О визите Его Святейшества
10-05-2010, 20:56 | Напечатать
Завершился визит в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы XIV. Для всех верующих республики, для всех мирян приезд главы буддийской церкви явился большим событием. В эти дни Его Святейшество проводил богослужение: читал молитвы, произносил проповеди, наставлял верующих на истинный путь.
Надолго запомнят люди дни, проведенные рядом с Далай-ламой XIV. Помолиться воплощению живого бога приходили тысячи и тысячи людей, от стара до млад, было очень много молодежи, представителей различных конфессий. Этот факт говорит о том, что встречи с главой тибетского народа очистили душу каждого из нас, независимо от национальности и вероисповедания.
За время пребывания в Калмыкии Его Святейшество побывал в Каспийском, Яшкульском и Кетченеровском районах. Верующие получили в дар изображения Будды с отпечатком его ладони, символический белый шарф, тексты молитв. Все это люди будут хранить как святыню. Но само его присутствие на калмыцкой земле самый большой подарок для каждого из нас.
Освященные им хурулы в Лагани и Джалыково, встречи с верующими, проповеди и прочитанные молитвы — большой вклад в национальное возрождение нашей республики,
Конечно, все встречи в ходе визита Далай-ламы XIV достойны детального освещения в газете, но, принимая во внимание то, что “молодежка” выходит один раз в неделю и теряет оперативность в подаче новостей, остановимся лишь на пресс-конференции, которая состоялась вчера утром в студии Калмыцкого телевидения.
На вопрос от редакции газеты “МК” о впечатлении Его Святейшества насколько наша молодежь интересуется, насколько она проявляет углубленный интерес к своей родной, но позабытой религии Далай-лама XIV ответил следующее:
— У меня была одна встреча со студентами Калмыцкого университета, где молодежь не была активна, мало задавали вопросы, поэтому мне трудно судить об этом. Но их лица светились энтузиазмом и общее впечатление положительное.
Обычно на встречах я подчеркиваю, что постигаемые познания не должны отрываться от индивидуальности личности, знания полезны, когда они гармонично развиваются в сочетании с индивидуальностью. Учителя (буддийские) всегда заботятся о том, чтобы знания не были пустыми. Для молодежи характерна энергия, она инициативна, ищет приключений, ей не хватает терпения. Я желаю ей быть терпеливой. Молодежь должна понимать, что она — сила будущего, и поэтому на ней лежит колоссальная ответственность. Специально для молодежи Калмыкии хочу пожелать, осознания своего национального тождества, быть частью своей калмыцкой культуры, которая в свою очередь основывается на буддийской религии.
Мне сказали, у вас есть проблема среди молодежи алкоголизма и, наверное, наркомании. Им я хочу сказать — этот путь ведет к саморазрушению,
Далай-ламе были заданы также и другие вопросы. Сразу после пресс-конференции состоялась встреча в зале Президиума Совета Министров правительства с Его Святейшеством. Здесь присутствующих проинформировали о договоренностях по обучению в Индии и Тибете 10 монахов и 5 мальчиков на 10-12 лет, о введении е общеобразовательных школах предмета по истории буддизма, об оказании помощи в строительстве культовых сооружений.
После окончания встречи в Совете Министров Далай - лама XIV отбыл в Москву.
газета «Молодежь Калмыкии»,
1992, сентябрь
Незримый след в душе
Второй визит Его Святошества Далай-ламы XIV в Калмыкию
В середине сентября нынешнего года Калмыкию вторично посетил Его Святейшество Далай-лама. Со времени его первого посещения произошли большие изменения в религиозной жизни Калмыкии.
Проповеди и молитвы, прочитанные Его Святейшеством во время его пребывания в Элисте в 1991 г., дали свои всходы. В душах людей, особенно верующих, произошли положительные перемены. Они оказали влияние на отношение общества к буддизму и религии вообще. В этом нетрудно убедиться и по чисто внешним признакам, которые имеют место в Калмыкии. В продаже появились изделия — различного рода буддийские амулеты и статуэтки божеств буддийского пантеона. Издаются и продаются восточные календари, книги по буддизму. Например, книга “Старокалмыцкое искусство”, изданная Калмыцким книжным издательством по материалам архива Калмыцкого института общественных наук РАН, картинной галереи.
Широкий интерес читателей Калмыкии вызывали и изданные в последнее время также под влиянием проповеди Его Святейшества книги по буддизму, которые большими тиражами выпущены в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, и распространяются в Калмыкии.
Проводились выставки буддийских картин. В районах республики возникли буддийские общины, в ряде населенных пунктов стали строиться хурулы. В Элисте организовано общество друзей Тибета.
Республиканские газеты “Хальмг унн”, “Известия Калмыкии”, “Советская Калмыкия”, “Элистинские новости” регулярно публиковали на своих страницах материалы на религиозную тему. Программы республиканского телевидения и радиовещания также не обходили эту тему. Большое впечатление на телезрителей произвели серии телепередач о пребывании в Калмыкии в 1991 г. Его Святейшества. И перед самым прибытием Далай-ламы впервые в Калмыкии вышел в свет первый номер учрежденного Калмыцким институтом общественных наук РАН религиозного журнала “Мандала”.
Таким образом, население нашей республики было в значительной мере подготовлено для активного восприятия в 1992 г. проповедей и молитв Его Святейшества.
Программа пребывания Его Святейшества (14 - 18 сентября 1992 г.) была насыщенной. Состоялись встречи с верующими и общественностью Элисты, Яшкульского, Кетченеровского, Каспийского районов, а также с руководством Калмыкии в Верховном Совете и Совете Министров республики.
Далай-лама посетил Калмыцкий институт общественных наук РАН, где состоялась официальная презентация журнала “Мандала”, открытие научно-практической конференции по буддизму, посетил Калмыцкий госуниверситет, где ему было присвоено почетное звание профессора. Перед отъездом Его Святейшество дал пресс-конференцию журналистам.
Выступая перед верующими и широкой общественностью, Далай-лама говорил, что Его деятельность и сегодняшний визит направлены на установление гармонии в отношениях между людьми в обществе, семье, гармонии человека с природой и самим собой, гармонии между религиями.
Процесс принятия другой веры — не простой вопрос для человека, но свобода выбора остается за ним, — подчеркивал Далай-лама. Теплотой уважительного отношения к другим религиям была проникнута встреча Его Святейшества с настоятелем Крестовоздвиженского храма русской православной церкви отцом Зосимой.
На встречах с общественностью Далай-лама уделял внимание и вопросам Тибета. Он отметил, что наиболее опасными являются: нарушение прав человека в Тибете, систематически проводимый геноцид в отношении культуры, разрушение окружающей среды.
— Я рассматриваю тибетский вопрос, — добавил Он, — и как духовную проблему, ибо полное учение буддизма сейчас доступно исключительно в тибетской традиции. Сложившаяся в Тибете критическая ситуация, постигшие тибетцев неисчислимые беды и лишения представляют собой острейшую политическую проблему, которую надо решать политическими методами.
Подчеркнув исторические связи тибетской и калмыцкой культуры, Он выразил надежду, что со временем удастся создать в Калмыкии буддийские центры медицины, философии, живописи.
Собравшимся на площадях перед строящимися хурулами верующим Его Святейшество читал молитвы и проповеди о буддизме, сути и значении буддийской религии. Он читал верующим стихи, в которых восхваляются достоинства, тело, речи Будды. Читал сутры Пражняпарамиты, т.е. достижения высшей мудрости; подношение “Мандалы” — высшему сакральному символу буддизма. Его Святейшество остановился и на учении дхармы, которое имеет большое значение для устремленности к просветлению.
— В мире существует много религий, — сказал Его Святейшество, — все они учат быть добрыми. Буддийское учение основано исключительно на сострадании к другим. В буддизме находят науку о сознании. На рубеже XXI века мы воскрешаем буддийскую религию, которая существует уже два с половиной тысячелетия.
Далай-лама подчеркнул, что в буддизме акцентируется внимание не на слепой вере, а на разуме. В подтверждение привел одно из высказываний Будды: “Не принимайте мои слова на веру из уважения ко мне”.
Объяснение буддийского учения давалось и на основе того текста на тибетском языке, который был роздан верующим.
— Можно избежать страдания, если знаешь причины, — говорил Его Святейшество. — Нам иногда кажется, что страдания возникают по независящим от нас причинам. На деле все причинно обусловлено (в этом смысле они пустотны, а не самосущи). Наше счастье, несчастье имеют свои причины и условия. Путем познания причин мы можем устранить страдание.
Далай-лама, освящая места, где строятся хурулы, дарил буддийские иконы. Так, для будущего храма в Элисте подарил танку — красочно расшитое шелком полотно с изображением Будды с отпечатком руки Его Святейшества на обратной стороне иконы.
Буддийские иконы он подарил также строящимся хурулам в Яшкуле, Лагани, Джалыкове и Кетченерах. На обратной стороне икон отпечатки руки Его Святейшества.
Затем он даровал верующим аршан (таблетки—нектар долгой жизни), “бу” (повязки на шею), освященные ста миллионами прочитанных молитв, тексты мантры, содержание молитвы.
Таким образом, благодаря буддийской практике метода, практике мудрости (пустотности), даровал еще две мантры.
Особое внимание уделял Его Святейшество необходимости очищения сознания, для чего нужно избавиться от своих нравственных недостатков.
Необходимо добиваться морального очищения, моральной концентрации. Основой нравственного очищения является воздержание от десяти дурных деяний. Это прежде всего три дурных деяния тела — убийство, разврат, воровство; затем четыре дурных деяния речи: ложь, злословие во вред другим, сквернословие, пустословие (болтовня), наконец, три дурных деяния мысли — зависть, желание другим плохого, ложное воззрение.
Отказ от десяти дурных деяний и практика десяти добрых деяний принесут мир, благополучие и добрые отношения между людьми.
Чтобы люди могли заниматься буддийской практикой, Его Святейшество даровал четыре молитвы.
1. Люди должны практиковать сострадание ко всем живым существам, для чего необходимо обращаться к Авалокитешваре и читать молитву ОМ МАНИ ПАД МЭ ХУМ.
2. Чтобы заниматься религиозной практикой, люди должны обладать хорошим здоровьем и долгой жизнью, поэтому они должны обращаться к Белой Таре, чтобы она даровала здоровье, долгую жизнь и устраняла все препятствия на пути к правильной жизни, должны читать молитву ОМ ДАРИ ДУ ДАРИ ДУРИ СУУХА.
З. Для реального сострадания необходимы практика высшей мудрости, обращение к МАНДЗУШРИ и чтение молитвы ОМ АРА ВАЗА НА ДИ.
4. Каждый человек должен взращивать в себе просветление всех живых существ, взывая к Будде - ШАКЬЯМУНИ, читать молитву ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ СУУХА.
Далай-лама обращал внимание верующих и на такие детали, например, как держать сложенные ладони при молитве.
— Конечно, большой ошибки нет в том, что сложенные ладони держат иногда наклонно, — говорил Он, — но лучше делать все с самого начала правильно, а это значит — сложенные ладони надо держать вертикально вверх.
П.Биткеев,
журнал «Мандала», 1993, № 2