы люди могли бы понять истинное положение вещей. Он также добавил, что если бы в Китае были демократия и свобода, тибетский вопрос можно было бы легко решить, возможно, на это потребовалось бы не больше недели. Не только тибетский вопрос, но и проблема уйгурского народа могли бы быть разрешены по справедливости. До сих пор, несмотря на заявления китайцев о стабильности и единстве, используется насильственный подход, который может лишь усугубить проблему. В 2008 году произошли протесты в Тибете, в 2009 году протестовали представители уйгурского меньшинства, в 2010 году – представители монгольского. Даже в самом Китае люди выступают с протестами, отметил Далай-лама, сославшись на события в провинции Гуандун.
Когда появились сообщения о Хартии 2008, Его Святейшество находился в Варшаве и незамедлительно выказал поддержку этой инициативе. Перемены в Китае неотвратимы, сказал он и сослался на то, что даже премьер-министра Вэнь Цзибао неоднократно призывал к политическим реформам, в частности, в этом году после заседания Национального народного конгресса и последовавших затем событий, связанных с Бо Силаем. В Китае грядут большие перемены, однако, отметил его Святейшество, важно, чтобы перемены были постепенными. В конце концов, сказал Его Святейшество, также как и он, Коммунистическая партия выйдет в отставку.
На вопрос о том, сможет ли он посетить Тибет в качестве духовного и светского лидера, Его Святейшество ответил, что в нынешней ситуации, когда его считают дьяволом, очевидно, что если он поедет в Тибет, то сразу окажется за решеткой. Он выразил обеспокоенность тем, что китайцы не имеют доступа к достоверной информации. В первую очередь необходимо открыто говорить правду. Далай-лама повторил, что 1,3 млрд. китайцев имеют право знать о реальном положении вещей и могут сами решать, что является правильным и что неправильным. Он также сказал о необходимости поднять правовые стандарты в Китае до международного уровня.
Что касается его самого, отметил Его Святейшество, он передал политические полномочия выбранному руководителю, и теперь на нем лежит ответственность лишь духовного лидера. Он упомянул о своем обязательстве способствовать межрелигиозной гармонии и распространению человеческих ценностей и о том, что в этих вопросах он мог бы быть полезен также и Китайской Народной Республике.
Однако если власти Китая будут продолжать придерживаться ложного пути, сказал Далай-лама, проблема только ухудшится. Его Святейшество добавил, что в период с 1951 по 1959 гг., когда ему пришлось сосуществовать с китайцами, он научился искусству лицемерия. Только в апреле 1959 г., когда он бежал в Индию, отпала необходимость лицемерить, и ему совершенно не хочется к этому возвращаться.
На просьбу обратиться к политическим заключенным, Его Святейшество сказал, что политические заключенные не совершили никакого преступления, но просто выступили в защиту правды. В борьбе за справедливость могут быть временные трудности и неудачи, однако конечный результат будет положительным, сказал он.
Его Святейшество заявил, что люди должны обладать решимостью, подобной духу, которым он преисполнился, когда посетил пещеры в Яньане. В наши дни, добавил он, свобода и демократия процветают во всем мире.
Говоря о Лю Сяобо, Его Святейшество сказал, что другой лауреат Нобелевской премии мира, Аун Сан Су Чжи из Мьянмы, долгое время провела под домашним арестом. Однако, в конце концов, она получила свободу. Дело Лю Сяобо вызывает огромный интерес в мире, и, в конце концов, перемены произойдут и здесь.
Затем Далай-лама вернулся в зал, чтобы прочитать публичную лекцию о «Мире в трудные времена».
Профессор Тензин Доржи, от лица Гаден Шарце Тубтен Даргье Линг, поприветствовал всех и представил Ричарда Гира, представившего в свою очередь Его Святейшество. Ричард Гир сказал, что благодаря своей гуманитарной деятельности Его Святейшество признан во всем мире и является одним из величайших людей на этой планете.
Его Святейшество начал с объяснения того, кем он является и кем не является. Он отметил, что, возможно, некоторые из более чем десяти тысяч людей, собравшихся в зале, пришли из любопытства, и в этом нет ничего зазорного. Возможно также, что среди присутствующих есть те, которые думают, что Его Святейшество обладает способностью исцелять, но это заблуждение. Он сам скептически относится к тем, кто называет себя целителями, и припомнил свое выступление в концертном зале Альберт-Холл много лет назад, во время которого он в шутку сказал, что если кто-то обладает способностью излечивать, он хотел бы с ними проконсультироваться по поводу зуда в области шеи.
Его Святейшество сказал, что есть те, кто считают, что он царь-бог, а кто-то называет его дьяволом. Это все абсурд, добавил он.
Его Святейшество сказал, что он всего-навсего обычный человек, такой же, как и все остальные. Как и любой другой человек, он испытывает гнев, зависть и привязанность.
Мы все способны проявлять сострадание. Говоря о важности материнской любви в детстве, Далай-лама привел в пример свою мать (родившую 15 или 16 детей) и сказал, что она оказала на него большое влияние. Она была так необычайно добра, чтоб она могла раздать всю еду беднякам и никогда не гневалась.
Таким образом, заботе и доброте мы учимся у наших матерей. Далай-лама уверен, что те люди, по отношению к которым была проявлена забота в детстве, в дальнейшем в жизни отличаются более позитивным настроем. С другой стороны, люди, которые в детстве испытали недостаток заботы, пусть даже и вырастут высокообразованными, успешными или состоятельными, могут чувствовать себя незащищенными, им бывает трудно открыться, они всегда предпочитают держать других на расстоянии, что может привести к недоверию. Его Святейшество сказал, что у таких людей могут быть красивые дома, самые благоприятные условия для жизни, много денег и т.д., но глубоко внутри им всегда будет чего-то не хватать.
Его Святейшество сказал, что забота, проявленная матерью в детстве, очень помогла ему. В этом возрасте в людях закладываются человеческие ценности. Становясь взрослыми, мы попадаем в атмосферу разногласий, между людьми развивается недоверие. Основные человеческие ценности отходят на второй план, и в нашем сердце начинают преобладать негативные эмоции, чувство соперничества, желание обмануть и т.д.
Его Святейшество сказал, что большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, созданы нами самими. Он отметил, что кровопролитные события происходили не только в 20-м веке, но продолжаются и сейчас. Нам также необходимо обратить внимание на такие проблемы, как коррупция, разрыв между богатыми и бедными слоями населения, проблемы окружающей среды, такие как глобальное потепление.
Его Святейшество говорил о потенциале человеческого разума, подчеркнув, что технологии сами по себе не могут стать причинами проблем. Если использовать их должным образом, они могут принести огромную пользу. Машины не создают проблемы, однако они могут стать источником проблем, если их использовать недолжным образом.
Обладая огромным потенциалом, мы не используем его в полной мере, и потому испытываем страдания. Поразительный человеческий разум должен необходимо применять в благих целях, и здесь чрезвычайно важны исследование и анализ. Нам необходимо рассматривать проблемы с разных точек зрения. Мы не можем увидеть реальное положение вещей, если будем рассматривать ситуацию только под одним углом, мы должны оценивать ситуацию с четырех или даже шести сторон, чтобы получить более полную картину. Для этого наш ум должен находиться в состоянии спокойствия.
Для достижения счастья, необходимо развивать человеческий ум и силу воли. Счастья нельзя добиться с помощью машин или купить с помощью денег. Счастья можно достичь только благодаря правильному умственному настрою.
Его Святейшество подчеркнул, что важно делать различие между чувственными и умственными переживаниями. Иногда, несмотря на состояние физической усталости, мы можем быть ментально очень бодры. С другой стороны, даже если мы физически здоровы, в состоянии стресса нам не достичь душевного покоя. Таким образом, состояние нашего ума более важно и оказывает на нас большее влияние, чем наше физическое состояние.
В 21-м веке жизнь на планете относительно мирная и спокойная, однако мы до сих пор сталкиваемся с проблемами, и нам необходимо выработать подход к их решению. Если выработать правильный умственный настрой, мы можем сохранять душевное спокойствие. Когда врачи говорят, что нам необходим отдых, они имеют в виду полное душевное расслабление, сказал Его Святейшество. Физический отдых в удобной кровати при отсутствии душевного спокойствия не принесет нам отдыха.
Спокойный ум тесно связан с уверенностью в себе. Очень трудно достичь душевного покоя, пребывая в страхе. И, как это ни странно, сказал он, забота о других придает нам большую уверенность в себе и внутренние силы.
Современная система образования направлена в первую очередь на материальный мир и совершенно не учитывает развитие внутренних ценностей. Ранее об этом заботились религиозные институты, добавил Его Святейшество.
Подход к развитию внутренних ценностей, основанный на религии, чреват проблемами. Во-первых, ни одна религия, какой бы замечательной она ни была, не является общепризнанной. К тому же существует множество неверующих людей.
Нам необходимо найти способ донести важность любви и сострадания всем, даже неверующим. Здесь мы могли бы руководствоваться примером индийского секуляризма, основанного на уважении ко всем религиям и неверующим. Мы должны выработать секулярный способ развития и поддержания внутренних ценностей.
Его Святейшество сказал, что первое его обязательство заключается в том, чтобы способствовать созданию нерелигиозного подхода к моральным ценностям. Что касается его второго обязательства, в 1956 г., когда он прибыл в Индию ему довелось встретиться с представителями различных религиозных верований. Стало очевидно, что с точки зрения философии существуют различия не только между религиями, но даже между самими буддистами. Однако, сказал Далай-лама, принимая во внимание различные умственные предрасположенности различных людей, нам необходимы различные философские взгляды. Все религиозные традиции делают нас внутренне сильнее. Независимо от различных философских взглядов, все религии заботятся о благополучии человечества.
Его Святейшество обязался способствовать установлению настоящей религиозной гармонии до конца своей жизни, неважно, будет ли это 10 лет, 20 или 30. Он призвал всех приложить усилия к тому, чтобы совместно построить мирную жизнь для всего человечества, которая невозможна без доброты. Мы можем начать с отдельных людей, затем распространить доброе чувство на свою семью и соседей. Именно таким образом можно внести перемены, сказал он.
В то же время люди, занятые в сфере образования, могли бы изучить способы развития нравственности и этики при помощи секулярного подхода. Некоторые университеты в Индии и США весьма преуспели в этом.
Такими действиями мы можем изменить целый мир, что было бы хорошо. Даже если у нас этого не получится, мы, по крайней мере, добьемся душевного спокойствия и сможем полностью расслабиться. Далай-лама сказал, что в молодости, когда ему было 20 или 30 лет, он нервничал перед публичными выступлениями, потому что ему хотелось, чтобы все прошло идеально. Его Святейшество припомнил, что в 1954-55 гг. в Китае и в 1956 г. в Индии перед встречами с высокопоставленными лицами и публичными выступлениями он испытывал беспокойство. Он также испытывал беспокойство во время своей первой официальной встречи с Мао Цзэдуном, его наставник тоже нервничал, так сильно, что на его лысой голове проступил пот.
Его Святейшество сказал, что в 1954 г., кода индийский посол в Пекине прибыл на встречу с ним, в комнате также находились китайские чиновники, которые выглядели очень сурово. На столе была ваза с фруктами, которая почему-то перевернулась, и эти же чиновники опустились на колени, чтобы собрать их. Его Святейшество до сих пор помнит контраст между тем, как сурово выглядели эти чиновники сначала, и тем, как человечно они отреагировали, когда перевернулась ваза и фрукты рассыпались.
Он настоятельно советовал людям задуматься над этими вопросами, чтобы изыскать способы достижения душевного покоя.
Во время последовавшей сессии вопросов и ответов Его Святейшество спросили, что, по его мнению, является самой важной практикой для культивирования сострадания. Его Святейшество ответил, что если человек верит в сотворение мира, тогда полное доверие и посвящение себя Богу помогает справиться с эгоцентризмом и развить в себе сострадание.
Буддисты должны верить в самих себя, в то, что их будущее зависит от их собственных действий. Соответственно человек должен развивать в себе мотивацию для уважения и проявления заботы о благополучии других людей. Необходимо помнить о том, что человек должен стремиться помочь другим при любой возможности, или, по крайней мере, воздержаться от причинения им вреда. Это и будет источником развития сострадания.
Если человек неверующий, то ему необходимо задуматься над утверждением врачей о том, что для хорошего здоровья необходим спокойный ум. Чрезвычайно обеспокоенный ум наносит вред нашему телу.
Его Святейшество сказал, что обычно сочетает здравый смысл и опыт в соответствии с секулярным подходом, и добавляет к этому некоторые буддийские методы для развития сострадания.
На вопрос о том, какой вклад, по его мнению, древняя тибетская культура внесла в современный мир, Его Святейшество ответил, что при тщательном изучении тибетского буддизма становится ясно, что это продолжение чистой традиции института Наланды. Это относится не только к буддизму как к религии, но также и к науке об уме и логике. Он добавил, что наука об уме и логика общеприменимы, и, являясь академической дисциплиной, могут быть включены в систему образования.
Однако, отметил он, буддизм как религия должен затрагивать только буддистов.
На вопрос о положительных и отрицательных аспектах жизни на Западе, Его Святейшество ответил, что не хотел бы делать различий между Востоком и Западом.
Америка – это страна, в которой уживаются много разных культур и религий, отметил он, и ему импонирует открытость и неформальность американцев, в отличие от немцев, англичан или японцев.
Очень важно помнить, что Китай является самой населенной страной, сказал Его Святейшество, а закрытое общество не отвечает ничьим интересам. Поэтому для того, чтобы стать подлинным членом мирового сообщества, Китай должен открыться.
Мир меняется, и с начала 20-го века много перемен произошло в Америке, даже Дхарамсала, где проживает Его Святейшество, очень изменилась с 1960-1970-х гг. Однако сказал он, если мы не будем уделять больше внимания внутренним ценностям, материальное развитие может быть только на руку таким негативным явлениям, как коррупция.
На вопрос о том, каким образом лучше справляться с нетерпимостью, проявляемой другими, Его Святейшество ответил, что необходимо четко понимать, что толерантность и умение прощать не означает, что надо безропотно сносить дурные поступки других. Дурные поступки необходимо пресекать, но делать это надо не с тем, чтобы нанести вред, а из подлинной заботы о благополучии тех, кто такие поступки совершает. Его Святейшество привел в пример отношение родителей к своим детям или ответственных учителей к своим ученикам. Временами они могут быть резкими, но не из-за недоброжелательства. Его Святейшество рассказал о том, как у его наставника были два кнута, один обычный для его старшего брата, который учился вместе с ним, а второй, обернутый в желтую ткань, для него. Он сказал, что тогда учился из-за боязни быть выпоротым, хотя и осознавал, что его учитель использовал кнут не из дурных намерений.
Его Святейшество сказал, что коммунистическая тоталитарная система изначально была эффективной, но позже никто не осмеливался критиковать ее, потому что любая критика подавлялась. Он припомнил, что после серьезных проблем в Тибете в 1986-87 гг. журналист Джонатан Мирски из The Observer спросил его, почему китайцы так его не любят. Его Святейшество ответил, что они его не любят, потому что он не соглашался с ними безоговорочно. На самом деле, отметил Его Святейшество, Мао Цзэдун говорил, что коммунистов следует подвергать критике, иначе они будут, как рыба без воды. Лозунг был хорош, но в 1957 г. Мао начал кампанию «Пусть расцветают сто цветов», и затем эти цветы превратились в сорняки. Он добавил, что тибетцы, проживающие в Индии, искренне следуют этому совету Мао в отношении важности критики.
После выступления, организаторы мероприятий, согласно традиции, введенной Его Святейшеством, сделали публичное заявление о финансовых результатах. Общий доход от мероприятий составил 650 тыс. долларов и общие расходы оцениваются в 317 тыс. долларов, прибыль, таким образом, составляет 333 тыс. долларов. Было заявлено, что Его Святейшество не берет платы за свои выступления и не извлекает из них никакой материальной выгоды, а избыточные средства будут распределены следующим образом: 133 тыс. долларов будут отданы доверительному фонду Далай-ламы для финансирования образовательных и культурных программ, 100 тыс. долларов головной образовательной организации Центра в Индии, 50 тыс. – центру Гаден Шарце Тубтен Даргье Линг для финансирования 6 проектов и оставшиеся 50 тыс. будут использованы в качестве начальных инвестиций для организации следующего визита Его Святейшества в этот регион.
Утром 22 апреля 2012 г. Его Святейшество отправляется в Рочестер, штат Миннеаполис, следующий пункт своего визита. Его Святейшество пройдет обычную медицинскую проверку, а 24 апреля примет участие в дискуссии за круглым столом о развитии душевной устойчивости с помощью осознанности
Перевод Даримы Дарибазарон
Просмотров: 3 997