Далай-лама начал учения в Базеле по сочинению Нагарджуны «Толкование бодхичитты»

8-02-2015, 23:37  |  Напечатать

Базель, Швейцария, 7 февраля 2015 года – Нынешний визит Его Святейшества Далай-ламы в Базель – старинный европейский город раскинувшийся на берегах Рейна, близ места, где сходятся границы Франции, Германии и Швейцарии – второй по счету. В старинном отеле, в котором остановился Его Святейшество, побывало множество исторических личностей, самых разных и несхожих, таких как Наполеон Бонапарт, Пабло Пикассо и Теодор Герцль. Перед тем, как отправиться к месту проведения учений, Его Святейшество провел в отеле пресс-конференцию. Он сказал журналистам:

Далай-лама начал учения в Базеле по сочинению Нагарджуны «Толкование бодхичитты»
Его Святейшество Далай-лама выступает на пресс-конференции
в Базеле. Фото: Оливье Адам.
«Я один из семи миллиардов людей, живущих сегодня на Земле. Мы социальные создания, и сегодня наш мир становится все более взаимозависимым. Поэтому, мы должны принимать в расчет благополучие всего человечества в целом, а также здоровье нашей маленькой планеты. Вам, журналистам, отведена важная роль в оповещении широкой общественности о проблемах экологии. Продвижение идеи о том, как важно защищать окружающую среду – одно из обязательств моей жизни.

Во-вторых, я буддист, и считаю себя в ответе за взращивание межрелигиозной гармонии. Это не пустые мечтания, а вполне реальная возможность. Посмотрите на Индию, где мирно, бок о бок уживаются все основные религиозные традиции мира, как местные, так и иноземные. Индия являет миру живой пример многообразия и плюрализма.

В-третьих, как тибетец я посвятил свою жизнь сохранению тибетской культуры».

Первый вопрос из зала прозвучал очень просто: «Как у вас дела?» и Его Святейшество поделился, что вчера, когда он прилетел в Швейцарию, он чувствовал себя очень уставшим. Он лег спать в половине шестого вечера и в половине третьего утра проснулся отдохнувшим и свежим. На вопрос, какие перемены нужны в современном образовании, он заметил, что существующая система образования делает чрезмерный упор на материальных задачах и забывает о внутренних ценностях. По мнению Его Святейшества, необходимы программы, обучающие общечеловеческим ценностям, приемлемые для каждого человека. Он упомянул, что несколько дней назад встречался с учеными института «Ум и жизнь», которые рассказали об успехах в разработке такой программы, названной ими «Призыв к заботе».

Далай-лама начал учения в Базеле по сочинению Нагарджуны «Толкование бодхичитты»
Одна из журналистов задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе
вопрос во время пресс-конференции в Базеле. Фото: Оливье Адам.
Затронули тему религиозной свободы и Его Святейшество спросили, что он может передать сторонникам Шугдена, протестующим на улице. Он ответил, что этот вопрос не имеет ничего общего с религиозной свободой, ведь речь идет о поклонении духу. Будда советовал своим последователям принимать прибежище только в Будде, Дхарме и Сангхе. Его Святейшество добавил, что не следует искать прибежища в духах. История этого противоречивого вопроса уходит корнями в 17-й век, во времена правления Пятого Далай-ламы. Пятый Далай-лама считал Долгьяла или Шугдена коварным и злым духом. С ним соглашались многие известные учителя традиции гелуг. Его Святейшество продолжил:

«В 1951 году в Дромо в силу различных обстоятельств я начал практику поклонения Шугдену. Однако мой главный наставник был настроен весьма скептически по этому поводу. В 1970 году, когда я уже и я сам заподозрил неладное, я провел тщательное исследование и обнаружил, что Пятый Далай-лама упоминал об этой практике. Осознав, что совершаю ошибку, я прекратил поклонение Долгьялу и постепенно слух об этом распространился повсеместно».

Его Святейшество объяснил, что протестующие пытаются создать ложное впечатление, особенно в Тибете, будто Далай-лама запрещает поклонение Шугдену, поскольку чересчур благоволит школе тибетского буддизма ньингма, но это полная чепуха. Сторонники Шугдена обвиняют его во лжи, но он говорит правду, просто они не понимают реальности в полной мере. Он советует всем, кого интересует этот вопрос, исследовать его глубже. В заключение Его Святейшество сказал, что протестующие без всяких сомнений могут воспользоваться свободой слова, и это замечательно. Но как бы там ни было, он считает себя обязанным делиться с людьми тем, что знает сам, и это то, что он делает

В сверкающих лучах зимнего солнца Его Святейшество поехал на спортивную арену Св. Иакова, место проведения нынешних учений. У входа на стадион его встречали традиционным приветствием тибетцы в красочных национальных костюмах. Когда он поднялся на сцену, украшенную большими танками с изображениями Будды, Нагарджуны и Манджушри, семь с половиной тысяч собравшихся разразились теплыми аплодисментами.

Далай-лама начал учения в Базеле по сочинению Нагарджуны «Толкование бодхичитты»
Его Святейшество Далай-лама во время учений в Базеле.
Фото: Оливье Адам.
Первые слова Его Святейшества были о важности знания: «Сегодня мы должны быть буддистами 21-го века, понимающими, что такое традиция Наланды. Когда мы начитываем строфы о принятии прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе, мы должны понимать, кто и что есть Будда. Если мы понимаем закон причин и следствий, которые ведут к обретению состояния Будды, мы понимаем, что означает Будда. Дхарма – это путь к освобождению, а Сангха – воплощение этого пути».

Его Святейшество заметил, что люди недалекого ума предпочитают слепую веру. А те, кто наделен от природы острым умом, исследуют и анализируют учение. Он процитировал слова из колофона к сочиненной им молитве «О зажжении трех видов веры», восхваляющей достоинства семнадцати пандит славной Наланды:

«Все чудесные объяснения глубоких и обширных учений, явленных Владыкой Буддой, что были составлены упомянутыми учеными-философами из Индии, земли благородных, способны раскрыть очи мудрости в каждом, кто обладает способностью кразличению. Доброте этих великих ученых-философов мы обязаны тем, что эти учения и теперь, по прошествии почти 2550 лет, не исчезли: их по-прежнему изучают, об их смысле размышляют и медитируют.

Сейчас, когда во всем мире наблюдается колоссальное развитие науки и техники, но при этом мы подвержены множеству отвлечений, вызванных суетой нашей напряженной жизни, крайне важно всем нам, последователям Будды, взрастить веру на основе понимания его учений. Поэтому мы должны исследовать их, рассматривая и анализируя их с пытливостью и непредвзятостью».


Затем Его Святейшество прочел две из завершающих строф своей молитвы:

Пусть силой этого благословения я смогу заложить фундамент пути к свободе:
Постичь основополагающую природу реальности и значение Двух истин,
Достичь убежденности в Четырех истинах и в том, как самсара упрочивается и пресекается,
И силой достоверного познания взрастить прочную веру в Три Драгоценности.

Пусть силой этого благословения я смогу овладеть неподдельной бодхичиттой,
А также ее корнями: отречением, устремленным к высшей цели – совершенному освобождению,
Где полностью умиротворены все формы страдания и их причины,
А сострадательное намерение защитить всех существ безгранично, как безгранично пространство.


Далай-лама начал учения в Базеле по сочинению Нагарджуны «Толкование бодхичитты»
Его Святейшество Далай-лама вручает подарок председателю сове-
та кантона Базеля Гаю Морину. Фото: Оливье Адам.
Его Святейшество пообедал вместе с членами правительства кантона Базеля по приглашению председателя совета кантона Гая Морина. Тот сказал, что бесконечно рад видеть Далай-ламу в Базеле, и во время обеда заметил, что на сегодняшний день в их родном городе живет около 600 тибетцев. Господин Морин добавил, что дружеские отношения с тибетцами такие стародавние, что 40 лет назад у него даже был одноклассник-тибетец.

Открывая учения по трактату Нагарджуны «Толкование бодхичитты» после обеда, Его Святейшество сказал слушателям, что в этом произведении объясняется, как зародить относительную и абсолютную бодхичитту. Объяснения Нагарджуны согласуются с тем, о чем учат сутры, хотя текст и восходит к Гухьясамадже-тантре, в которой говорится о двух видах бодхичитты: блаженстве и пустоте, а также нераздельности Двух истин. Его Святейшество прочел первые строфы, в которых выражается почтение Буддам и бодхисаттвам:

(1) Поклонившись славным Ваджро[держцам] -
воплощениям бодхичитты,
я разъясню культивирование бодхичитты,
разрушающее обусловленное существование.

(2) Будды считают, что бодхичитта
не омрачена такими представлениями,
как «я» и скандхи;
она всегда характеризуется как пустая.

(3) Тем, чьи умы увлажнены состраданием,
следует усердно культивировать ее.
Сострадательные Будды
Постоянно культивировали бодхичитту.


В строфах 4-9 излагаются, а затем и оспариваются воззрения небуддийских школ мысли, процветавших в Древней Индии. Затем Нагарджуна рассматривает воззрения низших школ буддийской мысли и заканчивает объяснениями взглядов школы читтамара (только ум), которые он не советует понимать буквально:

(27) Учение Муни,
что «весь [мир] - лишь ум»,
предназначено для устранения страха «детей».
Оно не [учит] реальности (таттва).


Его Святейшество завершил сессию чтением строф, подводящих итог учениям о двух видах бодхичитты:

(72) Те, кто не понимает пустоты,
не являются «опорами» Освобождения.
Эти глупцы «вращаются» в тюрьме
существования шести [видов] существ.

(73) Итак, когда йогины свыкаются
с этой пустотой,
их ум несомненно
обращается к благу других:

(74) Я должен отблагодарить
существ, которые, будучи моими
отцами, матерями и друзьями,
раньше мне помогали.


Далай-лама начал учения в Базеле по сочинению Нагарджуны «Толкование бодхичитты»
Его Святейшество Далай-лама на встрече с престарелыми тибет-
цами, живущими в Швейцарии. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ).
После этого Его Святейшество объявил, что проведет церемонию зарождения бодхичитты завтра вместе с посвящением Авалокитешвары, берущем истоки в тайных видениях Пятого Далай-ламы.

Покинув спортивную арену, Его Святейшество провел короткую встречу с 200 пожилыми и немощными тибетцами. Он сказал им, что поскольку они провели свою жизнь, стараясь не причинять вреда другим и стремясь зародить бодхичитту, так же, как делает каждый день и он сам, им нечего бояться. Рассказав о посвящении, которое он дарует завтра, он отметил, что тибетцев с Авалокитешварой связывают особые узы. Он добавил, что хотя тибетцы склонны были ссориться между собой, пока Тибет оставался свободным, сегодня их прочно сплотила общая беда.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 4 030  |  Тэги: Швейцария Базель учения
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Посвящение, объяснение садханы и онлайн–практика Будды Амитабхи линии сакья
27 июля Лама Чодак Ринпоче дарует посвящение Будды Амитабхи. Объяснение практики 28 июля проведет дост. Кончок Тендак, монаха из Тайваня, которого специально благословил на объяснение садхан и ...

Видео. Далай-лама. Мы общественные животные
В этом коротком ролике Его Святейшество Далай-лама говорит о том, что наше личное счастье и успех зависят от остальных членов общества. Запись и видеоархива офиса ЕСДЛ, сделанная в Делийском ...

Еше Лодой Ринпоче и монахи из монастыря Гьюто примут участие в программе буддийских ритуалов по случаю двадцатилетия дацана Ринпоче Багша
Праздничную программу обширных буддийских ритуалов по случаю юбилея дацана откроет 26 июля в 9:00 по местному времени величественный и очень редкий ритуал торгьяк Махакалы. Ритуал продлится весь день ...

Основные разделы сайта