Далай-лама провел предварительное посвящение Гухьясамаджи
11-12-2015, 21:09 | Напечатать
Хунсур, штат Карнатака, Индия, 10 декабря 2015 года – День Его Святейшества Далай-ламы начался сегодня чуть свет. К семи часам утра он спустился в храм Гьюдмеда, поприветствовал Ганден Три Ринпоче, Шарпу и Джангце Чодже и Сакья Тризина.
Его Святейшество Далай-лама выполняет подготовительные ритуа-
лы для предварительного посвящения Гухьясамаджи. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)Затем Его Святейшество вместе с нынешними и бывшими настоятелями монастыря Намгьял, а также группой монахов из Гьюдмеда заняли места перед восьмиугольным павильоном с мандалой. Монастырский мастер песнопения задал скорый темп и приступили к подготовительным ритуалам для предварительного посвящения Гухьясамаджи, запланированного на сегодня. Голоса поющих монахов, перемежающиеся звоном колокольчиков, верно, звучали почти так же и 600 лет тому назад, когда сам Чже Ринпоче проводил подобные церемонии со своими учениками.
Когда ритуал был завершен, часы показывали около половины одиннадцатого, и Его Святейшество проводили в прилегающий к храму крытый двор для монастырских диспутов, где состоялся праздник в честь 26-й годовщины вручения ему Нобелевской премии мира. Собравшиеся стоя выслушали сначала индийский, а затем тибетский государственные гимны. Затем ученики школы «Страна снегов» исполнили песню, сочиненную специально по случаю присуждения Его Святейшеству Нобелевской премии мира.
Представители тибетского поселения Рабгьелинг в Хунсуре в знак благодарности за мудрое руководство поднесли Его Святейшеству золотой масляный светильник, который он мог бы зажигать каждый день в своей резиденции, после чего настоятель тантрического монастыря Гьюдмед зачитал хвалебную речь. Затем пришла очередь учеников и преподавателей школы «Страна снегов», которые поднесли своему духовному лидеру изображение Будды Амитаюса, чье имя в переводе с санскрита буквально означает «Безграничная жизнь».
Министр департамента общественных работ штата Карнатака доктор Х. С. Махадеваппа в своей речи на английском языке подробно рассказал о жизни и достижениях Его Святейшества. Член законодательного собрания Хунсура Х. П. Манджунат в свою очередь выступил на языке каннада, попросив Его Святейшество благословить индийские земли на мирную жизнь. Представитель тибетцев поблагодарил правительство штата Карнатака за доброту и помощь тибетскому сообществу в изгнании.
Школьники исполняют песню, написанную в честь присуждения
Его Святейшеству Далай-ламе Нобелевской премии мира.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Когда пришла очередь Его Святейшества, он сказал: «Я приветствую всех и выражаю уважение членам правительства штата Карнатака, друзьям из всех уголков мира и жителям хунсурского поселения Рабгьелинг. Сегодняшний праздник совпал с учениями, которые я провожу здесь в Гьюдмеде. Я очень благодарен школьникам за прекрасное выступление, и особое спасибо их пожилой учительнице, которая так замечательно подготовила ребят.
Я прошу доктора Махадеваппу и господина Манджуната принять мою благодарность правительству и жителям Карнатаки за доброту к тибетцам. Раньше Карнатаку именовали Майсуром, и столицей штата был Майсур. Впервые я побывал здесь в 1956 году, когда господин Ниджалингаппа, “создатель Карнатаки”, занимал пост главного министра. Он с особенным вниманием относился к тибетцам. После 1959 года, когда мы вернулись в Индию уже как беженцы, премьер-министр Неру обратился к правительствам индийских штатов с просьбой предоставить тибетцам земли для поселений. Правительство штата Карнатака выступило с самым щедрым предложением, и сегодня здесь проживает около тридцати тысяч тибетцев.
Здесь были вновь учреждены великие монастыри, продолжатели традиции монастыря-университета Наланда. Ныне, как и в прежние времена, монахи заучивают наизусть коренные произведения и комментарии к ним, тщательно их изучают и проводят монастырские диспуты. Благодаря этому мы сумели сберечь учения махаяны и ваджраяны. Эти всеобъемлющие буддийские практики – бесценное сокровище для всего мира, ведь знания об устройстве ума и эмоций, сокрытые в них, способны принести пользу каждому человеку.
Когда мы беженцами пришли в Индию, индийское правительство и народ оказали нам неимоверную поддержку. Здесь в Карнатаке все главные министры, занимавшие этот пост после господина Ниджалингаппа, были неизменно к нам добры. Примите пожалуйста мою самую искреннюю благодарность.
Его Святейшество Далай-лама и почетные гости на праздновании
26-й годовщины вручения Его Святейшеству Нобелевской премии
мира. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Получить Нобелевскую премию мира – большая честь, но я как и раньше остаюсь простым буддийским монахом, приверженцем мира и ненасилия. В последние 30 лет мы ведем активный диалог с современными учеными. В результате я многое узнал о внешнем мире, а ученые – об устройстве ума, сознания и эмоций. Тибетский язык на сегодняшний день лучше других способен передать все тонкости и оттенки буддийских учений об устройстве ума».
Затем Его Святейшество вручил подарки двум представителям штата Карнатака, а настоятель Гьюдмеда прочел слова благодарности, завершив свое обращение словами: «Пусть жизнь Его Святейшества Далай-ламы будет долгой и однажды он вернется домой в Тибет и займет свое место на золотом троне во дворце Потала». Это пожелание зрители встретили бурей рукоплесканий.
Вернувшись после обеда в храм, Его Святейшество возобновил чтение комментария к «Восхвалению взаимозависимого возникновения» Чже Цонкапы, написанного Чони Ламой Ринпоче. В тексте сочинения в нескольких главах приводятся строфы Цонкапы. Затем Его Святейшество начал подготовительные обряды для посвящения Гухьясамаджи, совершил подношение для устранения препятствий и сказал:
«Вчера, когда мы читали “Счастливую судьбу”, мы встречали упоминание о двух колесницах – сутраяне и тантраяне. В учениях колесницы совершенств излагаются практики совершенной мудрости, колесница причин; а тантраяна – это колесница плода. На протяжении веков некоторые ученые-философы выражали сомнения в том, что тантра была преподана Буддой, однако Нагарджуна в своих сочинениях отстаивал подлинность тантрических учений. Подобным образом, Майтрейя в “Украшении ясного постижения” утверждает, что учения махаяны были дарованы самим Буддой. Тантру называют тайной колесницей, поскольку, за исключением Калачакры, эти учения закрыты для широкой публики. Все учения Будды можно разделить на предназначенные для широкой публики, например, учение о Четырех благородных истинах, и те, что предназначались лишь узкому кругу избранных учеников или групп учеников.
Учения сутраяны не становятся причиной для обретения нирманакаи, хотя учения о совершенной мудрости являются причиной обретения дхармакаи. Тело формы, предназначенное для служения живым существам, возникает как результат на пути йоги божеств».
Его Святейшество Далай-лама даруен учения в тантрическом мо-
настыре Гьюдмед. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Затем Его Святейшество дал пояснения о различных уровнях сознания. Отпечатки, оставленные переживаниями, полученными посредством органов чувств, присутствуют во время бодрствования и исчезают во время сна. В состоянии сна со сновидениями проявляется более тонкое сознание, и оно становится еще тоньше, когда мы погружаемся в глубокий сон. Когда мы падаем в обморок проявляется еще более тонкий ум, а наитончайшее сознание проявляется во время умирания.
Его Святейшество рассказал о практикующих, чьи тела после клинически зафиксированной смерти не разлагаются на протяжении дней и недель. В тибетском буддизме это явление объясняется так: тело остается свежим, до тех пор пока в нем находится тончайший ум. Его Святейшество упомянул, что ему известно о 30 подобных случаях, произошедших за период его жизни в изгнании. Среди прочих был и его наставник Линг Ринпоче, находившийся в состоянии так называемой посмертной медитации 13 дней, а также 100-й Ганден Трипа, тело которого оставалось свежим на протяжении 18 дней.
Его Святейшество объяснил, что некоторые его друзья-ученые питают живой интерес к подобным случаям. Для исследования уже выделили специальное оборудование и обученных людей. Ученых интересует, что происходит с физическим телом в подобных ситуациях. Хотя удалось сделать несколько любопытных наблюдений, вразумительно объяснить их пока не удается. Его Святейшество связал подобные случаи с более обширной темой использования каналов, и энергий в тантрических практиках, заметив, что наиболее четкие объяснения даны в Гухьясамаджа-тантре. Он упомянул, практика Ваджрабхайравы закладывает фундамент для дальнейших тантрических практик, практика Гухьясамаджи является основной тантрической практикой, а практика Чакрасамвары − усиливающей.
Вслед за тем, Его Святейшество закончил подготовительные ритуалы, в том числе даровал обеты бодхисаттв; раздали траву куша и Его Святейшество посоветовал обратить внимание на сны этой ночи. Он объявил, что начнет посвящение завтра утром, а во второй половине дня оно будет завершено.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама выполняет подготовительные ритуа-
лы для предварительного посвящения Гухьясамаджи. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
Когда ритуал был завершен, часы показывали около половины одиннадцатого, и Его Святейшество проводили в прилегающий к храму крытый двор для монастырских диспутов, где состоялся праздник в честь 26-й годовщины вручения ему Нобелевской премии мира. Собравшиеся стоя выслушали сначала индийский, а затем тибетский государственные гимны. Затем ученики школы «Страна снегов» исполнили песню, сочиненную специально по случаю присуждения Его Святейшеству Нобелевской премии мира.
Представители тибетского поселения Рабгьелинг в Хунсуре в знак благодарности за мудрое руководство поднесли Его Святейшеству золотой масляный светильник, который он мог бы зажигать каждый день в своей резиденции, после чего настоятель тантрического монастыря Гьюдмед зачитал хвалебную речь. Затем пришла очередь учеников и преподавателей школы «Страна снегов», которые поднесли своему духовному лидеру изображение Будды Амитаюса, чье имя в переводе с санскрита буквально означает «Безграничная жизнь».
Министр департамента общественных работ штата Карнатака доктор Х. С. Махадеваппа в своей речи на английском языке подробно рассказал о жизни и достижениях Его Святейшества. Член законодательного собрания Хунсура Х. П. Манджунат в свою очередь выступил на языке каннада, попросив Его Святейшество благословить индийские земли на мирную жизнь. Представитель тибетцев поблагодарил правительство штата Карнатака за доброту и помощь тибетскому сообществу в изгнании.
Школьники исполняют песню, написанную в честь присуждения
Его Святейшеству Далай-ламе Нобелевской премии мира.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Я прошу доктора Махадеваппу и господина Манджуната принять мою благодарность правительству и жителям Карнатаки за доброту к тибетцам. Раньше Карнатаку именовали Майсуром, и столицей штата был Майсур. Впервые я побывал здесь в 1956 году, когда господин Ниджалингаппа, “создатель Карнатаки”, занимал пост главного министра. Он с особенным вниманием относился к тибетцам. После 1959 года, когда мы вернулись в Индию уже как беженцы, премьер-министр Неру обратился к правительствам индийских штатов с просьбой предоставить тибетцам земли для поселений. Правительство штата Карнатака выступило с самым щедрым предложением, и сегодня здесь проживает около тридцати тысяч тибетцев.
Здесь были вновь учреждены великие монастыри, продолжатели традиции монастыря-университета Наланда. Ныне, как и в прежние времена, монахи заучивают наизусть коренные произведения и комментарии к ним, тщательно их изучают и проводят монастырские диспуты. Благодаря этому мы сумели сберечь учения махаяны и ваджраяны. Эти всеобъемлющие буддийские практики – бесценное сокровище для всего мира, ведь знания об устройстве ума и эмоций, сокрытые в них, способны принести пользу каждому человеку.
Когда мы беженцами пришли в Индию, индийское правительство и народ оказали нам неимоверную поддержку. Здесь в Карнатаке все главные министры, занимавшие этот пост после господина Ниджалингаппа, были неизменно к нам добры. Примите пожалуйста мою самую искреннюю благодарность.
Его Святейшество Далай-лама и почетные гости на праздновании
26-й годовщины вручения Его Святейшеству Нобелевской премии
мира. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Затем Его Святейшество вручил подарки двум представителям штата Карнатака, а настоятель Гьюдмеда прочел слова благодарности, завершив свое обращение словами: «Пусть жизнь Его Святейшества Далай-ламы будет долгой и однажды он вернется домой в Тибет и займет свое место на золотом троне во дворце Потала». Это пожелание зрители встретили бурей рукоплесканий.
Вернувшись после обеда в храм, Его Святейшество возобновил чтение комментария к «Восхвалению взаимозависимого возникновения» Чже Цонкапы, написанного Чони Ламой Ринпоче. В тексте сочинения в нескольких главах приводятся строфы Цонкапы. Затем Его Святейшество начал подготовительные обряды для посвящения Гухьясамаджи, совершил подношение для устранения препятствий и сказал:
«Вчера, когда мы читали “Счастливую судьбу”, мы встречали упоминание о двух колесницах – сутраяне и тантраяне. В учениях колесницы совершенств излагаются практики совершенной мудрости, колесница причин; а тантраяна – это колесница плода. На протяжении веков некоторые ученые-философы выражали сомнения в том, что тантра была преподана Буддой, однако Нагарджуна в своих сочинениях отстаивал подлинность тантрических учений. Подобным образом, Майтрейя в “Украшении ясного постижения” утверждает, что учения махаяны были дарованы самим Буддой. Тантру называют тайной колесницей, поскольку, за исключением Калачакры, эти учения закрыты для широкой публики. Все учения Будды можно разделить на предназначенные для широкой публики, например, учение о Четырех благородных истинах, и те, что предназначались лишь узкому кругу избранных учеников или групп учеников.
Учения сутраяны не становятся причиной для обретения нирманакаи, хотя учения о совершенной мудрости являются причиной обретения дхармакаи. Тело формы, предназначенное для служения живым существам, возникает как результат на пути йоги божеств».
Его Святейшество Далай-лама даруен учения в тантрическом мо-
настыре Гьюдмед. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество рассказал о практикующих, чьи тела после клинически зафиксированной смерти не разлагаются на протяжении дней и недель. В тибетском буддизме это явление объясняется так: тело остается свежим, до тех пор пока в нем находится тончайший ум. Его Святейшество упомянул, что ему известно о 30 подобных случаях, произошедших за период его жизни в изгнании. Среди прочих был и его наставник Линг Ринпоче, находившийся в состоянии так называемой посмертной медитации 13 дней, а также 100-й Ганден Трипа, тело которого оставалось свежим на протяжении 18 дней.
Его Святейшество объяснил, что некоторые его друзья-ученые питают живой интерес к подобным случаям. Для исследования уже выделили специальное оборудование и обученных людей. Ученых интересует, что происходит с физическим телом в подобных ситуациях. Хотя удалось сделать несколько любопытных наблюдений, вразумительно объяснить их пока не удается. Его Святейшество связал подобные случаи с более обширной темой использования каналов, и энергий в тантрических практиках, заметив, что наиболее четкие объяснения даны в Гухьясамаджа-тантре. Он упомянул, практика Ваджрабхайравы закладывает фундамент для дальнейших тантрических практик, практика Гухьясамаджи является основной тантрической практикой, а практика Чакрасамвары − усиливающей.
Вслед за тем, Его Святейшество закончил подготовительные ритуалы, в том числе даровал обеты бодхисаттв; раздали траву куша и Его Святейшество посоветовал обратить внимание на сны этой ночи. Он объявил, что начнет посвящение завтра утром, а во второй половине дня оно будет завершено.
Перевод: Ольга Селезнева