Далай-лама даровал в Нью-Йорке посвящение Будды Шакьямуни «Установление в трех самайях» и прочел публичную лекцию о ненасилии
21-10-2013, 23:45 | Напечатать
Нью-Йорк, США, 20 октября 2013 года – В прохладной тиши раннего утра, когда солнце только начинало подсвечивать небо, Его Святейшество Далай-лама безмолвно сел у мандалы, возведенной на сцене театра «Маяк», начав подготовительную церемонию к сегодняшнему посвящению. Позже, когда все три тысячи мест в зале театра были заполнены людьми, он вернулся на трон, чтобы продолжить учения.
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуалы.
20 октября 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)Сегодня «Сутра сердца» была пропета всеми собравшимися во главе с находящимся на сцене Ричардом Гиром на английском языке. Его Святейшество привел слова Будды: «Со своей стороны я могу только показать путь, но вам по нему идти», а затем прочел строфу:
Водою Будды не смывают скверны,
Страдания существ рукой не устраняют,
Другим не переносят прозрения свои,
Они учением существ освобождают.
Его Святейшество сказал, что как последователи Будды, мы должны осознать, что освободить себя можем только мы сами, мы сами должны пройти путь. Устремлением буддийского практикующего является освобождение из самсары, круговорота перерождений, а целью – достижение состояния Будды. Для этого нам нужно собирать причины и условия, которые приведут к такому достижению. Реальность устроена так, что определенные причины влекут определенные результаты, с которыми они схожи по природе и связаны благодаря закону причинно-следственных связей.
У Будды есть тело формы (рупакая) и тело мудрости (дхармакая). Тело формы является основой; с его помощью мы достигаем своей основной цели – благополучия всех живых существ. Из всех деяний Будды речь приносит больше всего блага, ведь с ее помощью Будда может открывать истину другим. Однако тело формы Будды отличается от наших обычных тел из плоти и крови, оно должно быть особым, соответствующим по своей природе мудрости Будды. Таким образом, нам необходимо взращивать аспект метода и аспект мудрости. Метод – это обширный аспект пути, а мудрость – глубинный.
Путь, ведущий к обретению дхармакаи, мы находим в колеснице сутр, но путь, ведущий к обретению рупакаи, намного сложнее. Для его осуществления необходима йога божеств, в которой постижение пустоты ведет к обретению особого чистого тела формы. Это и является целью йоги божеств.
Во время церемонии посвящения Будды Шакьямуни «Установление
в трех самайях». 20 октября 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)Завершив предварительные объяснения Его Святейшество провел краткую церемонию зарождения бодхичитты. Он рассказал о семичленной практике простираний; описал подношения Буддам и бодхисаттвам, среди них особое подношение постижения, отречение от неблагих деяний и сорадование благим деяниям Будд и бодхисатв, обращение к Буддам с просьбой даровать учения и мольбой не уходить в нирвану. По совету Его Святейшества, ученики прочли все необходимые строфы на английском языке.
Перед тем, как начать посвящение Будды Шакьямуни «Установление в трех самайях», Его Святейшество упомянул, что сам получил это посвящение от Чогье Тричена Ринпоче, главы школы цхарпа, одного из ответвлений традиции сакья.
После перерыва на обед, когда Его Святейшество вернулся на сцену, чтобы прочитать публичную лекцию, Ричард Гир лаконично представил его слушателям: «Для меня огромная честь приветствовать здесь, среди нас, единственного человека в мире, который заботится о других больше, чем о себе самом – Его Святейшество Далай-ламу». Эти слова были встречены восторженными, неутихающими аплодисментами.
Его Святейшество начал привычными в его устах словами: «Братья и сестры, я бесконечно рад, и для меня огромная честь поделиться с вами некоторыми своими мыслями и переживаниями. Я хочу поблагодарить организаторов нашей встречи за предоставленную возможность. Последние несколько дней я много говорил о буддизме как буддист. А сегодня здесь, тот же самый человек, будет говорить с вами как один из семи миллиардов людей, живущих сегодня на нашей планете. Если бы я думал, что отличаюсь от других, это отдаляло бы меня от людей, с которыми я беседую. Физически, ментально и эмоционально мы одинаковы. У вас возникают проблемы из-за ваших эмоций, у меня тоже».
Его Святейшество Далай-лама выступает с публичной лекцией
в театре "Маяк". 20 октября 2031 г.
Фото: Дежерми Рассел (офис ЕСДЛ)«В самом начале я хотел бы поговорить о том, где проходит граница между насилием и ненасилием. Они различаются только мотивацией. Если вы заботитесь о других и в определенной ситуации говорите жестокие слова, за которыми стоит положительная мотивация, это не будет насилием. Но если вы хотите обидеть, ввести в заблуждение, эксплуатировать других, говоря при этом сладкие речи и льстивые слова, быть может даже поднося подарки, тогда это будет одной из форм насилия. С другой стороны, я бы хотел подчеркнуть, что желание не совершать насилия не должно быть предлогом для бездеятельности».
«Физическое тело человека не создано для насилия. Посмотрите на свою руку: она не приспособлена для насильственных действий. У нас круглые и короткие ногти, совсем не похожи на страшные острые когти хищников. Точно так же и наши зубы затуплены и округлы, они похожи на зубы травоядных. К тому же, мы социальные животные».
Его Святейшество заметил, что насилие неизменно связано с восприятием себя как центра мироздания, с привычкой делить людей на своих и чужих. Тибетский духовный лидер добавил, что нужно воспринимать всех людей на Земле как своих, взращивать чувство единства всего человечества. Он сказал, что 20-й век был эрой великих открытий, но в то же время, по данным некоторых историков, принес насильственную смерть около 200 миллионам людей, среди них были и те, кто подверглись ядерным бомбардировкам. Нам нужно найти другой способ сосуществовать. Нельзя также забывать о все увеличивающемся разрыве между бедными и богатыми, который необходимо сокращать.
«Текущее столетие пока еще относительно юное, у нас впереди еще 87 лет 21-го века. Будущее открыто, и его можно изменить, однако мое поколение уже готово распрощаться, и вся ответственность за перемены ложится на плечи молодежи, юного поколения. Как добиться перемен? Улучшая образование. Необходим новый подход, нравственные правила, приемлемые для всего человечества, а не только для последователей той или иной веры».
«Как только мы поймем, что этика отвечает нашим собственным интересам, мы научимся вести себя с большей прозрачностью, а из такого поведения рождается открытость, доверие и дружба. Совершенно ясно, что душевная теплота и есть истинный источник счастливой жизни. Светскую этику можно преподавать в светских образовательных учреждениях. На этом я завершаю лекцию, а теперь с удовольствием отвечу на ваши вопросы».
Одним из первых был задан вопрос о насилии, примененным буддийскими монахами против мусульман в Бирме. Его Святейшество ответил, что как только он услышал об этих событиях, он попросил своего представителя в Дели связаться с посольством Бирмы, однако безуспешно. Затем он написал Аун Сан Су Чжи. Он рассказал, что обратился к буддийским монахам, принимавшим участие в этих событиях, и попросил их вспоминать лицо Будды в момент, когда их охватывает гнев. Его Святейшество добавил, что убежден, если бы Будда лично был там, он бы встал на защиту мусульман.
Его Святейшество также рассказал, что на церемонии по случаю первой годовщины террористической атаки 11 сентября, он твердо высказался против порицания целого сообщества людей, всех последователей мусульманской веры из-за преступного поведения горстки их единоверцев. С тех пор он часто оказывается защитником ислама.
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы слушателей
после публичной лекции.
20 октября 2013 г. Фото: Сонам ЗоксангКитайский художник Ай Вэйвэй спросил Его Святейшество, надеется ли он на возвращение на родину. Далай-лама ответил, что в 2005 году он направил письмо китайскому правительству, объяснив, что ему хотелось бы посетить одну из священных гор китайского буддизма Утайшань, но ему отказали в просьбе. Его Святейшество сказал, что за последние 60 лет, можно отметить четыре различные периоды в правлении Китая: власть идеологии при Мао Цзэдуне; накопление капиталов при Дэн Сяопине; появление состоятельных людей в верхах коммунистической партии в правление Цзян Цзэми́ня; и не вполне успешные попытки Ху Цзиньтао построить гармоничное общество. Гармония совершенно необходима, но она должна опираться на доверие и уважение, а не на применение силы. Сейчас начался новый период – правление Си Цзиньпина и Ли Кэцяна, и появилась надежда, что новые лидеры будут больше руководствоваться доводами здравого смысла и лозунгом Дэна Сяопина «Искать истину, исходя из фактов». В настоящее время также, каждую неделю десять-двадцать китайцев приезжают в Дхарамсалу, чтобы увидеть Его Святейшество.
Один из слушателей заметил, что многие тибетцы приходят к нему за благословением, но немногие из них, как кажется, следуют его совету придерживаться общей цели. Его Святейшество ответил прямо и решительно: «90% из шести миллионов тибетцев считают нашу цель реально достижимой и возможной. Из ста тысяч тибетцев, проживающих сейчас за границей, в свободных странах, опять же около 90% нас поддерживают. Только небольшая часть придерживается другого мнения. Единицы хотят полной и немедленной независимости».
«Когда в 1950 году начались проблемы в Тибете, мы обратились в ООН за поддержкой; никакого ответа не последовало. Мы пытались договориться с китайским правительством в 1952 и 1954 годах. Я ездил в Китай и несколько раз встречался с председателем Мао и другими лидерами. Я уезжал в Китай, полный страхов и сомнений, а вернулся, окрыленный надеждой. В 1959 году поднялась волна насилия и я вынужден был бежать в Индию, где встретился с пандитой Неру и другими лидерами. Они все советовали мне попробовать решить вопрос напрямую с Китаем. Я пытался, но в 1959 году ситуация вышла из под контроля. Мы снова и снова поднимали вопрос о Тибете в ООН в 1959, 1960 и 1965 годах, но безуспешно. Неру откровенно высказал мне свое мнение, что США не будет воевать с Китаем из-за Тибета».
“В 1974 году мы решили, что когда наступит благоприятный момент, – а Китай тогда еще сотрясали судороги культурной революции, – мы вступим в прямые переговоры с китайскими лидерами, вот тогда родился подход Срединного пути».
«В 1978 году Дэн Сяопин несколько разрядил обстановку. Мой брат отправился на встречу с ним от нашего имени. В результате пограничный контроль стал менее жестким и члены семей, проживающих по разные стороны границы, получили возможность видеть друг друга. В Тибет отправили следственную комиссию. В 80-е годы во время правления Ху Яобана, мы были полны надежд, но его сместили, и начавшееся в Китае демократическое движение вылилось в события на площади Тяньаньмэнь. После этого диалог возобновился только в 2002 году с Цзян Цзэминем».
Его Святейшество Далай-лама пожимает руки слушателям после
лекции в театре "Маяк". 20 октября 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)«Мы не ищем полной независимости, но хотим истинной автономии. Мы хотим сделать Тибет более современным и цивилизованным. Но у нас должна быть возможность сохранить хрупкую природу Тибета, ведь берущие начало в ледниках Тибета реки служат источником питьевой воды для миллиардов людей в Азии. Мы также хотим защитить и сохранить свою неповторимую культуру, язык и религию. Монастырские центры обучения в Центральном Тибете были созданы для объединения территорий Кам, Амдо и У-Цанг, ведь туда приходили учиться студенты со всего Тибета. Мы хотим восстановить их единство».
«Подход Срединного пути учитывает интересы всех сторон. Небольшая группа тибетцев хочет полной независимости, но они не предлагают методов ее достижения. У них нет стратегии. Мы должны придерживаться реальности».
На вопрос о том, как помочь молодым людям стать более нравственными, Его Святейшество ответил, что мы должны сами воплощать нравственные нормы в жизнь. Дети, которых с детства окружали любовью, вырастают в спокойных, уверенных в своих силах взрослых. Поэтому любовь и нежность играют бесконечно важную роль.
Подводя итоги, Его Святейшество сказал: «Сегодня последний день моего визита. Я провел три дня в Атланте, затем шесть дней в Мексике и три дня здесь, в Нью-Йорке. Иногда мне кажется я приезжаю только для того, чтобы развеселить людей, но все же, думаю, небольшая польза от моих визитов есть. Однако, завтра я уезжаю, а ваши проблемы остаются, так что вам предстоит их решать самим, мудро и эффективно. Спасибо, и до свидания, до следующей встречи».
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуалы.
20 октября 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Водою Будды не смывают скверны,
Страдания существ рукой не устраняют,
Другим не переносят прозрения свои,
Они учением существ освобождают.
Его Святейшество сказал, что как последователи Будды, мы должны осознать, что освободить себя можем только мы сами, мы сами должны пройти путь. Устремлением буддийского практикующего является освобождение из самсары, круговорота перерождений, а целью – достижение состояния Будды. Для этого нам нужно собирать причины и условия, которые приведут к такому достижению. Реальность устроена так, что определенные причины влекут определенные результаты, с которыми они схожи по природе и связаны благодаря закону причинно-следственных связей.
У Будды есть тело формы (рупакая) и тело мудрости (дхармакая). Тело формы является основой; с его помощью мы достигаем своей основной цели – благополучия всех живых существ. Из всех деяний Будды речь приносит больше всего блага, ведь с ее помощью Будда может открывать истину другим. Однако тело формы Будды отличается от наших обычных тел из плоти и крови, оно должно быть особым, соответствующим по своей природе мудрости Будды. Таким образом, нам необходимо взращивать аспект метода и аспект мудрости. Метод – это обширный аспект пути, а мудрость – глубинный.
Путь, ведущий к обретению дхармакаи, мы находим в колеснице сутр, но путь, ведущий к обретению рупакаи, намного сложнее. Для его осуществления необходима йога божеств, в которой постижение пустоты ведет к обретению особого чистого тела формы. Это и является целью йоги божеств.
Во время церемонии посвящения Будды Шакьямуни «Установление
в трех самайях». 20 октября 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Перед тем, как начать посвящение Будды Шакьямуни «Установление в трех самайях», Его Святейшество упомянул, что сам получил это посвящение от Чогье Тричена Ринпоче, главы школы цхарпа, одного из ответвлений традиции сакья.
После перерыва на обед, когда Его Святейшество вернулся на сцену, чтобы прочитать публичную лекцию, Ричард Гир лаконично представил его слушателям: «Для меня огромная честь приветствовать здесь, среди нас, единственного человека в мире, который заботится о других больше, чем о себе самом – Его Святейшество Далай-ламу». Эти слова были встречены восторженными, неутихающими аплодисментами.
Его Святейшество начал привычными в его устах словами: «Братья и сестры, я бесконечно рад, и для меня огромная честь поделиться с вами некоторыми своими мыслями и переживаниями. Я хочу поблагодарить организаторов нашей встречи за предоставленную возможность. Последние несколько дней я много говорил о буддизме как буддист. А сегодня здесь, тот же самый человек, будет говорить с вами как один из семи миллиардов людей, живущих сегодня на нашей планете. Если бы я думал, что отличаюсь от других, это отдаляло бы меня от людей, с которыми я беседую. Физически, ментально и эмоционально мы одинаковы. У вас возникают проблемы из-за ваших эмоций, у меня тоже».
Его Святейшество Далай-лама выступает с публичной лекцией
в театре "Маяк". 20 октября 2031 г.
Фото: Дежерми Рассел (офис ЕСДЛ)
«Физическое тело человека не создано для насилия. Посмотрите на свою руку: она не приспособлена для насильственных действий. У нас круглые и короткие ногти, совсем не похожи на страшные острые когти хищников. Точно так же и наши зубы затуплены и округлы, они похожи на зубы травоядных. К тому же, мы социальные животные».
Его Святейшество заметил, что насилие неизменно связано с восприятием себя как центра мироздания, с привычкой делить людей на своих и чужих. Тибетский духовный лидер добавил, что нужно воспринимать всех людей на Земле как своих, взращивать чувство единства всего человечества. Он сказал, что 20-й век был эрой великих открытий, но в то же время, по данным некоторых историков, принес насильственную смерть около 200 миллионам людей, среди них были и те, кто подверглись ядерным бомбардировкам. Нам нужно найти другой способ сосуществовать. Нельзя также забывать о все увеличивающемся разрыве между бедными и богатыми, который необходимо сокращать.
«Текущее столетие пока еще относительно юное, у нас впереди еще 87 лет 21-го века. Будущее открыто, и его можно изменить, однако мое поколение уже готово распрощаться, и вся ответственность за перемены ложится на плечи молодежи, юного поколения. Как добиться перемен? Улучшая образование. Необходим новый подход, нравственные правила, приемлемые для всего человечества, а не только для последователей той или иной веры».
«Как только мы поймем, что этика отвечает нашим собственным интересам, мы научимся вести себя с большей прозрачностью, а из такого поведения рождается открытость, доверие и дружба. Совершенно ясно, что душевная теплота и есть истинный источник счастливой жизни. Светскую этику можно преподавать в светских образовательных учреждениях. На этом я завершаю лекцию, а теперь с удовольствием отвечу на ваши вопросы».
Одним из первых был задан вопрос о насилии, примененным буддийскими монахами против мусульман в Бирме. Его Святейшество ответил, что как только он услышал об этих событиях, он попросил своего представителя в Дели связаться с посольством Бирмы, однако безуспешно. Затем он написал Аун Сан Су Чжи. Он рассказал, что обратился к буддийским монахам, принимавшим участие в этих событиях, и попросил их вспоминать лицо Будды в момент, когда их охватывает гнев. Его Святейшество добавил, что убежден, если бы Будда лично был там, он бы встал на защиту мусульман.
Его Святейшество также рассказал, что на церемонии по случаю первой годовщины террористической атаки 11 сентября, он твердо высказался против порицания целого сообщества людей, всех последователей мусульманской веры из-за преступного поведения горстки их единоверцев. С тех пор он часто оказывается защитником ислама.
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы слушателей
после публичной лекции.
20 октября 2013 г. Фото: Сонам Зоксанг
Один из слушателей заметил, что многие тибетцы приходят к нему за благословением, но немногие из них, как кажется, следуют его совету придерживаться общей цели. Его Святейшество ответил прямо и решительно: «90% из шести миллионов тибетцев считают нашу цель реально достижимой и возможной. Из ста тысяч тибетцев, проживающих сейчас за границей, в свободных странах, опять же около 90% нас поддерживают. Только небольшая часть придерживается другого мнения. Единицы хотят полной и немедленной независимости».
«Когда в 1950 году начались проблемы в Тибете, мы обратились в ООН за поддержкой; никакого ответа не последовало. Мы пытались договориться с китайским правительством в 1952 и 1954 годах. Я ездил в Китай и несколько раз встречался с председателем Мао и другими лидерами. Я уезжал в Китай, полный страхов и сомнений, а вернулся, окрыленный надеждой. В 1959 году поднялась волна насилия и я вынужден был бежать в Индию, где встретился с пандитой Неру и другими лидерами. Они все советовали мне попробовать решить вопрос напрямую с Китаем. Я пытался, но в 1959 году ситуация вышла из под контроля. Мы снова и снова поднимали вопрос о Тибете в ООН в 1959, 1960 и 1965 годах, но безуспешно. Неру откровенно высказал мне свое мнение, что США не будет воевать с Китаем из-за Тибета».
“В 1974 году мы решили, что когда наступит благоприятный момент, – а Китай тогда еще сотрясали судороги культурной революции, – мы вступим в прямые переговоры с китайскими лидерами, вот тогда родился подход Срединного пути».
«В 1978 году Дэн Сяопин несколько разрядил обстановку. Мой брат отправился на встречу с ним от нашего имени. В результате пограничный контроль стал менее жестким и члены семей, проживающих по разные стороны границы, получили возможность видеть друг друга. В Тибет отправили следственную комиссию. В 80-е годы во время правления Ху Яобана, мы были полны надежд, но его сместили, и начавшееся в Китае демократическое движение вылилось в события на площади Тяньаньмэнь. После этого диалог возобновился только в 2002 году с Цзян Цзэминем».
Его Святейшество Далай-лама пожимает руки слушателям после
лекции в театре "Маяк". 20 октября 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
«Подход Срединного пути учитывает интересы всех сторон. Небольшая группа тибетцев хочет полной независимости, но они не предлагают методов ее достижения. У них нет стратегии. Мы должны придерживаться реальности».
На вопрос о том, как помочь молодым людям стать более нравственными, Его Святейшество ответил, что мы должны сами воплощать нравственные нормы в жизнь. Дети, которых с детства окружали любовью, вырастают в спокойных, уверенных в своих силах взрослых. Поэтому любовь и нежность играют бесконечно важную роль.
Подводя итоги, Его Святейшество сказал: «Сегодня последний день моего визита. Я провел три дня в Атланте, затем шесть дней в Мексике и три дня здесь, в Нью-Йорке. Иногда мне кажется я приезжаю только для того, чтобы развеселить людей, но все же, думаю, небольшая польза от моих визитов есть. Однако, завтра я уезжаю, а ваши проблемы остаются, так что вам предстоит их решать самим, мудро и эффективно. Спасибо, и до свидания, до следующей встречи».
Перевод: Ольга Селезнева