Далай-лама дал учения по основным понятиям буддизма
11-11-2010, 05:40 | Напечатать
Путевые заметки Пико Aйера
Сегодня, 10 ноября, в Ниихаме стояла ясная и теплая осенняя погода. Четвертый день своего визита в Японию Его Святейшество Далай-лама посвятил учениям по основным понятиям буддизма.
Темой утренней сессии стало учение по Сутре сердца. Энергичным шагом Далай-лама вошел в аудиторию на двадцать минуть раньше назначенного времени и сразу попросил присутствовавших (а послушать его собралось около 400 человек) прочитать Сутру сердца вместе с ним. Затем он углубился в скрупулезный разбор текста сутры, чтобы выявить причину возникновения Вселенной, «существовавшую еще до дарвинской медузы и Большого взрыва», и разницу между условной и абсолютной истинами.
Далай-лама выделил три уровня страдания. Первый, самый очевидный, это физическая и умственная боль; второй - страдания от перемен; и третий - то, что можно назвать всепроникающим страданием, возникающим в силу неведения, сопутствующего нам от рождения. Два последних, более тонких уровня страдания, бывает сложнее распознать, чем первый.
Прекращения страданий, сказал Далай-лама, нельзя добиться «ни через сострадание, ни через любовь или терпение. Только мудрость, устраняющая омрачения, освободит от страданий». Далее он пояснил, что есть три категории учений: учения первой категории говорят о морали; учения второй посвящены концентрации или медитации; учения третьей учат мудрости. Сутра сердца как раз и принадлежит к последней, третьей категории учений.
Пообедав в гостинице, в комнате на последнем этаже, залитой ярким ноябрьским солнцем, льющимся через венецианские окна, из которых открывается прекрасная панорама холмов, окружающих Ниихаму, Его Святейшество вернулся в аудиторию, чтобы посвятить послеобеденную сессию беседе о «пустоте».
Вскоре он уже рассуждал о сложных философских идеях, связанных с областью «относительной истины», в рамках которой существует деление на «друзей» и «врагов», а также подчеркивал важность постижения истинной природы явлений. «Термин ‘пустота’ не означает ‘ничто’, - пояснил Далай-лама. – Это не значит, что мы ничего не видим». Чтобы понять «пустоту» мы должны задаться вопросом, где же находится то «я», о котором мы всегда говорим? Когда мы говорим «я болен» или «я чувствую себя хорошо», какое «я» мы имеем в виду? Я - это не наша голова, или рука, или нога.
Точно также, когда мы смотрим на цветок, то видим только лепестки, или корень, отдельные части. То же самое, когда мы созерцаем статую Будды. Утром, когда мы только проснулись и сознание наше еще ясное, это самое лучшее время, чтобы размышлять о том, какова разница между сущностью человеческого «я» и самим сознанием. Люди не слишком склонны изучать пустоту, однако это очень полезно, для того чтобы избавиться от обманчивого чувства собственного «я», подчеркнул Далай-лама. Только постигнув пустоту, вы можете надеяться вырваться из круга перерождений.
На этом Далай-лама закончил свою лекцию и удалился в гостиницу, продолжать собственные изыскания.
Сегодня, 10 ноября, в Ниихаме стояла ясная и теплая осенняя погода. Четвертый день своего визита в Японию Его Святейшество Далай-лама посвятил учениям по основным понятиям буддизма.
Темой утренней сессии стало учение по Сутре сердца. Энергичным шагом Далай-лама вошел в аудиторию на двадцать минуть раньше назначенного времени и сразу попросил присутствовавших (а послушать его собралось около 400 человек) прочитать Сутру сердца вместе с ним. Затем он углубился в скрупулезный разбор текста сутры, чтобы выявить причину возникновения Вселенной, «существовавшую еще до дарвинской медузы и Большого взрыва», и разницу между условной и абсолютной истинами.
Далай-лама выделил три уровня страдания. Первый, самый очевидный, это физическая и умственная боль; второй - страдания от перемен; и третий - то, что можно назвать всепроникающим страданием, возникающим в силу неведения, сопутствующего нам от рождения. Два последних, более тонких уровня страдания, бывает сложнее распознать, чем первый.
Прекращения страданий, сказал Далай-лама, нельзя добиться «ни через сострадание, ни через любовь или терпение. Только мудрость, устраняющая омрачения, освободит от страданий». Далее он пояснил, что есть три категории учений: учения первой категории говорят о морали; учения второй посвящены концентрации или медитации; учения третьей учат мудрости. Сутра сердца как раз и принадлежит к последней, третьей категории учений.
Пообедав в гостинице, в комнате на последнем этаже, залитой ярким ноябрьским солнцем, льющимся через венецианские окна, из которых открывается прекрасная панорама холмов, окружающих Ниихаму, Его Святейшество вернулся в аудиторию, чтобы посвятить послеобеденную сессию беседе о «пустоте».
Вскоре он уже рассуждал о сложных философских идеях, связанных с областью «относительной истины», в рамках которой существует деление на «друзей» и «врагов», а также подчеркивал важность постижения истинной природы явлений. «Термин ‘пустота’ не означает ‘ничто’, - пояснил Далай-лама. – Это не значит, что мы ничего не видим». Чтобы понять «пустоту» мы должны задаться вопросом, где же находится то «я», о котором мы всегда говорим? Когда мы говорим «я болен» или «я чувствую себя хорошо», какое «я» мы имеем в виду? Я - это не наша голова, или рука, или нога.
Точно также, когда мы смотрим на цветок, то видим только лепестки, или корень, отдельные части. То же самое, когда мы созерцаем статую Будды. Утром, когда мы только проснулись и сознание наше еще ясное, это самое лучшее время, чтобы размышлять о том, какова разница между сущностью человеческого «я» и самим сознанием. Люди не слишком склонны изучать пустоту, однако это очень полезно, для того чтобы избавиться от обманчивого чувства собственного «я», подчеркнул Далай-лама. Только постигнув пустоту, вы можете надеяться вырваться из круга перерождений.
На этом Далай-лама закончил свою лекцию и удалился в гостиницу, продолжать собственные изыскания.