Второй визит Его Святейшества Далай-ламы XIV

10-05-2010, 20:40  |  Напечатать

Второй визит Его Святейшества Далай-ламы XIV

Сентябрь 1992 года

Осенью 1992 г. Далай-лама вновь посетил республику. Как и во вре­мя предыдущего визита, он читал молитвы и произносил проповеди. Кро­ме того, он посвятил в монахи тринадцать человек, среди которых были не только калмыки, но и представители других национальностей. Эта церемония проходила во вновь воздвигнутом храме - сюмэ. За время своего визита Далай-лама побывал в Каспийском, Кетченеровском и Яшкульском районах Калмыкии. Им были освящены хурулы в г. Лагань и п. Джалыково.

Второй визит Его Святейшества Далай-ламы XIV

«Каждый должен быть учителем самому себе»


С пресс-конференции Далай-ламы

Как мы уже сообщали, в последний день визита Далай-ламы в Калмыкию, 18 сентября, состоялась пресс-конференция Его Святейшества с журналис­тами республиканских средств массовой инфор­мации. Мы обещали чита­телям рассказать о ней более подробно и представ­ляем сегодня их вниманию наш отчет.

Вел пресс-конференцию председатель Союза жур­налистов Калмыкии В.Х.Эрендженов. Он же задал первый вопрос.

—Ваше Святейшество, каковы ваши впечатления о нынешнем визите, встре­чах с народом?

—Насколько я могу судить, люди получили больше религиозных свобод и довольны этим. Подтверж­дением может служить то, что, несмотря на экономи­ческие трудности, они стро­ят хурулы.

Я заметил также при по­сещении районом, что в буд­дийских общинах большин­ство составляют женщины. Выходит, основную ответ­ственность за передачу ду­ховного наследия следую­щим поколениям у вас несут женщины…

— В Калмыкии назрела необходимость создания центра тибетской медици­ны. Можно ли надеяться на помощь в этом деле Далай-ламы? Почему нет международ­ного центра буддизма? (Я.С.Джамбинов, ветеран, член СЖ).

— Один из тибетских вра­чей скоро приедет в Элисту — здесь сложностей нет. Oотсутствие же международно­го центра буддизма можно, наверное, объяснить тем, что в большинстве стран, насе­ление которых исповедует буддизм, буддийские общи­ны заняты прежде всего своими внутренними про­блемами…

— В республики бывше­го Союза нахлынули нынче миссионеры—представите­ли различных религий и конфессий. В прежде ате­истических советских рес­публиках они стремятся заполнить образовавшийся вакуум, привлечь внима­ние людей и по возможнос­ти обратить их в свою веру. Каково ваше отношение к этому явлению? (”Элистин­ские новости”).

— Смена религии для че­ловека—очень сложный и бо­лезненный процесс. Если, к примеру, это христианин, то ему надо преодолеть семей­ные традиции. Возникают внутренние психологические проблемы. Поэтому мое мис­сионерство заключается в том, чтобы дать человеку от имени религии, но не стре­миться обратить его в свою веру.

— Известно, что главы му­сульманских государств, президенты дают при вступлении на престол клятву на Коране. Есть ли практика клятвы верой у глав буддийских госу­дарств? Может ли быть нечто подобное у нас? (Радио Калмыкии).

— Каждый, кто становит­ся буддистом, дает обеща­ние признавать три драго­ценности Будды, то есть обещает быть хорошим че­ловеком. Что касается клят­вы президента, то он это делает в соответствии с тем, к какой религии принадле­жит. Если президент неве­рующий, то, естественно, он и не должен давать клятву верой. У вас этот обряд может быть таким, как вы захотите. Тут я не могу со­ветовать.

— Религиозные учения представляются нам сво­дом канонов и догм. Почему же пробудился нынче во всем мире интерес к буддизму? В чем его диа­лектика? (”Известия Кал­мыкии”).

— Для буддийского уче­ния вообще, в частности, для махаяны, свойственно опи­раться не на слова, а на их сущность, не на временное их значение, а на абсолют­ное. Будда учит ничего не принимать на веру, а позна­вать все на собственном опыте. Для постижения буддизма большое значение имеет анализ. Все происхо­дящее — относительно, абсолютных истин не существу­ет.

Буддийский подход чрез­вычайно гибок, если и есть в этом учении догмы, то они минимальны, поэтому оно постоянно развивается.

— Одна из заповедей буддийского учения гласит: от­казаться от себя самого. Этот тезис у нас, ориенти­рующихся на европейскую систему ценностей, в кото­рой индивидуальное пре­валирует над обществен­ным, вызывает замешатель­ство. Если отказаться от себя самого, то, что же в человеке останется чело­веческого? (Калмыцкое телевидение)

— Конечно, ничего не ос­танется. Некоторые дума­ют, что в этом и состоит нирвана. Но на самом деле буддизм, махаяна — необы­чайно индивидуалистическая религия. Будда учил: вы должны быть своими собст­венными учителями. Поэто­му, исповедуя буддизм, за­нимаясь религиозной прак­тикой, человек с самого на­чала и до конца сохраняет свою индивидуальность.

Что касается желаний, чувства “эго”, то желания могут быть двух видов. Если мы хотим учиться, достичь состояния Будды и т.д. — это положительное желание. Но бывают и отрицательные желания, чувства “я”. К. примеру, когда мы смотрим на других сверху вниз. С другой стороны, невозможно принимать на себя ответственность за других, не имея чувства “я”. Оно в данном случае положитель­ное. Даже гнев может иметь положительное значение. Абсолютно отрицательное чувство — это ненависть.

— Ваши проповеди, к со­жалению, не переводились на калмыцкий язык. Поэ­тому людям старшего по­коления не все было по­нятно. У людей же, как вы за­метили, есть большое же­лание возродить религию. Но у нас не хватает свя­щеннослужителей. Видимо, необходимо открыть в Калмыкии духовное учи­лище? (Калмыцкое телеви­дение).

— Я уже упоминал о том, что чувствовал себя неудоб­но оттого, что перевод был только на русский язык, Надеюсь, что в следующий раз вы найдете переводчика со знанием тибетского и кал­мыцкого, которому была бы знакома буддийская тер­минология.

Что касается подготовки священнослужителей, то с вашим руководством есть на этот счет договоренность: в Тибетский центр в Индии поедут на учебу десять мо­нахов и пять мальчиков. Обучение продлится 10-15 лет. Накануне визита в Рос­сию я спрашивал настояте­ля одного из дацанов, сколь­ко человек из монголо-язычных республик они смо­гут принять? Он ответил, что около ста… Мы подгото­вили двух учителей, кото­рые в скором времени соби­раются сюда выехать.

В нынешний визит, как вы, наверное, знаете, я да­ровал посвящение в монахи нескольким юношам. На них сейчас будут смотреть все буддисты. Поэтому они должны быть особенно внимательны к своему по­ведению. Хотелось бы на­помнить и о том, что цент­рами обучения, а не только молельными домами, могут стать ваши храмы. Основам буддизма можно также обу­чать в общеобразовательных школах.

Я доволен тем, что в Кал­мыкии создано общество друзей Тибета, начат вы­пуск журнала культурно-ре­лигиозного направления. Это очень хорошие шаги.

— Можно ли хотя бы кратко переводить на кал­мыцкий тексты молитв? (”Хальмг унн”).

— Конечно, можно. Уче­ние Будды пришло к нам из Индии, все тексты были на санскрите. Мы их перевели на тибетский и теперь про­износим молитвы на своем языке, кроме специальных выражений—мантр.

— Ваши впечатления от встречи со студентами и какими будут ваши поже­лания молодежи? (”Моло­дежь Калмыкии”).

—Я ожидал больше во­просов, поэтому мне трудно судить о том, что волнует молодежь. Но я видел на лицах энтузиазм, и общее впечатление от встречи в КГУ положительное.

Обычно при встречах с молодежью я говорю, что познания не должны отры­ваться от самой личности познающего. Только целос­тное развитие личности даст возможность проявиться знаниям.

У молодежи много энер­гии, но не хватает терпе­ния. Молодые должны по­нимать: они — основная сила будущего, поэтому на их плечи ложится колоссаль­ная ответственность.

И еще: осознание своей национальной принадлеж­ности лежит через пости­жение национальной куль­туры. Основа же, стержень культуры калмыцкого наро­да — буддийская религия. Поэтому требуется ее поз­нание.

Как мне говорили, большой проблемой у вас явля­ется алкоголь, будут ею, возможно, наркотики. И то, и другое ведут к саморазру­шению личности.

— Не так давно в нашем хуруле несколько священ­нослужителей посредством голодовки добивались вы­полнения своих требований. Каково ваше отношение к подобным мерам воздейст­вия? (”Элистинские новос­ти”).

— Тибетцы тоже устраи­вают голодовки. Эти спосо­бы борьбы—голодовка и гражданское неповинове­ние — придуманы не нами, а еще Махатмой Ганди. О том же, что произошло в вашем хуруле, я плохо информи­рован.

В прошлом, случалось, во имя религии совершались не совсем достойные вещи. Но вообще должен сказать, что важно не количество мо­нахов, а их качество. Если они устраивают скандалы, то тем вредят не только себе, но и учению Будды. Нужны строжайшие правила, кото­рым монахам необходимо следовать—особенно из ныне посвященных — с само­го начала.

Монахи не должны быть перегружены работой — в этом им могут помочь миряне, взяв на себя боль­шую часть работ. Монахам не положено иметь личную собственность, кроме 13 вещей одежды. У меня, к примеру, есть только то, что на мне и запасная одежда. Есть вот, правда, часы. Но отношение даже к этим ве­щам должно быть не как к лично своему, а как к обще­му, общинному. В против­ном случае будут нарушены заповеди.

Деньгам, жертвуемым храму, нужно вести точный счет, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что они тратятся не по назначе­нию.

Монахи не должны жениться, иначе наступит разложение буддизма. Монах не может быть од­новременно мирянином. Есть миряне и есть монахи. Если кто из ныне обращен­ных тринадцати монахов нарушит заповеди, того нужно немедленно удалять из монастыря.

Не исключено, что в бу­дущем миряне построят свой храм. Есть храмы, при кото­рых верующие живут семьями – в таких случаях нару­шений заповедей нет.

В завершение пресс-конференции Его Святей­шество заметил; поскольку большинство верующих в Калмыкии, по его мнению, женщины, то надо, видимо, открывать здесь женский мо­настырь. И, естественно, изгнать из него всех муж­чин.

Закончилась встреча с журналистами фотографи­рованием на память.

* * *

В газетном отчете, кото­рый мы даем в кратком изложении, не представля­ется возможным рассказать обо всех вопросах и отве­тах, прозвучавших на пресс-конференции. Запись ее будет транслироваться по местному телевидению.

Н. Куменова,
«Известия Калмыкии»,
26 сентября, 1992 года
Просмотров: 9 294  |  Тэги: калмыкия встречи
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

2024.11.22-2024.11.25
22–25 НОЯБРЯ 09:00; 14:00 (мск) – Троицкий хурул (Рипа). Практика гневной дакини Трома Нагмо с Ламой Пема Ранриг. Очно в Калмыкии.

Открыта регистрация на ежегодный осенний семинар с Чокьи Ньимой Ринпоче
Открыта регистрация для онлайн-участия в ежегодном осеннем семинаре с Чокьи Ньимой Ринпоче, который пройдет с 24 ноября по 8 декабря. Семинар этого года будет проводиться в только что торжественно ...

Основные разделы сайта