Последний день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Ганден Джангце
29-12-2014, 11:48 | Напечатать
Мундгод, штат Карнатака, 28 декабря 2014 года – «Сегодня здесь собрались жители Мундгода, чтобы поднести мне пуджу долгой жизни, – сказал сегодня утром Его Святейшество Далай-лама. – К ним присоединились тибетцы из Дзачукхи, откуда родом Дза Патрул Ринпоче. Они представляют всех жителей Тибета. Я уже прочел составленную вами молитву подношения мандалы и ваше прошение, поэтому, если хотите, можете их пропустить. Письмо жителей Дзачукхи я тоже прочел».
Представитель жителей Дзачукхи зачитывает заявление
во время пуджи долгой жизни в завершающий день уче-
ний Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чой-
джор (офис ЕСДЛ)«За время, прошедшее со дня основания Мундгода, это поселение сильно разрослось, и условия жизни здесь стали гораздо лучше. Свидетельством тому здоровый цвет ваших лиц», – заметил Его Святейшество.
В письме жителей Дзачукхи упоминались предыдущие рождения Далай-ламы, в том числе 36 его проявлений Авалокитешвары в Индии. В нем также говорилось: «Подношение пуджи долгой жизни – это лишь самое скромное выражение нашей признательности за вашу доброту, которую вы проявили к народу Тибета, став его лидером».
Его Святейшество ответил: «Земля Тибета принадлежит тибетскому народу. Я всего лишь выражаю его чаяния. Только благодаря несгибаемому духу тибетского народа, мы в эмиграции можем от его имени содействовать делу Тибета».
После завершения молитвы организаторы учений представили отчет о доходах и расходах. Оставшиеся средства решили направить на финансирование следующих учений, которые Его Святейшество обещал провести через год.
Возобновляя чтение Ламрима Шамара Пандиты, Его Святейшество заметил, что Будда показал путь, выстроенный на постижении взаимозависимого возникновения. Он даровал учение о Четырех благородных истинах, основанное на постижении пустоты. Его Святейшество добавил, что пустота – это высшая реальность, независимо от того, появляются Будды или нет. Разъясняя Четыре благородные истины, Будда сказал: «Познай страдания, преодолей их причины, достигни прекращения и взращивай путь. Однако в конце, нечего будет познавать; нечего будет устранять; нечего будет достигать; нечего будет взращивать». Три основы пути – это решимость обрести освобождение, бодхичитта и мудрость постижения пустоты.
Вслед за Шантидевой Его Святейшество повторил, что бодхичитта – это основополагающий источник всех благ. Он добавил, что есть две системы взращивания бодхичитты: семичастный анализ причины и следствия и обмен себя на других. В плодотворности этих практик мы можем убедиться на собственном опыте, однако нужно помнить, что развитию бодхичитты препятствует чрезмерная сосредоточенность на себе.
Его Святейшество Далай-лама дарует наставления в за-
вершающий день учений. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)В тексте описываются низшие миры существования – ад, мир животных и мир голодных духов. Среди страданий, которые испытывают животные, названы голод, жажда, страх, глупость, животных также используют в качестве тягловой силы и приносят в жертву.
Читая описание голодных духов, рты которых подобны игольному ушку, а горло и шея такие же тонкие, как игла, Его Святейшество вспомнил о монахе из монастыря Намгьял по имени Чонзе Гошак, который позже переродился голодным духом. Он часто навещал Триджанга Ринпоче, когда Его Святейшество жил в Норбулингке в Тибете. Однажды мастер пения монастыря Намгьял спросил Триджанга Ринпоче, что произошло. История гласит, что Чонзе Гошак уделял особое внимание одному из духов, которому был посвящен храм, и приготовил в качестве подношения этому духу башмачки. В результате после смерти Чонхе Гошака дух по-своему помог монаху, и тот обрел следующее рождение в его свите.
Его Святейшество заметил, что поклоняющиеся Долгьялу также подвергают себя опасности переродиться в мире духов. «Они могут пропускать мой совет мимо ушей, но риск от этого не уменьшается».
Сменив тему, Его Святейшество сказал: «Поскольку мы желаем освободиться из круговорота бытия, мы принимаем прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Они представляют собой самое надежное прибежище, потому что лишены недостатков и дарят нам постижение. Чтобы обрести состояние сознания Будды и защитить себя от перерождений в низших мирах, очень полезно не только принимать прибежище, но и взращивать бодхичитту. Она позволяет нам накопить великие заслуги».
Далее в сочинении подробно объясняются достоинства Будды с перечислением больших и малых знаков, например, знаков Колеса Учения в тысячу спиц, которыми отмечены его руки и ноги. Они проявляются вследствие того, что сначала мы приветствуем учителя, а потом его провожаем. Будды прошли все ступени бодхисаттвы, и в результате обрели пробуждение. Зародив бодхичитту, они накапливали заслуги и обучались методу и мудрости на протяжении трех безграничных кальп.
Учения Его Святейшества Далай-ламы сопровождались
синхронным переводом на несколько языков: английс-
кий, рсский, хинди, монгольский, китайский. Фото: Тен-
зин Чойджор (офис ЕСДЛ)За перечислением достоинств Трех драгоценностей, в книге Шамара Пандиты излагается, что следует и чего не следует делать, когда вы принимаете прибежище. Советуется избегать объектов, которые приводят к возникновению беспокоящих эмоций. Принимая прибежище, мы создаем грандиозные заслуги, а каждый момент подобных переживаний сжигает негативную карму, огромное количество которой накоплено у каждого. Кроме того, принимая прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, вы становитесь буддистом, защищенным от пагубного действия вредоносных духов. Его Святейшество дочитал до конца главу трактата Шамара Пандиты, посвященную обретению благоприятного рождения в следующей жизни. Затем он приступил к чтению «Освобождения на вашей ладони».
Его Святейшество предложил всем, кто желает воспользоваться одним из простых путей зарождения бодхичитты, прочесть вместе с ним известную строфу, в которой говорится о принятии прибежища и зарождении бодхичитты.
«Все живые существа хотят избежать страданий и обрести счастье. И все счастье и добро мира произрастает из стремления помочь другим».
Он посоветовал всем заинтересованным в этой практике, представить Будду, окруженного учителями из других традиций, и повторять эту строфу о принятии прибежища и зарождении бодхичитты. В завершение Его Святейшество заметил, что эта небольшая церемония стала благоприятным завершением нынешних учений. Он также поделился, что начиная и завершая свой день, читает следующую строфу, и она ему очень помогает:
К Будде, Дхарме и Сангхе
Покуда я не достиг пробуждения,
Я иду за прибежищем.
Пусть силой накоплений, собранных мною
Практикой щедрости и других парамит,
На благо всех существ я стану Буддой.
Его Святейшество также процитировал строфы из «Бодхичарья-аватары», восхваляющие бодхичитту:
Это эликсир жизни, побеждающий смерть в мире.
Это неисчерпаемое сокровище, устраняющее нищету мира.
Это всесильное лекарство, избавляющее от всех болезней.
Это дерево, в тени которого отдыхают странники, измученные странствиями по земным дорогам.
Это надежный мост, позволяющий всем путешественникам пересечь несчастья земного существования.
Это восходящая луна ума, смягчающая ментальные скорби мира.
Это великое солнце, рассеивающее тьму неведния мира.
Это свежее масло, полученное взбиванием молока Дхармы.
Покинув монастырь Ганден Джангце после завершения учений, Его Святейшество снова сменил место своей временной резиденции, на этот раз переехав в монастырь Дрепунг Лачи. По пути он сделал остановку в монастыре Нга Гьюр Дор Драк Ньингма, где все еще живет один из монахов, бежавших из Тибета вместе с Его Святейшеством. Затем он встретился с Докхангом Кхангценом из монастыря Ганден Шарце и посетил большую больницу монастыря Ганден Джанце, где побеседовал с врачами и персоналом и утешил больных.
Монахини монастыря Джангчуб Чолинг слушают Его Свя-
тейшество Далай-ламу. Фото: Тензни Чойджор (офис
ЕСДЛ)В женском монастыре Джангчуб Чолинг он похвалил монахинь за усердную учебу, вспомнив, что когда они приезжали в Дхарамсалу и проводили монастырские диспуты, зрители единогласно признали их дебаты самыми блестящими. Его Святейшество напомнил, что монахини начали по-настоящему учиться только в 80-х годах прошлого века, а сегодня уже появились первые монахини, готовые сдать экзамены на степень геше-ма (доктора буддийской философии). Он добавил, что изучение философии расширяет кругозор и помогает устранить гендерное неравенство. Он еще раз подчеркнул, что Будда считал мужчин и женщин равными и призывал монахинь не упускать благоприятной возможности.
Его Святейшество с одобрением отнесся к предложению учителя философии купить землю у пожилых людей, живущих по соседству с монастырем, и создать там двор для проведения монастырских диспутов, поскольку в монастыре места всем монахиням уже не хватает.
Его Святейшество сказал: «Поскольку это один из лучших женских монастырей, в том что касается обучения, наш долг поддерживать ваши начинания и поощрять монахинь к учебе и практике».
Когда Его Святейшество добрался наконец до монастыря Дрепунг Лачи, его встречали традиционным тибетским приветствием с чаем и сладким рисом. Никто не произносил речей. Его Святейшество объявил, что даст посвящение Палден Лхамо завтра, в заключительный день своего визита в Мундгод.
Перевод: Ольга Селезнева
Представитель жителей Дзачукхи зачитывает заявление
во время пуджи долгой жизни в завершающий день уче-
ний Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чой-
джор (офис ЕСДЛ)
В письме жителей Дзачукхи упоминались предыдущие рождения Далай-ламы, в том числе 36 его проявлений Авалокитешвары в Индии. В нем также говорилось: «Подношение пуджи долгой жизни – это лишь самое скромное выражение нашей признательности за вашу доброту, которую вы проявили к народу Тибета, став его лидером».
Его Святейшество ответил: «Земля Тибета принадлежит тибетскому народу. Я всего лишь выражаю его чаяния. Только благодаря несгибаемому духу тибетского народа, мы в эмиграции можем от его имени содействовать делу Тибета».
После завершения молитвы организаторы учений представили отчет о доходах и расходах. Оставшиеся средства решили направить на финансирование следующих учений, которые Его Святейшество обещал провести через год.
Возобновляя чтение Ламрима Шамара Пандиты, Его Святейшество заметил, что Будда показал путь, выстроенный на постижении взаимозависимого возникновения. Он даровал учение о Четырех благородных истинах, основанное на постижении пустоты. Его Святейшество добавил, что пустота – это высшая реальность, независимо от того, появляются Будды или нет. Разъясняя Четыре благородные истины, Будда сказал: «Познай страдания, преодолей их причины, достигни прекращения и взращивай путь. Однако в конце, нечего будет познавать; нечего будет устранять; нечего будет достигать; нечего будет взращивать». Три основы пути – это решимость обрести освобождение, бодхичитта и мудрость постижения пустоты.
Вслед за Шантидевой Его Святейшество повторил, что бодхичитта – это основополагающий источник всех благ. Он добавил, что есть две системы взращивания бодхичитты: семичастный анализ причины и следствия и обмен себя на других. В плодотворности этих практик мы можем убедиться на собственном опыте, однако нужно помнить, что развитию бодхичитты препятствует чрезмерная сосредоточенность на себе.
Его Святейшество Далай-лама дарует наставления в за-
вершающий день учений. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
Читая описание голодных духов, рты которых подобны игольному ушку, а горло и шея такие же тонкие, как игла, Его Святейшество вспомнил о монахе из монастыря Намгьял по имени Чонзе Гошак, который позже переродился голодным духом. Он часто навещал Триджанга Ринпоче, когда Его Святейшество жил в Норбулингке в Тибете. Однажды мастер пения монастыря Намгьял спросил Триджанга Ринпоче, что произошло. История гласит, что Чонзе Гошак уделял особое внимание одному из духов, которому был посвящен храм, и приготовил в качестве подношения этому духу башмачки. В результате после смерти Чонхе Гошака дух по-своему помог монаху, и тот обрел следующее рождение в его свите.
Его Святейшество заметил, что поклоняющиеся Долгьялу также подвергают себя опасности переродиться в мире духов. «Они могут пропускать мой совет мимо ушей, но риск от этого не уменьшается».
Сменив тему, Его Святейшество сказал: «Поскольку мы желаем освободиться из круговорота бытия, мы принимаем прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Они представляют собой самое надежное прибежище, потому что лишены недостатков и дарят нам постижение. Чтобы обрести состояние сознания Будды и защитить себя от перерождений в низших мирах, очень полезно не только принимать прибежище, но и взращивать бодхичитту. Она позволяет нам накопить великие заслуги».
Далее в сочинении подробно объясняются достоинства Будды с перечислением больших и малых знаков, например, знаков Колеса Учения в тысячу спиц, которыми отмечены его руки и ноги. Они проявляются вследствие того, что сначала мы приветствуем учителя, а потом его провожаем. Будды прошли все ступени бодхисаттвы, и в результате обрели пробуждение. Зародив бодхичитту, они накапливали заслуги и обучались методу и мудрости на протяжении трех безграничных кальп.
Учения Его Святейшества Далай-ламы сопровождались
синхронным переводом на несколько языков: английс-
кий, рсский, хинди, монгольский, китайский. Фото: Тен-
зин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество предложил всем, кто желает воспользоваться одним из простых путей зарождения бодхичитты, прочесть вместе с ним известную строфу, в которой говорится о принятии прибежища и зарождении бодхичитты.
«Все живые существа хотят избежать страданий и обрести счастье. И все счастье и добро мира произрастает из стремления помочь другим».
Он посоветовал всем заинтересованным в этой практике, представить Будду, окруженного учителями из других традиций, и повторять эту строфу о принятии прибежища и зарождении бодхичитты. В завершение Его Святейшество заметил, что эта небольшая церемония стала благоприятным завершением нынешних учений. Он также поделился, что начиная и завершая свой день, читает следующую строфу, и она ему очень помогает:
К Будде, Дхарме и Сангхе
Покуда я не достиг пробуждения,
Я иду за прибежищем.
Пусть силой накоплений, собранных мною
Практикой щедрости и других парамит,
На благо всех существ я стану Буддой.
Его Святейшество также процитировал строфы из «Бодхичарья-аватары», восхваляющие бодхичитту:
Это эликсир жизни, побеждающий смерть в мире.
Это неисчерпаемое сокровище, устраняющее нищету мира.
Это всесильное лекарство, избавляющее от всех болезней.
Это дерево, в тени которого отдыхают странники, измученные странствиями по земным дорогам.
Это надежный мост, позволяющий всем путешественникам пересечь несчастья земного существования.
Это восходящая луна ума, смягчающая ментальные скорби мира.
Это великое солнце, рассеивающее тьму неведния мира.
Это свежее масло, полученное взбиванием молока Дхармы.
Покинув монастырь Ганден Джангце после завершения учений, Его Святейшество снова сменил место своей временной резиденции, на этот раз переехав в монастырь Дрепунг Лачи. По пути он сделал остановку в монастыре Нга Гьюр Дор Драк Ньингма, где все еще живет один из монахов, бежавших из Тибета вместе с Его Святейшеством. Затем он встретился с Докхангом Кхангценом из монастыря Ганден Шарце и посетил большую больницу монастыря Ганден Джанце, где побеседовал с врачами и персоналом и утешил больных.
Монахини монастыря Джангчуб Чолинг слушают Его Свя-
тейшество Далай-ламу. Фото: Тензни Чойджор (офис
ЕСДЛ)
Его Святейшество с одобрением отнесся к предложению учителя философии купить землю у пожилых людей, живущих по соседству с монастырем, и создать там двор для проведения монастырских диспутов, поскольку в монастыре места всем монахиням уже не хватает.
Его Святейшество сказал: «Поскольку это один из лучших женских монастырей, в том что касается обучения, наш долг поддерживать ваши начинания и поощрять монахинь к учебе и практике».
Когда Его Святейшество добрался наконец до монастыря Дрепунг Лачи, его встречали традиционным тибетским приветствием с чаем и сладким рисом. Никто не произносил речей. Его Святейшество объявил, что даст посвящение Палден Лхамо завтра, в заключительный день своего визита в Мундгод.
Перевод: Ольга Селезнева
Похожие новости: