Калмыкия просветленная

10-05-2010, 23:44  |  Напечатать

О самом кратком визите в России духовного лидера Тибета.

«Калмыкия, это в Монголии» - часто спрашивают тибетцы, привыкшие обозначать общим словом «сокпо», «Монгол» всех кто приезжает учиться в калмыцкие монастыри с обширных буддийских территорий, лежащих к северу от Тибета. И вот мы снова ведем пальцем по карте: мимо монгольских степей, тувинских гор, дальше за Урал, к Каспийскому морю и предгорьям Кавказа. Калмыкия это здесь.

Здесь калмыцкие буддисты ждали встречи с Далай-ламой более 12 лет. О том, что визит Его Святейшества в Россию может состояться в ноябре 2004-го, мы узнали вскоре после завершения фестиваля «Тибет» в Москве. И все же нас не покидали сомнения, и мы то и дело спрашивали друг друга: «Как думаешь, Далай-лама приедет?» все последующие дни этот вопрос задавали друг другу все жители Калмыкии, наш сотовый телефон с московским номером не умолкал ни на минуту: звонили из Москвы и Краснодара, Киева и Риги. Журналисты, готовые срочно вылететь для эксклюзивного интервью, друзья, знакомые знакомых и совершенно неизвестные нам люди. Был проведен необычайно редкий тантрический ритуал устранения препятствий. Монахи монастыря Гьюдмед разожгли большой костер. «По тому, как ярко горело пламя костра, можно сказать, что визит состоится» - улыбнулся верховный лама Калмыкии Тэло Римпоче.

Самолет плавно приземлился в аэропорту Элисты 29 ноября. Встречающие замерли, не зная верить ли своим глазам, тибетские ламы и юные калмыцкие монахи с цветами и громадным желтым зонтом, символом величия и духовной власти правителя Тибета, поспешили к трапу. И вот после двенадцати лет молитв и тревог Его святейшество XIV Далай-лама Тибета снова ступил российскую землю. На пресс-конференции в аэропорту он обозначил главную цель своего визита – пропаганду общечеловеческих ценностей. «Общечеловеческие ценности, основа счастья каждого человека в отдельности и сообщества людей в целом. В этом состоит моё главное послание к людям. Вне зависимости от того, являемся ли мы верующими или нет, базовые ценности – это то, что всем нам необходимо».

В каком-то смысле эта цель выходила за пределы заявленного «пастырского» визита, ибо касалась не только буддийской «паствы», но человеческих существ вообще. «Посмотрите, как мы отвечаем на вопрос: кто я такой? Я могу сказать: я – монах. Это один уровень восприятия. Я – буддист. Следующий уровень. Я – тибетец. Вы двигаетесь дальше и дальше и в конце концов говорите: я – человек. На каждом предшествующем уровне вы отделяете себя от остальных, и, следовательно, возможно конфликты. Между буддистами и не - буддистами, тибетцами и не-тибетцами. И лишь на последнем, базовом уровне становится, очевидно, что все мы равны, ибо все мы – человеческие существа. Все конфликты на религиозной почве происходят лишь от того, что мы концентрируем свое внимание на промежуточном уровне восприятия. Осознание себя как последователя той или иной религии затмевает осознание себя как человека».

Тема гармоничного сосуществования религий не могла не всплыть в много конфессиональной России, и Калмыкия была лучшим местом для этого не простого разговора: на её территории мирно уживается три основные российские религии – буддизм, православие и мусульманство. Уже на краткой пресс-конференции в аэропорту Его Святейшество, обращаясь к буддистам, сказал: «Если вы избрали буддизм, вы должны быть серьёзны и искренни в своей практике, должны постараться сделать учение Будды неотъемлемой частью своей жизни. Затем, когда вы получите определенные знания и опыт в своей религии, тогда, может быть, полезным поразмышлять о ценностях других традиций. Ведь, несмотря на различие в философии, все традиции несут послание любви, сострадания, все прощения, терпимости и самодисциплины.… Как только вы сумеете понять ценность других религий, вы сможете добавиться гармонии между различными традициями на основе взаимопонимания и уважения».

В свете этого посещение Его Святейшеством Казанского Кафедрального собора Русской Православной Церкви и его встреча с епископом Элистинским и Калмыцким Зосимой были, безусловно, одними из самых значимых событий его визита в Россию. Владыка Зосима передал Далай-ламе приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и сообщил, что Патриарх будет рад видеть Далай-ламу в Москве и готов предоставить ему для визита свою резиденцию в Свято-Даниловом монастыре.

В тот день в Казанском соборе Элисты собрались православные монахи и прихожане, которым повезло даже больше, чем калмыцким буддистам: в силу их молчисленности они могли подойти к Далай-ламе поближе, поймать его внимательный взгляд и искреннюю улыбку. Владыка Зосима разрешил им касаться Далай-ламы, получить от него благословления. Обычно строгие православные монахи улыбались. Впервые за много лет перед объективами многочисленных телекамер на территории маленькой Калмыкии встречались священный Тибет и православная Русь. Черные одежды православных монахов и шафрановые буддийских… Они сидели за одним столом и шутили по поводу нынешнего ненастья. « У природы нет плохой погоды» - фраза, которая особенно пришлась по душе Далай-ламе. Эта встреча была именно такой, какой подобает быть встрече между людьми, посвятившими себя служению духовным идеалам: какой-то особенно теплой, радушной и по детски трогательной. На мгновение показалось, что гармония между религиями – не такой уж недосягаемый идеал. Всё, что необходимо, это чуть больше знаний друг о друге. Владыка Зосима входил в состав калмыцкой делегации, посещавшей резиденцию Его Святейшества в августе 2003-го. На встрече в Элисте он неоднократно вспоминал ту поездку, прекрасные храмы Дхарамсалы, буддийских подвижников и подаренный им тогда Его Святейшеству христианский посох.

Когда пришло время прощаться, Далай-лама вдруг отчего-то вспомнил, что в Новой Зеландии здороваются и прощаются, касаются друг друга носами. «Так давайте, и мы попрощаемся», - не думая ни секунды, промолвил владыка Зосима, и они, на глазах у изумленных журналистов, смеясь, попрощались по-новозеландски. В одном из последовавших за этой встречей интервью владыка Зосима сказал о Далай-ламе: «В нем много от православных святых …»

В тот же день Далай-лама, говорил о гармонии между последователями разных религий, припомнил один эпизод из своих бесконечных странствий по миру. Как-то в Америке он получил приглашение выступить в одном из христианских храмов. По окончании выступления пригласивший Далай-ламу священник искренне поблагодарил его и сказал: «Вы – настоящий христианин». «Он знал что я – буддист, - вспоминал Его Святейшество, - но мои дела и принципы находились в полном соответствии с христианским учением. С тем же успехом я мог сказать о нём, что он – настоящий буддист…»

Рано утром 30 ноября Далай-лама освятил главный Элистинский хурул.

За последние годы в Калмыкии стараниями ее президента и верующих было построено 39 храмов и молельных домов, и теперь Далай-лама ставил новую задачу – наполнить их жизнью. «В последний раз, когда я был здесь более десяти лет назад, - сказал он, - этого храма ещё не было, на его месте стоял лишь маленький домик. Сейчас глядя на этот храм, на окружающее его строения, я вижу, сколько вы сделали, какого процесса вы добились. Однако буддийское учение не сводится к возведению зданий. Люди помнят Миларепу не за то, что он строил монастыри, но за то, что он практиковал учение. …В ближайшее годы этот храм должен стать тем местом, где будет изучаться, и практиковаться учение Будды». Многотысячная толпа – монахи, миряне, люди самых разных возрастов и социальных ниш слушали Далай-ламу под проливным дождём. Многие вспоминали. Как в прошлый свой приезд Его Святейшество сетовал на нестерпимую жару и говорил, что хотел бы, чтобы в следующий его приезд было прохладнее…

Лёгкий снег постепенно сменился ледяным дождём. Как будто местные духи, отвечающие за погоду, проверяли людей на прочность. Погода стала настоящим испытанием: ни тента, ни горячего чая, ни малейшей возможности спрятаться от пронизывающего ветра. Тысячи людей мужественно слушали наставления о Бодхичитте, истории буддизма, важности духовных практик.

Подобного подвижничества Его Святейшество не ожидал увидеть в стране, где в годы Советской власти были разрушены все буддийские храмы и не осталось лам, чтобы учить и возносить молитвы. «Я потрясён, на сколько люди здесь сохранили традиционные ценности, в том числе буддийскую веру – признался он в самом конце визита. – Почему так важно сегодня, в XXI столетии, сохранять традиционные ценности и, в частности, буддийскую культуру? Потому что буддизм, как и другие мировые религии, учат добросердечию. Буддийская культура – культура мира, ненасилия и сострадания, а это то, что так не обходимо современному миру».

Его удивили люди, выстроившиеся, вдоль дороги со сложенными руками и белыми шарфами – хадаками, чтобы приветствовать его кортеж (точь – в – точь, как в Тибете!); толпа, выстоявшая несколько часов под проливным дождём, добиравшаяся до хурула пешком (неблизкий путь и непогода); женщины, встречавшие его тибетскими молитвами. Я был рад быть здесь встречаться с этими людьми, говорить с ними обмениваться улыбками …» - сказал он на прощанье. Долгожданная встреча после долгой разлуки, ощущение пронзительной радости. Видимо прав Роберт Турман (американский профессор – тибетолог), движение к Просветлению, случись ему однажды набрать обороты в какой-то стране, затем, даже если его выжигают огнем, вырубают мечом, продолжается по инерции, его очень трудно остановить, ибо семена Просветления – добросердечия и сострадание – проникают в умы, трансформируют сердца, остаются в глубинной памяти народа. Но нужен свет и тепло, чтобы эти семена давали всходы. Свет мудрости великого учителя, тепло его сердца…

Перед отлетом в южноиндийский Бангалор Далай-лама место строительства нового храма в центре Элисты, которому суждено, будет стать, самым высоким буддийским храмом в Европе, местом паломничества с азиатской и европейской частей континента. Он будет окружен кольцом белоснежных ступ, поставленных в память погибших в годы репрессий калмыцких лам. Многие из них учились в стране Снегов и были известны особым прилежанием. В Тибете у нас были «Доб-добы», - заметил Далай-лама, - монашеская полиция, следящая за соблюдением многочисленных правил и предписаний, в особенности во время больших молитвенных собраний. Так вот общепризнанным фактом было то, что среди нарушителей никогда не оказывалось монахов с российских и монгольских территорий, слишком уж безупречным было их поведение. …В числе выходцев из России были поистине великие ученные, я сам учился по текстам, составленным некоторыми из них».

Не случайно ещё одним кольцом, обрамляющим новый элистинский хурул, будут статуи семнадцати ученных индийского университета Наланда, духовными наследниками которого являются сегодня монастырские университеты Тибета. Перенести на калмыцкую землю дух Наланды, величайшего центра философской мысли, чьи обширные библиотеки хранили девять миллионов книг, где десять тысяч учеников изучали классические тексты, вели диспуты и медитировали о смысле прочитанного; перенести эту живую пульсирующую энергию, которая так явственно ощущается и сейчас в тибетских монастырях в изгнании, - вот, что необходимо на нынешнем этапе развития буддизма. Вот та задача, которую ставит Его Святейшество, - не случайно ему так понравился проект нового храма. Семнадцать статуй: Шантракшиты, и Шантидевы, Нагарджуны и Арьядевы и других великих Учителей в самом центре Элисты будут служить напоминанием о том, что буддизм – это не только чистая вера, но и ежедневный тяжелый труд ради постижения смысла учения Будды и очищения сердца, труд, который нужно начинать прямо сейчас, ибо в жизни нет ничего важнее, ибо только наберёт обороты «всеобщее движение к Просветлению» и Калмыкия из ещё одной страны на карте мира превратится в чистую землю, Калмыкию Просветленную…

Юлия Жиронкина,
журнал «Наука и религия»,
2005, № 7


Глас народа



Жители Калмыкии:
В душе каждого есть потребность в духовном возрождении


Моросящий дождь и слякоть не стали преградой для жителей Калмыкии в их стремлении встретиться с Его Свя­тейшеством Далай-ламой, послушать его Учение и полу­чить благословение. Сотни и тысячи людей непрерывным потоком шли по дороге к хурулу - старики и дети, муж­чины и женщины держали в руках цветы, буддийские иконы, их лица были озарены счастливой улыбкой.

В этот светлый для всех буддистов день, ставший для них праздником, жители республики с радостью дели­лись своими чувствами и мыслями, пожеланиями и на­деждами.


Ноган Шамадыкова, Ики-Бурульский район:

- Я до сих пор не могу поверить в то, что Далай-лама вновь приехал в Калмыкию. Словами не выс­казать, какие чувства переполняют мое сердце. Дома зажгла лампадки. Привезла с собой буд­дийские реликвии, которые по крупице собирала все эти годы. Хочу, чтобы они были освящены молитвами Далай-ламы. Слушая Учителя, молюсь за своих сыновей, своих близких и знакомых, соседей и всех жителей нашей респуб­лики. Счастье должно быть общим. Знаете, совсем не чувствую холода, не страшен мне дождь со снегом, какой-то внутренний огонь в душе согревает меня.


Кермен Харцхаева, президент городской общественной организации “Service of peace“:

- Со вчерашнего вечера мы с ребятами на ногах. Очень рады, что работаем волонтерами в этот день. Счастлива, что духовного лидера Тибета мы встречаем в калмыцком хуруле Геден Шеддуп Чой Корлинг, Величие и красота храма не раз восхищали приезжих паломников, гостей из разных городов и весей. А теперь хурул освятит сам Далай-лама - это ли не радость для народа. Огромное количество людей свидетельствует о том, что в душе у каждого из нас есть потребность в духовном возрождении. Но, на мой взгляд, наша общая проблема - люди на культовом уровне воз­величивают все, что связано с буддизмом, без осознания основ буддийской философии. Надеюсь, этот переходный период прой­дет. Символично, что приезд Далай-ламы в Калмыкию пришелся накануне светлого праздника Зуд. Вступая в новый год, мы все по­лучили благословение от Далай-ламы. Я очень горжусь, что глава буддистов всего мира посетил нашу маленькую Калмыкию, и мо­люсь за благополучие этого удивительного человека, чье сердце наполнено любовью и состраданием ко всему живому на Земле.


Светлана Митруева, прихожанка буддийс­кого центра “Тилопа”:

- Всю ночь глаз не могла сомкнуть - очень волно­валась. Столько лет все мы ждали этого момента, Лотосоподобные стопы Учителя ступили на кал­мыцкую землю. В эти минуты все наши повседнев­ные заботы кажутся такими мелкими. В душе раз­лилась какая-то теплая благодать - позабыты все обиды, волнений и тревоги. К чему они, когда нам всей дарована уникальная возможность получить Учение Будды от самого Далай-ламы.


Борис ИМКЕНОВ, пенсионер:

– Мне посчастливилось увидеть Далай-ламу в третий раз. Сегодня я увидел его совсем близко – на расстоянии вытянутой руки. Уверен: Его Свя­тейшество приедет к нам еще не один раз, в этом не может быть никаких сомнений. Но для этого мы сами, прежде всего, должны приложить все уси­лия. Постараться жить в ладу со своей совестью, в мире и согласии со своими близкими, знакомыми, соседями, не сеять вражду и зло. И если каждый из нас будет следовать этим заветам, то тогда у калмыцкого народа накопится огромное коли­чество заслуг. И навстречу Далай-ламе распахнутся все двери.

Валентина ЭРЕНДЖЕНОВА,
«Известия Калмыкии»,
2004, 1 декабря



Гости Калмыкии:
Спасибо за ваше гостеприимство и любовь!


В последние дни ноября Элистинский хурул стал местом паломничества сотен и тысяч людей. Внять Учению своего духов­ного лидера Далай-ламы XIV спешили со всех концов не только нашей республики, но и страны. Здесь можно было встретить паломников из Тывы и Бурятии, Новосиби­рска и Томска, Волгограда и Воронежа и многих других городов нашей необъятной России. Нашим корреспондентам удалось пообщаться с некоторыми из них.


Николай Евсеев (г. Воронеж):

– По профессии я - учи­тель, но приехал сюда не только потому, что интере­суюсь восточной культурой. Я просто никак не мог про­пустить это событие. Такое бывает раз в жизни. Конеч­но, я верю в то, что Далай-лама приедете Россию еще не раз, но упустить такую возможность для меня бы­ло бы непростительной ошибкой. Хочу подчеркнуть, что приехал сюда, несмотря на то, что сейчас практически середина учебного года - самый -разгар занятий. Взял отпуск за свой счет, и сразу сю­да. Хоть я и не буддист и являюсь представителем другой религии - православной, все же считаю, что мне очень повезло, ведь я увидел Далай-ламу! Это все-таки живая легенда, можно сказать. Будда во плоти.

Впечатления от всего этого самые замечательные, я не забуду этого никогда, ведь Учителя такого уровня, навещают нас крайне редко и поэтому душевный подъем у всех здесь был просто колоссальный. Это вообще, я считаю, большое счастье, когда такие люди приезжают к нам в страну, и я рад, что мне удалось стать, участником события такого масштаба.


Наталья Кадралеева и Рада Монгуш (г. Кызыл):

- О том, что Далай-лама приедет в Калмыкию, мы узнали из Интернета. Мно­гие приехали сюда к перво­начально-названной дате визита и до сегодняшнего дня находились здесь, в Элисте. Сейчас нас здесь около сорока человек. Правда, добирались сюда каждый своим ходом. Мы, например, прибыли в Элисту сегодня ночью, и все сра­зу направились в хурул.

Единственное неудобство доставляла непогода но, как нам кажется, никто этого не замечал, всех согревала мысль, что с нами рядом наш Учитель и Наставник - наш Далай-лама. Мы очень счастливы, что смогли увидеть Его еще раз и очень надеемся, что визит этот будет далеко не последним, От имени всех буддистов России хотим сказать вам ог­ромное спасибо за организацию этого визитами пожелать вашему народу процветания и благоденствия.


Николай Красников (г. Тамбов):

- Мы с женой являемся большими почитателями Далай-ламы, поэтому приеха­ли принять Учение, - так ска­зать, из уст этого великого че­ловека. Очень рады за ваш на­род, за Калмыкию. Сегодня здесь побывало огромное ко­личество людей, очень много молодежи, детей. Все это го­ворит о том, что духовное самосознание калмыков очень велико. Для моей, супруги стал откровением тот факт, что калмыки тоже являются буддистами, причем единственными буддистами - проживающими в Европе. По ее прежним представлениям, приверженцами этой религий являлись лишь народы, населяющие Индию, Тибет! Словом, она была приятно удивлена этому открытию. После этой поездки пробел в ее познани­ях был благополучно восполнен.

Хотим поблагодарить вас за ваше гостеприимство. Нас здесь очень хорошо приняли. Поселили нас в общежитии конторы Племсовхоза - приютили, накормили. Вместе с нами, там жили паломники из Москвы, Волгограда, Ново­сибирска, Томска, Кызыла, Иркутска. Всего более восьми­десяти человек, В общем, если можно так выразиться, “география общения” у нас здесь была очень обширной.

Единственное, что немного огорчает, это то, что увидеть ваш город довелось лишь мельком. Приехал вечера ночью, целый день сегодня были здесь, а завтра утром опять в до­рогу. Хотим хотя бы посмотреть ваш хурул. Сейчас пока нас туда не пускают. Сказали, что доступ в хурул будет отк­рыт, когда народ немного рассеется. Стоим вот и ждем, без этого не уедем.


Олег Никулин и Дмитрий Соловьев (г. Саратов):

- Наша делегация состоит из 28 человек. Мы предс­тавляем здесь Общественную палату Саратовской об­ласти, в которую входят Фонд межконфессионального взаимодействия, общественная организация “Центр позитивного мышления”, буддийский центр и несколь­ко просветительских общественных организаций. Одним из проектов, который мы приехали обсудить здесь, является программа международного паломнического центра. Она предполагает не религиозные паломничества, которые в большей степени, находятся в ведении духовных общин, церквей, а именно светскую просветительскую работу группы людей, причем не обяза­тельно верующих. В рамках этой программы они посе­щают святые места, духовные центры каждого народа, знакомятся с их историей, традициями, культурой. Пос­ле этого, понятно, взаимное, недоверие между людьми, между разными народами начинает пропадать. Несколько человек - наши волонтеры - приехали сюда на пару дней раньше, чтобы узнать, что, где и как здесь все будет происходить, остальная часть подъехала сегод­ня.

Впечатления от встречи с духовным лидером буддистов самые замечательные. Мы просто восхищены, потому что услышать суть буддизма из уст самого. Далай-ламы - это просто незабываемо. Впечатлил также уровень организации этого мероприятия. Продумано было все, кроме погоды (смеется). Все прошло просто красиво. У нас есть возможность сравнивать, так как мы присутствовали и на мусульманских съездах, были на православных мероприятиях, и на общем фоне всего того, что нам доводилось увидеть, смотрится все просто красиво, других слову нас нет.

Удивило также миролюбивое доброе отношение людей друг к другу. Общая доброжелательность вашего народа по отношению к гостям поразила. В вас присут­ствует какая-то чистота, искренность, доброжелательность. За все время пребывания здесь мы ни разу не столкнулись с проявлением какой-то агрессии, то есть люди пришли сюда именно за тем, что здесь собственно и проводилось. Это было по-настоящему духовное мероприятие, Спасибо Элисте, Калмыкии, всему ваше­му народу за гостеприимство и любовь!

Калмыкия просветленная

Подготовили Л. Каляева
Б. Миклеева
Элистинская панорама, 2004, 2 декабря
Просмотров: 6 797  |  Тэги: калмыкия встречи
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

2024.11.22-2024.11.25
22–25 НОЯБРЯ 09:00; 14:00 (мск) – Троицкий хурул (Рипа). Практика гневной дакини Трома Нагмо с Ламой Пема Ранриг. Очно в Калмыкии.

Открыта регистрация на ежегодный осенний семинар с Чокьи Ньимой Ринпоче
Открыта регистрация для онлайн-участия в ежегодном осеннем семинаре с Чокьи Ньимой Ринпоче, который пройдет с 24 ноября по 8 декабря. Семинар этого года будет проводиться в только что торжественно ...

Основные разделы сайта