В Дхарамсале прошел второй день учений по поэме «Древо веры. Самопобуждение [к практике]»
3-06-2016, 22:49 | Напечатать
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 2 июня 2016 года – Сегодня утром Его Святейшество Далай-лама вошел в храм Цуглакханга, поприветствовал учеников и занял свое место на троне. Прочли «Сутру сердца», а затем восхваление Будде, сочиненное Нагарджуной. Затем Его Святейшество прочел строфу, кратко обобщающую суть учения Будды:
Не совершай ни единого злодеяния,
Взращивай добродетели,
Полностью усмири свой ум –
Это учение Будды.
Эта строфа на тибетском, хинди и английском языках написана на стене позади трона, рядом со статуей Будды.
Его Святейшество Далай-лама во время второго дня трехдневных
учений для юных тибетцев. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество заметил, что неблагие деяния, как и достоинства – понятия, скорее относительные, чем абсолютные. Он напомнил историю про капитана корабля: в одной из прошлых жизней Будда был капитаном и ему стало известно, что один из 500 богатых купцов, путешествующих на его корабле, замышляет убийство своих товарищей. Капитан попытался отговорить торговца, но напрасно, и тогда он рассудил, что убив злоумышленника, не только спасет 499 жизней, но и убережет убийцу от страшных последствий этого злодеяния. Убийство человека обычно ведет к отрицательным последствиям, но в данном случае великие заслуги, которые капитан создал своим поступком, оказались весомее.
Его Святейшество добавил: «Мы – буддисты, и конечно мы стараемся воздерживаться от неблагих поступков не просто потому, что так велел Будда, а поскольку знаем, что в результате нас ждут страдания».
Напомнив, что в строфе, которую он только что прочел, говорится об усмирении ума, Его Святейшество спросил: «Что такое ум?», и добавил, что многие ученые убеждены, будто ум – это не более чем электрическая активность головного мозга.
Затем школьники из Верхней тибетской детской деревни провели философские диспуты о цветах. За ними выступили ребята постарше, они рассуждали о причинах и следствиях. После завершения диспутов один из членов местной группы по изучению буддизма воспользовался случаем и рассказал, как сильно на него повлияло изучение Дхармы. Он объяснил, что исследование Двух истин невозможно переоценить, и он научился быть благодарным за доброту живых существ. Мы не только обретаем пробуждение благодаря доброте живых существ, но все, что только есть в нашей жизни, зависит от других. Его Святейшество ответил, что подобные прозрения «служат целям Дхармы».
Затем поднялся со своего места один из слушателей и от всего сердца сказал спасибо Его Святейшеству, ведь благодаря его усилиям юные тибетцы учатся ценить родную культуру. Он еще раз выразил признательность Далай-ламе от имени бывших, нынешних и будущих учеников и поднес ему танку с изображением Будды медицины.
Снова обратившись к теме взаимосвязи между умом и мозгом, Его Святейшество сказал, что ближе к концу прошлого века некоторые ученые начали задаваться вопросом, а не существует ли более тонкого сознания, независимого от физического мозга. Он спрашивал некоторых из своих друзей-ученых: если присутствуют все физические условия, ведущие к зачатию – чрево матери, яйцеклетка и сперматозоид, – обязательно ли произойдет зачатие? Ответ отрицательный. По мнению Его Святейшества, может отсутствовать следующее необходимое условие – сознание.
Согласно воззрениям мадхьямаки, «я» – всего лишь обозначение, наложенное на основу тела и ума. Его Святейшество заметил: «На межконфессиональной встрече в Амритсаре известный учитель-суфий из Аджмера заметил, что все религии ищут ответ на три вопроса. Что такое “я”? Есть ли у него начало? И есть ли у него конец?
Буддисты утверждают, что “я” не имеет самобытия, оно – лишь обозначение, наложенное на совокупность тела и ума. В этом случае, поскольку ум не имеет начала, “я” тоже не имеет начала. На вопрос, есть ли у “я” конец, большинство буддистов отвечают отрицательно, хотя некоторые последователи школы вайбашика верят, будто после смерти архата от “я” ничего не остается».
Во время короткого перерыва между сессиями у учеников была возможность задать Его Святейшеству вопросы. На первый вопрос, достаточно ли принятия прибежища в Трех драгоценностях для того, чтобы называться буддистом, Его Святейшество ответил, что принятие Четырех печатей в некотором роде делает вас буддистом по мировоззрению. Четыре печати таковы:
1. Все составные явления непостоянны.
2. Все загрязненные явления суть страдание.
3. Все явления лишены самобытия.
4. Нирвана — истинный покой.
Другой ученик спросил о четырех школах буддийской философской мысли. Его Святейшество ответил, что когда Будда давал наставления о Четырех благородных истинах, он упомянул пустоту, и более подробные объяснения содержатся в учениях о совершенной мудрости, дарованных при втором повороте колеса Дхармы. Позже великие учителя монастыря-университета Наланда подробно истолковали эти учения.
Его Святейшество похвалил ученика, поблагодарившего его за совет, данный в прошлом году: медитировать каждый день о непостоянстве и развивать решимость освободиться. Его Святейшество назвал превосходными такие достоинства как образованность, скромность и душевная теплота. Один из слушателей полюбопытствовал, как знания, полученные в этой жизни, могут принести пользу в следующей. Его Святейшество пояснил, что изначально понимание опирается на слова, которые мы услышали или прочли, но после должных размышлений и развития убежденности, след этих идей навсегда остается в нашем уме, даже если мы давно забыли те первые слова.
Возобновив чтение поэмы «Древо веры», Его Святейшество упомянул, что в винае описываются достоинства настоящего гуру, а в сутрах перечисляются десять качеств учителя. Он привел слова Чже Цонкапы, говорившего, что те, кто желают обуздывать умы других, должны сперва усмирить свой собственный ум. Встретив в тексте упоминание бодхичитты, Его Святейшество заметил, что бодхичитта дарит кроме прочих прекрасных достоинств смелость и уверенность.
Он объявил затем, что завтра проведет церемонию зарождения бодхичитты, и поскольку в основном на учения собрались школьники и студенты, он дарует разрешения на практику Манджушри – бодхисаттвы, олицетворяющего мудрость.
«Я на собственном опыте убедился, что если мы полагаемся на Манджушри, конечно, не забывая при этом об аналитической медитации, наша мудрость и интеллект преумножатся», – произнес Его Святейшество, завершая сегодняшние учения.
Перевод: Ольга Селезнева
Не совершай ни единого злодеяния,
Взращивай добродетели,
Полностью усмири свой ум –
Это учение Будды.
Эта строфа на тибетском, хинди и английском языках написана на стене позади трона, рядом со статуей Будды.
Его Святейшество Далай-лама во время второго дня трехдневных
учений для юных тибетцев. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество добавил: «Мы – буддисты, и конечно мы стараемся воздерживаться от неблагих поступков не просто потому, что так велел Будда, а поскольку знаем, что в результате нас ждут страдания».
Напомнив, что в строфе, которую он только что прочел, говорится об усмирении ума, Его Святейшество спросил: «Что такое ум?», и добавил, что многие ученые убеждены, будто ум – это не более чем электрическая активность головного мозга.
Затем школьники из Верхней тибетской детской деревни провели философские диспуты о цветах. За ними выступили ребята постарше, они рассуждали о причинах и следствиях. После завершения диспутов один из членов местной группы по изучению буддизма воспользовался случаем и рассказал, как сильно на него повлияло изучение Дхармы. Он объяснил, что исследование Двух истин невозможно переоценить, и он научился быть благодарным за доброту живых существ. Мы не только обретаем пробуждение благодаря доброте живых существ, но все, что только есть в нашей жизни, зависит от других. Его Святейшество ответил, что подобные прозрения «служат целям Дхармы».
Затем поднялся со своего места один из слушателей и от всего сердца сказал спасибо Его Святейшеству, ведь благодаря его усилиям юные тибетцы учатся ценить родную культуру. Он еще раз выразил признательность Далай-ламе от имени бывших, нынешних и будущих учеников и поднес ему танку с изображением Будды медицины.
Снова обратившись к теме взаимосвязи между умом и мозгом, Его Святейшество сказал, что ближе к концу прошлого века некоторые ученые начали задаваться вопросом, а не существует ли более тонкого сознания, независимого от физического мозга. Он спрашивал некоторых из своих друзей-ученых: если присутствуют все физические условия, ведущие к зачатию – чрево матери, яйцеклетка и сперматозоид, – обязательно ли произойдет зачатие? Ответ отрицательный. По мнению Его Святейшества, может отсутствовать следующее необходимое условие – сознание.
Согласно воззрениям мадхьямаки, «я» – всего лишь обозначение, наложенное на основу тела и ума. Его Святейшество заметил: «На межконфессиональной встрече в Амритсаре известный учитель-суфий из Аджмера заметил, что все религии ищут ответ на три вопроса. Что такое “я”? Есть ли у него начало? И есть ли у него конец?
Буддисты утверждают, что “я” не имеет самобытия, оно – лишь обозначение, наложенное на совокупность тела и ума. В этом случае, поскольку ум не имеет начала, “я” тоже не имеет начала. На вопрос, есть ли у “я” конец, большинство буддистов отвечают отрицательно, хотя некоторые последователи школы вайбашика верят, будто после смерти архата от “я” ничего не остается».
Во время короткого перерыва между сессиями у учеников была возможность задать Его Святейшеству вопросы. На первый вопрос, достаточно ли принятия прибежища в Трех драгоценностях для того, чтобы называться буддистом, Его Святейшество ответил, что принятие Четырех печатей в некотором роде делает вас буддистом по мировоззрению. Четыре печати таковы:
1. Все составные явления непостоянны.
2. Все загрязненные явления суть страдание.
3. Все явления лишены самобытия.
4. Нирвана — истинный покой.
Другой ученик спросил о четырех школах буддийской философской мысли. Его Святейшество ответил, что когда Будда давал наставления о Четырех благородных истинах, он упомянул пустоту, и более подробные объяснения содержатся в учениях о совершенной мудрости, дарованных при втором повороте колеса Дхармы. Позже великие учителя монастыря-университета Наланда подробно истолковали эти учения.
Его Святейшество похвалил ученика, поблагодарившего его за совет, данный в прошлом году: медитировать каждый день о непостоянстве и развивать решимость освободиться. Его Святейшество назвал превосходными такие достоинства как образованность, скромность и душевная теплота. Один из слушателей полюбопытствовал, как знания, полученные в этой жизни, могут принести пользу в следующей. Его Святейшество пояснил, что изначально понимание опирается на слова, которые мы услышали или прочли, но после должных размышлений и развития убежденности, след этих идей навсегда остается в нашем уме, даже если мы давно забыли те первые слова.
Возобновив чтение поэмы «Древо веры», Его Святейшество упомянул, что в винае описываются достоинства настоящего гуру, а в сутрах перечисляются десять качеств учителя. Он привел слова Чже Цонкапы, говорившего, что те, кто желают обуздывать умы других, должны сперва усмирить свой собственный ум. Встретив в тексте упоминание бодхичитты, Его Святейшество заметил, что бодхичитта дарит кроме прочих прекрасных достоинств смелость и уверенность.
Он объявил затем, что завтра проведет церемонию зарождения бодхичитты, и поскольку в основном на учения собрались школьники и студенты, он дарует разрешения на практику Манджушри – бодхисаттвы, олицетворяющего мудрость.
«Я на собственном опыте убедился, что если мы полагаемся на Манджушри, конечно, не забывая при этом об аналитической медитации, наша мудрость и интеллект преумножатся», – произнес Его Святейшество, завершая сегодняшние учения.
Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2 416
Похожие новости: