Далай-лама начал учения по «Большому руководству к этапам пути к Пробуждению» по просьбе монгольских буддистов
3-12-2014, 22:08 | Напечатать
Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 2 декабря 2014 года – Около четырех тысяч человек, включая тибетцев, туристов из 49 стран мира и почти шестьсот монголов, ожидали сегодня утром Его Святейшество Далай-ламу в храме Тхекчен Чолинг комплекса Цуглагкханг, где начались четырехдневные учения, даруемые по просьбе монгольских буддистов. Среди лам и высоких иерархов, сидевших у трона Его Святейшества, были Ганден Три Ринпоче и Джангце Чодже.
Его Святейшство в начале первого из четырех дней учений для мон-
гольских буддистов. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)«Сегодня мы начинаем учения по “Большому руководству к этапам пути к Пробуждению” (ламрим ченмо), – начал Его Святейшество. – Многие из вас приложили колоссальные усилия, чтобы приехать сюда, и я очень рад вас видеть. Вы также опубликовали эту книгу на своем родном языке, с чем от всего сердца вас поздравляю.
Я часто называю Тибет, Монголию и Китай тремя великими азиатскими империями древности. Мы – тибетцы и монголы – были тесно связаны на протяжении веков, и эти узы больше, чем просто общие буддийские традиции. Что касается отношений с Далай-ламами, Всеведущий Сонам Гьяцо, Третий Далай-лама, ездил в Монголию и наладил с ней тесный контакт. Сегодня я подписываю письма словом “Далай-лама”, и когда люди спрашивают, что это значит, я объясняю, что это монгольское имя, которое было дано в те давние времена».
Его Святейшество коснулся темы монголоязычных народов, проживающих в Российской Федерации в республиках Бурятия, Калмыкия и Тува. Все они изучают буддийские сочинения на тибетском языке. Среди монголов было немало великих ученых-философов, и Его Святейшество упомянул, что прочел множество выдающихся произведений, написанных монголами. Однако, добавил он, в 20-м веке на территориях проживания монгольских народов буддизм пришел в упадок, но все же вера в Дхарму жива. Во время своих визитов в Монголию Его Святейшество стал свидетелем ограничений, введенных коммунистами; однако, вопреки этим мерам, вера монголов осталась непреклонной.
«Сегодня вы вновь обрели свободу учиться и практиковать, вы должны развивать понимание, основанное на изучении. Не считайте сочинение Чже Цонкапы “Большое руководство к этапам пути к Пробуждению” просто объектом поклонения. Читайте его и стройте свою веру на логическом рассуждении и постижении».
Когда пришло время подношения учителю мандалы, Его Святейшество с юмором попросил монголов читать молитвы как можно громче. Он рассказал о своем первом посещении их страны в 1979 году. Тогда монахи пели так громко и с таким рвением, что их и без того розовые лица стали ярко красными. Он добавил, что их воодушевление и воспоминания о временах Третьего Далай-ламы Сонама Гьяцо его глубоко растрогали.
Некторые из шестисот монгольских буддистов, приехваших в Дха-
рамсалу на учения Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)«Какой бы из разделов Дхармы мы ни изучали, – сказал Его Святейшество, – очень важно, чтобы и учитель и его слушатели взращивали благую мотивацию. Они не должны задумываться об обретении богатства и славы, не должны приходить на учения только ради того, чтобы потом похвалиться, что слышали учение много раз. Смысл в том, что никто из нас не хочет страданий и мы все хотим счастья. Нам нужно избегать причин, ведущих к страданиям, и взращивать причины для счастья. Мы совершаем ошибочные деяния тела и речи, руководствуясь неверным представлением об истинном существовании. Это неверное представление можно преодолеть, лишь развивая понимание бессамостности и пустоты. И сам Будда учил именно этому. Вам необходимо слушать объяснения, учиться, размышлять над тем, что вы узнали, а затем превращать это понимание в предмет своей медитации, пока вы не обретете непосредственное переживание, тем самым преобразуя себя».
Обсуждая четыре строчки строфы о принятии прибежища и зарождении бодхичитты, Его Святейшество процитировал Чандракирти, который говорил, что Будда – объект прибежища для тех, кто ищет освобождения. Он добавил, что прекращение [страданий], освобождение приходит, если следовать истинному пути Дхармы. Стремящиеся к этой цели и есть Сангха. Его Святейшество заметил, что в молитве есть слово «я»: в ней говорится «я обращаюсь за прибежищем» и «пусть я достигну состояния Будды». Хотя нам кажется, что существует цельное, жестко фиксированное «я», необходимо глубже его исследовать, ведь в действительности никакого независимого «я» нет.
Раскрыв текст, Его Святейшество объяснил, что первые четыре строфы – это приветствие. В них воздается дань почтения Будде, мудрецу из рода Шакья, двум бодхисаттвам, которым было передано учение о совершенной мудрости, Манджушри и Майтрее, и двум людям, главным светочам на пути – Нагарджуне и Асанге. Их линии преемственности соединены вместе Атишей. Его Святейшество заметил, что, когда Будда даровал учения о Четырех благородных истинах, его могли слушать различные живые существа, но основными учениками были люди. Главными же учениками, которым предназначались учения о совершенной мудрости, были бодхисаттвы и божества, такие как Манджушри, Авалокитешвара и Майтрея. Чже Цонкапа воздает дань почтения и им.
Его Святейшство в начале первого из четырех дней учений для мон-
гольских буддистов. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество отметил, что явное содержание учений о совершенной мудрости составляет тема пустоты. Однако, это не подразумевает того, что о пустоте можно говорить без объекта, на основе которой она устанавливается. В «Сутре сердца» ясно сказано, что форма – это та основа, на которой устанавливается пустота. Он повторил, что Нагарджуна был основателем линии глубокого воззрения, а Асанга – линии обширных деяний. Атиша получил передачу обеих линий, и к нему восходят три линии традиции кадам. В основе традиции кадам лежат шесть письменных источников: «Шикшасамуччая» (Собрание практик) и «Бодхичарья-аватара» («Путь бодхисаттвы») Шантидевы; «Бодхисаттва-бхуми» («Ступени бодхисаттвы») и «Махаяна-сутра-аламкара» («Украшение сутр махаяны) Асанги/Майтреи; «Джатака-мала» («Повествование о предыдущих рождениях Будды Шакьямуни») Арьяшуры и «Уданаварга» («Общие наставления»).
Его Святейшество перечислил три линии преемственности, существующие в рамках традиции кадам. Шунгпава – традиция обширного изучения текстов, в которых изложены этапы духовного пути от самого начального уровня до достижения пробуждения. Ламримпа предлагает описание путей и ступеней в систематическом порядке, но в более сжатой форме. Третья линия – менангпа – это традиция кратких устных наставлений, которые ученик может использовать в своей практике без изучения обширных трактатов.
Затронув тему величия учителя и его учения, Его Святейшество сказал, что было бы хорошо на этом месте сделать короткий перерыв в середине четырехчасовой сессии. Возобновив учения после перерыва, он выразил готовность ответить на вопросы монгольских буддистов. Первый вопрос касался традиции бон, и Его Святейшество подтвердил, что последователи этой традиции поклоняются духам и выполняют практики для привлечения благосостояния; эти обычаи дошли до наших дней. Он привел слова Тхукена Чокьи Ньимы о том, что буддизм и традиция бон сильно повлияли друг на друга и до некоторой степени перемешались. Однако в буддийской практике поклонение духам не занимает значительного места; ведущая роль отводится изучению глубоких философских воззрений, и среди них есть объяснения, к которым питают живой интерес даже современные ученые.
Следующий вопрос был о Долгьяле. Его Святейшество объяснил, что эта история началась во времена правления Пятого Далай-ламы, который многое о ней знал. В своей автобиографии Пятый Далай-лама пишет, что так называемый Тулку Дракпа Гьялцен не был истинным воплощением Тулку Гелека Пелсанга. Мать Дракпы Гьялцена Лха-агьял хитростью заставила Панчена Лобсанга Чогьена признать ее сына таким воплощением . Но Пятый Далай-лама не признавал его воплощением Тулку Гелека Пелсанга. Он пишет, что Долгьял – это порождение искаженных молитв, вероломный дух, приносящий вред живым существам и Дхарме.
Некоторые из более чем четырех тысяч человек из сорока девяти
стран, собравшихся на учений Его Святейшества Далай-ламы, да-
руемые по просьбе буддистов из Монголии. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)Его Святейшество пояснил: «Мой старший наставник, Кьябдже Линг Дордже Чанг, от которого я получил обеты бхикшу, с большим неодобрением относился к практикам поклонения Долгьялу, но поскольку Триджанг Ринпоче, мой младший наставник, строго им следовал, он воздерживался от открытой критики в их адрес. Однако своим близким ученикам он советовал держаться от этих практик подальше. Я начал практики поклонения Долгьялу из-за Триджанга Ринпоче. Позже я заподозрил неладное и провел собственное расследование. Таким образом я выяснил истинную природу Долгьяла и узнал о разногласиях по этому вопросу. Я прекратил поклонение Дольгялу. Линг Ринпоче был моим главным учителем; от него я получал основополагающие философские наставления и другие учения. Когда я рассказал ему, что прекратил практики поклонения Долгьялу, он был крайне рад. Он сказал: “Это превосходно”. Я рассказал о прекращении моих практик и Триджангу Ринпоче, подробно объяснив, что я предпринял для расследования по этому вопросу и почему пришел к такому заключению. Он согласился, что моя методика была безукоризненной и в моих действиях не было ошибок.
Поначалу я не оглашал своего решения публично. Но в конце концов я начал давать людям советы по поводу Долгьяла, всегда подчеркивая, что решение должны принимать они сами. Я не настаиваю на том, что другие должны следовать моему совету, Многие тибетцы и западные буддисты, узнав об истории возникновения этой практики, прекратили ее выполнение. В прошлом было несколько великих учителей, которые твердо противились поклонению Долгьялу, например Тричен Нгаванг Чокден, живший во времена Седьмого Далай-ламы, и Кхангсар Дордже Чанг, современник Тринадцатого Далай-ламы. Долгьял выразил бурную радость по поводу смерти Тринадцатого Далай-ламы. Хотя я и объясняю ситуацию людям, последуют они моему совету или нет, их личное дело. Как бы там ни было, некоторые сторонники Долгьяла с нетерпением ждут моей смерти.
Если вы, монголы, хотите отказаться от этой практики, делайте это с опорой на понимание. Проведите исследование истинной природы Долгьяла. Если вы боитесь, что он может причинить вам вред, если вы откажетесь от поклонения, скажите ему, что вашей вины в этом нет и свое недовольство он может выразить лично мне. Если вы последуете моему совету и прекратите эти практики, ничего плохого с вами не случится».
Его Святейшество Далай-лама приветствует слушателей, покидая
главный тибетский храм в конце первого из четырех дней учений,
даруемых по просьбе буддистов из Монголии. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)Его Святейшество упомянул, что под руководством Гандена Три Ринпоче Ассоциация «Гелугпа» выпустила книгу, в которой подробно исследуется этот вопрос. Он порекомендовал перевести ее на монгольский язык. Отвечая на последующие вопросы, Его Святейшество объяснил, что сектантство, связанное с поклонением Долгьялу, выливается в ограничение религиозной свободы. Например, последователям традиции гелуг запрещается даже просто хранить у себя дома сочинения традиции ньингма. Его Святейшество добавил, что гораздо лучше придерживаться несектантского подхода и в то же время оставаться верными родной традиции. Он посоветовал проявлять интерес к изучению сочинений всех традиции.
Вернувшись к объяснению «Большого руководства к этапам пути к Пробуждению», Его Святейшество процитировал слова Чже Цонкапы о том, что очень много тех, кто хочет практиковать, но не уделяет должного внимания учебе. Чтобы следовать по пути и достичь прекращения [страданий], мы должны понимать, что это такое. Затем Его Святейшество погрузился в быстрое чтение текста, даруя устную передачу. Он продолжит передачу и объяснения в ближайшие дни.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшство в начале первого из четырех дней учений для мон-
гольских буддистов. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Я часто называю Тибет, Монголию и Китай тремя великими азиатскими империями древности. Мы – тибетцы и монголы – были тесно связаны на протяжении веков, и эти узы больше, чем просто общие буддийские традиции. Что касается отношений с Далай-ламами, Всеведущий Сонам Гьяцо, Третий Далай-лама, ездил в Монголию и наладил с ней тесный контакт. Сегодня я подписываю письма словом “Далай-лама”, и когда люди спрашивают, что это значит, я объясняю, что это монгольское имя, которое было дано в те давние времена».
Его Святейшество коснулся темы монголоязычных народов, проживающих в Российской Федерации в республиках Бурятия, Калмыкия и Тува. Все они изучают буддийские сочинения на тибетском языке. Среди монголов было немало великих ученых-философов, и Его Святейшество упомянул, что прочел множество выдающихся произведений, написанных монголами. Однако, добавил он, в 20-м веке на территориях проживания монгольских народов буддизм пришел в упадок, но все же вера в Дхарму жива. Во время своих визитов в Монголию Его Святейшество стал свидетелем ограничений, введенных коммунистами; однако, вопреки этим мерам, вера монголов осталась непреклонной.
«Сегодня вы вновь обрели свободу учиться и практиковать, вы должны развивать понимание, основанное на изучении. Не считайте сочинение Чже Цонкапы “Большое руководство к этапам пути к Пробуждению” просто объектом поклонения. Читайте его и стройте свою веру на логическом рассуждении и постижении».
Когда пришло время подношения учителю мандалы, Его Святейшество с юмором попросил монголов читать молитвы как можно громче. Он рассказал о своем первом посещении их страны в 1979 году. Тогда монахи пели так громко и с таким рвением, что их и без того розовые лица стали ярко красными. Он добавил, что их воодушевление и воспоминания о временах Третьего Далай-ламы Сонама Гьяцо его глубоко растрогали.
Некторые из шестисот монгольских буддистов, приехваших в Дха-
рамсалу на учения Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
Обсуждая четыре строчки строфы о принятии прибежища и зарождении бодхичитты, Его Святейшество процитировал Чандракирти, который говорил, что Будда – объект прибежища для тех, кто ищет освобождения. Он добавил, что прекращение [страданий], освобождение приходит, если следовать истинному пути Дхармы. Стремящиеся к этой цели и есть Сангха. Его Святейшество заметил, что в молитве есть слово «я»: в ней говорится «я обращаюсь за прибежищем» и «пусть я достигну состояния Будды». Хотя нам кажется, что существует цельное, жестко фиксированное «я», необходимо глубже его исследовать, ведь в действительности никакого независимого «я» нет.
Раскрыв текст, Его Святейшество объяснил, что первые четыре строфы – это приветствие. В них воздается дань почтения Будде, мудрецу из рода Шакья, двум бодхисаттвам, которым было передано учение о совершенной мудрости, Манджушри и Майтрее, и двум людям, главным светочам на пути – Нагарджуне и Асанге. Их линии преемственности соединены вместе Атишей. Его Святейшество заметил, что, когда Будда даровал учения о Четырех благородных истинах, его могли слушать различные живые существа, но основными учениками были люди. Главными же учениками, которым предназначались учения о совершенной мудрости, были бодхисаттвы и божества, такие как Манджушри, Авалокитешвара и Майтрея. Чже Цонкапа воздает дань почтения и им.
Его Святейшство в начале первого из четырех дней учений для мон-
гольских буддистов. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество перечислил три линии преемственности, существующие в рамках традиции кадам. Шунгпава – традиция обширного изучения текстов, в которых изложены этапы духовного пути от самого начального уровня до достижения пробуждения. Ламримпа предлагает описание путей и ступеней в систематическом порядке, но в более сжатой форме. Третья линия – менангпа – это традиция кратких устных наставлений, которые ученик может использовать в своей практике без изучения обширных трактатов.
Затронув тему величия учителя и его учения, Его Святейшество сказал, что было бы хорошо на этом месте сделать короткий перерыв в середине четырехчасовой сессии. Возобновив учения после перерыва, он выразил готовность ответить на вопросы монгольских буддистов. Первый вопрос касался традиции бон, и Его Святейшество подтвердил, что последователи этой традиции поклоняются духам и выполняют практики для привлечения благосостояния; эти обычаи дошли до наших дней. Он привел слова Тхукена Чокьи Ньимы о том, что буддизм и традиция бон сильно повлияли друг на друга и до некоторой степени перемешались. Однако в буддийской практике поклонение духам не занимает значительного места; ведущая роль отводится изучению глубоких философских воззрений, и среди них есть объяснения, к которым питают живой интерес даже современные ученые.
Следующий вопрос был о Долгьяле. Его Святейшество объяснил, что эта история началась во времена правления Пятого Далай-ламы, который многое о ней знал. В своей автобиографии Пятый Далай-лама пишет, что так называемый Тулку Дракпа Гьялцен не был истинным воплощением Тулку Гелека Пелсанга. Мать Дракпы Гьялцена Лха-агьял хитростью заставила Панчена Лобсанга Чогьена признать ее сына таким воплощением . Но Пятый Далай-лама не признавал его воплощением Тулку Гелека Пелсанга. Он пишет, что Долгьял – это порождение искаженных молитв, вероломный дух, приносящий вред живым существам и Дхарме.
Некоторые из более чем четырех тысяч человек из сорока девяти
стран, собравшихся на учений Его Святейшества Далай-ламы, да-
руемые по просьбе буддистов из Монголии. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Поначалу я не оглашал своего решения публично. Но в конце концов я начал давать людям советы по поводу Долгьяла, всегда подчеркивая, что решение должны принимать они сами. Я не настаиваю на том, что другие должны следовать моему совету, Многие тибетцы и западные буддисты, узнав об истории возникновения этой практики, прекратили ее выполнение. В прошлом было несколько великих учителей, которые твердо противились поклонению Долгьялу, например Тричен Нгаванг Чокден, живший во времена Седьмого Далай-ламы, и Кхангсар Дордже Чанг, современник Тринадцатого Далай-ламы. Долгьял выразил бурную радость по поводу смерти Тринадцатого Далай-ламы. Хотя я и объясняю ситуацию людям, последуют они моему совету или нет, их личное дело. Как бы там ни было, некоторые сторонники Долгьяла с нетерпением ждут моей смерти.
Если вы, монголы, хотите отказаться от этой практики, делайте это с опорой на понимание. Проведите исследование истинной природы Долгьяла. Если вы боитесь, что он может причинить вам вред, если вы откажетесь от поклонения, скажите ему, что вашей вины в этом нет и свое недовольство он может выразить лично мне. Если вы последуете моему совету и прекратите эти практики, ничего плохого с вами не случится».
Его Святейшество Далай-лама приветствует слушателей, покидая
главный тибетский храм в конце первого из четырех дней учений,
даруемых по просьбе буддистов из Монголии. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Вернувшись к объяснению «Большого руководства к этапам пути к Пробуждению», Его Святейшество процитировал слова Чже Цонкапы о том, что очень много тех, кто хочет практиковать, но не уделяет должного внимания учебе. Чтобы следовать по пути и достичь прекращения [страданий], мы должны понимать, что это такое. Затем Его Святейшество погрузился в быстрое чтение текста, даруя устную передачу. Он продолжит передачу и объяснения в ближайшие дни.
Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 3 729 | Тэги: Дхарамсала Индия
Похожие новости: