В Праге Его Святейшество Далай-лама провел учения по поэме Лангри Тангпы “Восемь строф о тренировке ума”

17-09-2013, 09:31  |  Напечатать

Прага, Чешская Республика, 15 сентября 2013 года - Сегодня утром, отправляясь на учения, Его Святейшество Далай-лама встретился в холле отеля с группой тибетцев, приехавших из Австрии. Накануне они побывали на публичной лекции своего духовного лидера, и решили остаться в Праге еще на одну ночь, чтобы не терять редкой возможности и увидеть его еще раз перед возвращением домой.

В Праге Его Святейшество Далай-лама провел учения по поэме Лангри Тангпы “Восемь строф о тренировке ума”

Во время короткой беседы Его Святейшество напомнил им об исключительной ценности богатой тибетской буддийской культуры. Он подчеркнул, что все тонкости учения Будды лучше всего передаются именно с помощью тибетского языка. Поэтому бесконечно важно сохранять родной язык. Чтобы быть буддистом XXI века необходимо читать, изучать и приходить к пониманию буддизма, а не просто повторять молитвы и мантры, не вникая в их суть. Многие тибетцы не могли сдержать слез радости и волнения.

Заняв место на сцене комплекса “ Podvinnýmlýn Arena ”, Далай-лама начал выступление словами: “Братья и сестры, мы все хотим прожить счастливую жизнь и все мы имеем на это полное право. Но по-настоящему счастливыми нас может сделать только наш ум. Поэтому сегодня поговорим мы о преобразовании собственного ума”.

Его Святейшество сказал, что современные научные исследования показывают, что сострадание способствует покою ума, а спокойный ум дарит уверенность в своих силах. В результате, мы начинаем действовать более открыто, честно и искренне. Из этого рождается доверие, доверие дает начало дружбе, а дружба - основа для сотрудничества и взаимопомощи. Мы не говорим сейчас о будущих жизнях, мы говорим о том, как построить счастливое общество здесь и сейчас. Такой подход необходим всем семи миллиардам людей на Земле. Будда даровал учения, сообразуясь со способностями и склонностями своих последователей, он не насаждал какую-то одну жесткую догму. Большая часть советов “Восьми строф о тренировке ума” может быть найдена и в других религиозных традициях.

В буддизме есть два направления: палийская и санскритская традиции. Главной темой палийской традиции являются наставления о Четырех благородных истинах. Учение Будды опирается на реальность, а разрушительные эмоции возникают в силу того, что мы принимаем видимость за реальность. Мы должны понять, что это не реальность. Поняв Третью благородную истину о прекращении [страданий], мы можем обращаться к Четвертой благородной истине, пути [ведущему к прекращению страданий]. Древняя индийская традиция, частью которой является учение Будды, проводит различие между видимостью и реальностью. Будда преподал учения о двух истинах. Он также советовал не принимать его учение слепо на веру и призывал своих учеников исследовать и проверять его учение на собственном опыте.

Буддизм пришел в Китай около III века нашей эры. Тибетский правитель заинтересовался буддизмом благодаря тесным связям с китайским императором. В VIII веке правитель Тибета отправил послов в Индию, в университет-монастырь Наланду, где жили десять тысяч ученых-философов, чтобы пригласить в Тибет Шантаракшиту, достойного монаха, великого ученого и философа, непревзойденного логика и практика в Тибет.

“Представляете, такой почтенный человек, ему было уже за семьдесят в то время, принял приглашение и приехал в Тибет, проделав неблизкий путь. По его инициативе индийские буддийские сочинения начали переводить на тибетский язык. Он также даровал монашеское посвящение первым семи тибетцам. Благодаря его доброте и усилиям, на сегодняшний день наиболее полное изложение буддизма сохранилось именно в Тибете”.

В XI веке правитель одного из государств, на которые распался к тому времени Тибет, пригласил к себе в страну Атишу, великого учителя Викрамашилы. Главным учеником Атиши был Дромтонпа, а его учениками были Потова, Шарава, и автор “Восьми строф о тренировке ума” Лангри Тангпа.

В Праге Его Святейшество Далай-лама провел учения по поэме Лангри Тангпы “Восемь строф о тренировке ума”

Будда объяснил, какими достоинствами должен обладать учитель: он должен быть знающим и опытным. К концу жизни Дромтонпа посоветовал своим ученикам рассматривать буддийские сочинения как учителя. Из восьми строф поэмы Лангри Тангпы, семь касаются практики альтруизма, а последняя строфа обращается к аспекту мудрости.

Его Святейшество процитировал слова суфийского ученого, который заметил на межконфессиональной встрече в Индии, что все религиозные традиции рассматривают три основных вопроса: “Что такое “я”? Есть ли у него начало? И есть ли у него конец?”

Будда говорил, что подобно тому, как колесница лишь обозначение, наложенное на совокупность ее составных частей, колес, осей и так далее, “я” - это обозначение, наложенное на совокупность пяти скандх (психо-физических совокупностей), которые и составляют человека. Буддисты говорят, что у “я” нет начала. Что касается его конца, буддизм учит, что “я” в основном просто обозначение, наложенное на основу ума, а поток ума, в котором каждый последующий момент осознавания рождается из предыдущего момента осознавания, бесконечен”.

Завершая утреннюю сессию, Его Святейшество спросил, есть ли у слушателей вопросы. Задали вопрос о прямой передаче постижения, и Его Святейшество ответил словами из поэмы “Строфы о друзьях” Ачарьи Дхарматрейи:

Будда не смывает карму других существ,
Они не устраняют последствия деяний других существ,
Они не могут передать свое постижение другим,
Но они открывают истину, которая освобождает живущих.

“Будды, - сказал Далай-лама, - обучают нас тому, каковы вещи на самом деле. Вот почему Дхарма и Сангха являются объектами прибежища. Наш истинный защитник – это Дхарма, ведь она путь, ведущий к освобождению. Дхарма исторически пришла из Индии, поэтому мы считаем индийцев нашими гуру. Я часто называю себя посланником древнего индийского учения, учения ахимсы или ненасилия”.

Один из слушателей спросил: “Если “я” не существует, то кто тогда достигает нирваны?” Его Святейшество пояснил, что вопрос указывает на неверное понимание пустоты. Он добавил, что люди зачастую думают, что в буддизме не признается существования “я” - это ошибка. Школа мадхъямаки утверждает, что вещи и явления зависят от других факторов, и, таким образом, они существуют, но не обладают при этом самобытием или независимым существованием.

В Праге Его Святейшество Далай-лама провел учения по поэме Лангри Тангпы “Восемь строф о тренировке ума”

Во время обеденного перерыва лауреат Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи, которая приехала в Прагу для участия в “Форуме 2000”, лично встретилась с Его Святейшеством.

Возвратившись к обсуждению строф о тренировке ума, Его Святейшество упомянул, что альтруистическое устремление может быть двух видов: желание трудиться на благо всех живущих существ; устремление к достижению пробуждения, основанное на понимании, что для того, чтобы оказывать помощь должным образом, необходимо всеседение.

“Мы социальные животные и нам нужны друзья. Но настоящими друзьями не становятся из страха, основой дружбы может стать только душевная теплота и сострадание. Используя свой разум, мы можем развить в себе заботу о бесчисленных живых существах. Забота о других естественным образом рождает уважение к ним. Если вы выражаете уважение к своему врагу, есть надежда, что ваш враг однажды станет вашим другом; однако, уладить наши отношения с разрушительными эмоциями подобным образом не получится”.

Его Святейшество объяснил, что когда другие люди причиняют нам вред и создают трудности, согласно “Восьми строфам о тренировке ума” следует приложить особые усилия, чтобы помочь этим людям. Если они отплачивают вам черной неблагодарностью, сочинение советует проявить любовь и нежность. Его Святейшество привел пример из своей жизни: “Когда в 2008 году в Лхасе начались волнения, я узнал об этом и начал беспокоиться о возможных карательных мерах китайского правительства; меня охватило чувство беспомощности, подобное тому, какое я испытал в марте 1959 года. Я ясно представил китайских руководителей прямо перед собой и мысленно забрал у них желание нанести вред и отдал им благие эмоции. Конечно, это никак не повлияло на действительные события, но принесло колоссальную пользу мне самому”.

Его Святейшество также пояснил, как сосредоточение на дыхании помогает в стабилизации и успокоении ума. Он показал, как делать девятиступенчатую дыхательную практику, и призвал слушателей последовать его примеру.

Последняя строфа поэмы Лангри Тангпы говорит, что все описанные практики не должны загрязняться восемью мирскими заботами о похвале, награде и тому подобном. Сочинение поощряет нас увидеть иллюзорную природу вещей и явления, и говорит, что они пусты, то есть не обладают самобытием.

Затем Его Святейшество провел простую церемонию принятия прибежища в Трех драгоценностях и церемонию зарождения бодхичитты. Он еще раз поблагодарил организаторов за предоставленную возможность и попросил участников учений привнести в свою повседневную жизнь то, о чем они сегодня услышали.

Перевод: Ольга Селезнева
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Просмотров: 4 273  |  Тэги: Чехия Прага
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Видео. В московском храме Тубтен Шедублинг проходят молебны Гуру Падмасамбхаве
С 17 по 19 марта 2024 года в московском храме Тубтен Шедублинг в Отрадном проходят ритуалы и накопление Семистрочной молитвы Гуру Падмасамбхавы. Организатором этого события выступает Московский ...

Буддисты обратятся к властям после случая вандализма на Байкале
Представители московских буддистов на круглом столе в Институте Китая и современной Азии РАН приняли решение обратиться к властям по поводу содействия в защите святынь после осквернения на Байкале ...

2024.03.29
29 МАРТА Мантра-марафон. Совместное начитывание мантры Тары за мир. 06:00 (мск) – Джонанг. Нендро Калачакры. Прямая трансляция. 07:30 (мск) – Друзья Сакья. Его Святейшество 41-й Сакья Тричен. ...

Основные разделы сайта